Самостоятельная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы, как средство развития интеллектуальных способностей учащихся
Самостоятельная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы, как средство развития интеллектуальных способностей учащихся
1. Общие сведения о понятии «самостоятельная работа». Самостоятельные действия человека по достижению какой-либо познавательной цели уникальны. Термину «самостоятельность», «творчество», «воспроизведение» - это именно те термины, которые от урока к уроку пытаются донести до учащихся учителя.
Понятие «самостоятельность» стало применяться в педагогике раньше остальных и в настоящее время является для центральным.
Говоря о самостоятельности, имеется в виду, что какая-либо деятельность воспроизводилась без чьей-либо помощи. Но в учебном процессе такой подход реализовать весьма затруднительно, так как образовательная деятельность на сегодняшнем этапе развития образования, по-прежнему, не возможна без помощи учителя. Более перспективная и продуктивная деятельность – э то поиск путей преподавания через самостоятельную деятельность учащихся в сфере целеполагания. Самостоятельный человек понимается, как личность, способная принимать решения, выполнять их и отвечать за свои действия перед обществом. Главный признак самостоятельной деятельности как дидактическое образование проявляется в том, что цель деятельности ученика несет в себе одновременно и функцию управления этой деятельностью.
Творческий подход к работе имеет свою особенную специфику и позволяет учащимся разных психотипов и структур интересов, погружаться в предмет, увлекаться им и серьёзно относится к процессу образования. Находить новые методы и приёмы получения информации, изучения и воспроизведения ученик может, как под чутким действием наставника и педагога, так и предлагать варианты самостоятельно. В первом случае, речь идёт о творчестве педагога, во втором о творческих способностях, интересах и зачатков профессиональной направленности учащегося.
Последовательное выполнение учащимся самостоятельных работ (сначала на применение обобщенных положений науки, а затем творческих) позволяет ученику под руководством учителя накопить собственный опыт творческой деятельности, аналогический тому, который накопило человечество в данной области.
Важно уметь целесообразно применять и совмещать творческую деятельность учащихся и самостоятельную работу. Проведение исключительно творческих работ мешает учащимся в полной мере глубинно изучить материал и получить весь объём структурированных знаний, что впоследствии может привести к появлению неуверенности учащегося.
Выполнение работ каждого типа опирается на свою систему знаний. Для работы по образцу ученику необходимы знания о способах деятельности, т.е. совокупности действий и операций. Остальное может быть известно лишь учителю. Самостоятельную работу ученик сможет выполнить только тогда, когда в полной мере будет ознакомлен с приёмом постижения поисковой и самостоятельной деятельности, а также, будет грамотно направлен в сторону поисковой деятельности.
Выполнение работ на применение обобщенных положений (понятий) науки обогащает систему знаний учащихся закономерности, на основе которых он может разработать сначала принцип, а затем и способ деятельности.
При выполнении творческих работ ученик приобретает сведения о новых свойствах, связях, а также действия, которые ведут к их выявлению. В соответствии с различными уровнями учебной деятельности школьников самостоятельные работы могут подготавливать к осмыслению и удержанию в памяти изучаемого материала, тренировать учащихся в воспроизведении знаний и способов деятельности или требовать применения знаний и умений в новой ситуации, ставить проблемные задачи. Важно всегда давать учащимся понимание о необходимости изучения предмета и его дальнейшей роли в жизни каждого учащегося.
2. Личный отчёт о применяемых методах, разработанных на практике. Мои уроки построены так, чтобы большую часть времени работали дети: читали, рассказывали, повторяли, проверяли и выполняли. Я же оставила себе роль координирующую и направляющую. Моя задача, как педагога, помочь детям самостоятельно усвоить материал, переварить его, осознать и воспринять. В качестве примера хочу привести урок русского языка в 9 классе (ноябрь 2014 года). Этот урок был составлен в форме диспута. Я, как педагог и координатор, назвала тему, которая звучала как: "Современная молодёжь: деградирует или развивается?" Класс был поделён на две команды, перед каждой из которых стояла задача защитить свою часть темы при помощи высказываний, доказательств и умозаключений. Команды выступали со своими суждениями поочерёдно. В качестве домашнего задания учащиеся получили сочинение на эту же тему, с заданием - объединить всё, что было сказано в одно умозаключение. В результате, у учащихся не возникло труда с сочинением и все работы заслужили хорошей оценки и похвалы. Другим видом урока с применением самостоятельной работы учащихся стал урок-спектакль, на котором учащиеся должны были показать басню в виде сценки, предварительно подготовив реквизит, костюмы и ярко изобразить героев, учитывая их авторские характеристики. С ребятами 5-го класса была проведена работа по подготовке характеристик героев и способов их иллюстрирования на сцене. Результатом работы стали две отлично подготовленные сценки по басням Крылова "Волк и ягнёнок" и "Квартет".
Помимо применения самостоятельной деятельности, как формы работы на уроках, мною неоднократно применяется проектная работа и творческая работа затрагивающая суть ролевой игры в сфере деятельности различных специальностей. Я считаю, что подобного вида занятия помогут учащимся определиться со своими наклонностями к той или иной профессии и посеять зачатки готовности к самостоятельной жизни.
Ежегодно мною проводятся внеклассные мероприятия. Все виды деятельности по русскому языку и литературе я придумаю, в основном, сама. Учащиеся с охотой принимают участие во всех разработанных мною мероприятиях и показывают неплохие знания предмета.
В течение всей моей работы я тружусь над повышением качества знания учащихся. Искренне радуюсь тогда, когда мои ученики проявляют себя в предмете, тем самым показывая, что мои труды были не напрасны. Разумеется, что как профессионалу, мне предстоит ещё много над чем работать, но уже сегодня я чувствую большой пройденный путь и благодарна всем педагогам, которые помогали мне в преодолении трудностей.
3. Интерактивные методы обучения.
Существенная особенность самостоятельной работы – активная мыслительная деятельность учащихся, побуждаемая определенными мотивами и проявляющаяся в осознании цели и задач работы, в планировании предстоящих действий, выборе способов и средств их выполнения, контроле правильности принимаемых и получаемых решений.
Мотивация учебной деятельности школьников - важная предпосылка успешности обучения. Если познавательная деятельность навязывается, то познавательные мотивы ослабевают, что в конечном итоге порождает отрицательное отношение к процессу учения в целом.
Исследования Л.И. Божович, В.В.Давыдова, И.П.Иванова, А.Н. Тубельского позволяют утверждать, что учащиеся, начиная уже с младшего возраста, способны формировать в себе умения самостоятельно ставить цели, искать средства, анализировать способы своей деятельности, преобразовывать учебный материал.
В подростковом и особенно в старшем школьном возрасте при наличии специальной работы развивается способность к личному и групповому самоопределению по отношению к учебному материалу.
Поэтому просто необходимо, чтобы учебно-воспитательная ситуация способствовала развитию сферы общения школьника. Для этого в процессе обучения должны проявляться все три стороны общения:информативная (передача и сохранение информации),интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности) и перцептивная(восприятие и понимание человека человеком).
Литература
1. Абрамова С.В. «Языкознание для всех» — 2004 // Русский язык и литература для школьников, 2004, №3, с.38-39.
2. Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы школьников порусскому языку // Русский язык в школе, 2007, №2, с. 25-31.
3. Абрамова С.В. Современный русский язык на кружковых занятиях в школе // Русский язык в школе, 2003, №5, с.44-51.
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология.- Ростов-на-Дону, 1999.
5. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2001.