Практическая направленность преподавания физики — одно из основных требований к уроку.


Практическая направленность преподавания физики одно из основных требований к уроку.
В настоящее время интерес к знаниям, понимание их ценности для дальнейшей жизни у сельских школьников встречается довольно редко, наблюдается тенденция слабой мотивации к учению. Как сделать так, чтобы ученики стали учиться, и в силу своих возможностей осваивали материал? В ответ на этот можно найти как у дидактов прошлого, так и современных. Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи учебного материала с практикой). В современной дидактике этот принцип называется принципом практической направленности подготовки учащихся. Необходимо показать учащимся значение знаний в производственной, общественной и личной жизни – возможно, это поможет освоению знаний учащимися.
Заказ нашего общества на современном этапе – растить молодых людей, вступающих в жизнь не только знающими, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Цель учителя – помочь учащимся лучше понять и полюбить интересную, но далеко не легкую науку – физику. Научить задумываться над окружающими явлениями и находить им правильное объяснение. Не углубляясь в сложные математические вычисления или сложные эксперименты, на простых опытах и примерах раскрыть перед учениками физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы. Такое миропонимание необходимо любому образованному человеку независимо от того, какую карьеру он выберет в дальнейшем. В содержание принципа практической направленности подготовки, выделяют следующие аспекты:
1) приобретение учащимися знаний и умений, которые потребуются им в будущей жизни;
2) конкретизация знаний и умений, необходимых человеку в современной жизни.
С первого урока физики в 7 классе нужно показать учащимся неразрывную связь физики с жизнью, сказать о том, что физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. И, конечно, нужно привести примеры неразрывной связи физики и техники: физика дала технике автомобили, тепловозы, кино, телевидение. В свою очередь техника позволила заглянуть в космос и начать его освоение. Ярким примером воплощения в жизнь достижений физической науки является создание современных транспортных средств, таких, как самолеты, автомобили, морские и речные судна, космические ракеты; средства связи с применением спутников Земли; лазерные технологии в промышленности и медицине. На последующих уроках ученики пробуют объяснить опыты, факты, явления из жизни «научно, грамотно, с точки зрения физики». Вначале это вызывает некоторые затруднения у ребят, потому что им привычнее: «это так, потому что я это вижу». Постепенно они понимают, что все, происходящее вокруг, объясняет физика. Здесь место
Определяющую роль играют демонстрационный эксперимент, самостоятельное выполнение опытов, понимание физических явлений, наблюдаемых в повседневной жизни, и умение их объяснить. Большое значение имеют домашние наблюдения и эксперимент: надуйте воздушный шарик, вынесите его на ночь на улицу, потом снова занесите в дом. Объясните наблюдения. (Такое же задание с пустой пластиковой бутылкой) и т. д.
На начальном этапе изучения физики хорошо использовать игровые моменты. Например:
При изучении молекулярного строения трех агрегатных состояний вещества дети представляют себя в виде молекул – надо двигаться, как в газе, как в твёрдом теле, как в жидкости;
Ученики проводят эксперимент на движение тела, брошенного горизонтально, – ребёнок разгоняется вместе с шариком – поймает он шарик, если отпустит, или нет?;Даны графики движения – зависимости пути и скорости от времени – дети должны изобразить это движение (равномерное, равноускоренное, покой) – а класс анализирует, что происходит;
По карточкам, где отмечено сопротивление проводников, нужно построиться в соответствии с выданной схемой;
Девочки – электроны; мальчики – ионы, демонстрируют движение заряженных частиц в электрическом поле.
Большое значение имеет постановка проблемного вопроса при изучении новой темы.
Например:
1. При изучении темы «Тепловые двигатели» спрашиваем: «Почему появляются и расширяются озоновые дыры в атмосфере Земли? Можно ли их уменьшить и что для этого предпринимается?»;
2. Изучая тему «Электромагнитное поле» ставим вопросы: «Почему родители не разрешают детям долго смотреть телепередачи? Почему расстояние до телевизора должно быть не менее 2-х метров?»;
3. Урок на тему: «Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений и их биологическое действие» начинается с вопроса: «Почему флюорографию рекомендуется делать не более 2-х раз в год?»;
4. На уроках по теме: «Электрический ток в газах» звучит вопрос «Почему рекламируется медицинскими работниками и широко применяется лампа Чижевского?»;
5. На уроках по теме: «Законы постоянного тока» из урока в урок звучит вопрос, где и как можно применить этот закон или явление?» Внушаем, что каждый мужчина – глава семьи должен уметь починить утюг, поменять сгоревшую лампу, найти разрыв в цепи новогодней гирлянды и т.д.;
6. Урок на тему: «Параллельное соединение проводников» начинается с вопроса: «Почему выбивает пробки или сгорает предохранитель в счётчике, если включено много потребителей электрического тока?»
Учащиеся узнают о правилах по технике безопасности и оказании первой медицинской помощи при поражении током.
Неоценимое значение имеет использование в каждой теме дополнительного материала из истории этой науки или примеры практических применений изученных законов и явлений. Например:
При изучении закона сохранения импульса уместно ознакомить школьников с историей развития идеи космических полётов, с этапами освоения космического пространства и современными достижениями;
Знакомство с принципом действия лазера уместно сопроводить рассказом о различных применениях лазерного излучения, включая голографию;
Особого внимания заслуживают вопросы энергетики, включая ядерную, а также проблемы безопасности и экологии, связанные с её развитием;
В разделе «Механика» стоит уделить внимание вопросу механизации производства;
В разделах «Электродинамика» и «Квантовая физика» осветить вопросы электроэнергетики, электрификации;
При изучении молекулярно-кинетической теории рассматривается создание материалов с заданными техническими свойствами.
Чтобы учебный процесс более увлекательным и интересным, нужно раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение их в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе: обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. Так как обществу необходим выпускник, умеющий творчески применить полученные знания на практике и способный к продолжению образования, самообразованию и труду необходимо приобщить детей к проектно-исследовательской деятельности. Проектное обучение создает условия для самореализации школьника, нацеливает его на поиск путей оптимального решения проблемы, развивает у учащихся самостоятельность, творческое отношение к делу, привычку к обучению на протяжении всей жизни, знакомит с методами применения знаний по физике на практике, в быту, технике и на производстве.
Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разнообразными формами. Это и физический кружок, и элективные курсы, и научное общество учащихся.
Экспериментальные исследования важны учащимся, которые изучают физику не только на повышенном, но и базовом уровне, поскольку владение исследовательской компетентностью актуально для каждого человека. В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь «открыть экспериментально». Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к формированию у учащихся устойчивых познавательных интересов, они охотно работают на уроке и вне урока. Наслаждение самим трудовым процессом (ведь ученик считает себя первооткрывателем) приводит к сознательному выполнению данной работы.
Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество, поэтому основа каждого занятия должна быть интересна, выполнима, оригинальна (в ней необходим элемент неожиданности, необычности), доступна (тема должна соответствовать возрастным особенностям учащихся).
Важную роль в усилении практической направленности обучения физики играют экскурсии, так как экскурсии – одно из средств связи преподавания физики с производством. К сожалению, в сельской местности практически нет возможности их проведения.
Одно из важных направлений реформы школы – усиление практической направленности преподавания, которое для физики выражается, в частности, в том, что не менее 30% всех уроков должно быть отведено проработке учебного материала путём решения задач, выполнения лабораторных работ и практикума, а также повторения и обобщения материала. Кроме качественных и количественных задач надо решать экспериментальные задачи.
Например:
«Что покажет амперметр, включённый в различные участки цепи при последовательном соединении проводников, при их параллельном соединении»;
«Почему не выливается вода из опрокинутой вверх дном колбы, если горлышко её погружено в воду?» (соответствующий опыт демонстрируется);
«Почему вода поднимается вверх, когда её втягивают поршнем?»;
«Определите выталкивающую силу, действующую на камушек в воде?» (на столах динамометры, сосуды с водой и камушки с ниткой);
«Чему равна сила трения, действующая на брусок?» (динамометр, брусок с ниткой);
«Определите период колебания математического маятника» (на столах математические маятники разной длины).
«Рассчитайте стоимость электрической энергии, потребляемой вашей семьёй за месяц, наметьте, совместно с родителями, пути экономии (с указанием, действующего тарифа).
«Вычислите работу тока в лампе накаливания и в энергосберегающей лампе такой же мощности за сутки, месяц и так далее.
Решение подобных экспериментальных задач очень полезно для учеников, так как известно, что от услышанного ученик запоминает лишь 20-25%, от написанного – 50-60%, а от увиденного и сделанного самим ≈90%.
Следует остановиться на практических умениях, формирование которых предусмотрено программой, а именно:
Пользоваться измерительными приборами: мензуркой, весами, динамометром, барометром, манометром (VII класс);
Пользоваться калориметром, термометром, амперметром, вольтметром, реостатом, электронагревательными приборами, плавкими предохранителями, чертить схемы электрических цепей, собирать цепи по схемам (VIII класс);
Производить измерения и расчёты по определению скорости, ускорения, пути, времени движения, массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии, КПД механизма (IX класс);
Производить измерения и расчёты по определению объёма, давления и температуры газа, сопротивления и электроёмкости проводника, напряжённости и разности потенциалов, силы и мощности тока (X класс);
Экспериментально определять показатель преломления вещества, длину световой волны, фокусное расстояние линзы, определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях (XI класс);
Знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира внедряем на основе принципов здоровье сберегающей педагогики. Это способствует формированию здорового образа жизни, основанного на знаниях физических процессов, происходящих в организме человека и гуманистического отношения к окружающему миру, воспитанию духовности и нравственных основ личности.
Например:
При изучении темы «Тепловые явления» стоит сказать о влиянии параметров микроклимата на самочувствие человека, о теплообмене человека с окружающей средой, о роли кожи в терморегуляции, о значении влажности в жизни человека, о теплопроводности различных материалов, поднимаем глобальные вопросы экологии: экологические проблемы и охрана окружающей среды, влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы (неизбежность выделения тепла в окружающее пространство, выход отработанных газов и др.), парниковый эффект и загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя Земли и его последствия (использование фреона в холодильных установках, применение аэрозолей и др.), возможные изменения климата в результате деятельности человека, необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды, международное сотрудничество в решении экологических проблем;
При изучении темы «Физика атома и атомного ядра» обращаем внимание экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, ищем пути их преодоления, говорим о последствия Чернобыльской и Челябинской аварий на атомных предприятиях;
Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Явления природы взаимно связаны. Эту взаимосвязь необходимо раскрывать перед учащимися при изучении всех естественнонаучных дисциплин. Поэтому стоит уделять внимание интегрированным урокам. Ведь мир, окружающий нас интересует школьников, побуждает их отвечать на вопросы, которые перед ними ставит жизнь. Задача учителя физики – помочь им.