Конспект урока по русскому языку на тему Причастие как особая форма глагола (7 класс)
Причастие как особая форма глагола
(Урок проблемного обучения)
Цели: Дидактическая - формирование знаний о причастии как особой форме глагола;
Психологическая – формирование общего познания и применения причастий в речи;
Воспитательная – формирование интереса к познанию русского языка, обогащение словарного запаса учеников.
Ход урока:
Организационный момент.
I этап урока: Актуализация и выравнивание знаний обучающихся:
Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (на карточке).
Бушующий ветр гнул и грзил сломать мачты краблей которые носились в море как скорлуки.
Анализ предложения (ученики работают в парах):
- Какие виды орфограмм вы нашли?
- Объясните постановку знаков препинания.
Выполните задание: Укажите морфологическую характеристику каждого слова.
Бушующий ветер (сущ) гнул (глаг.) и (союз) грозил (глаг.) сломать (глаг.) мачты (сущ.) кораблей (сущ.), которые (мест) носились (глаг.) в (предл.) море (сущ.), как (союз) скорлупки (сущ.).
Постановка проблемного вопроса: У всех ли слов вы смогли определить морфологическую принадлежность? Какое слово вызвало у вас затруднения? Почему?
Анализ слова «бушующий»:
- На слово какой части речи похоже слово «бушующий»? (Ответ: на глагол «бушевать»).
- Какие вопросы можно задать к этому слову? (Ответ: вопросы какой? Что делающий?).
- Т.о., на какие части речи «похоже» это слово? (Ответ: на прилагательное и глагол).
- А вы знаете, как называется часть речи, которая «собрала» в себе признаки глаголов и прилагательных? (Ответы учеников)
Слово учителя:
- Это причастие. Причастие – особая форма глагола.
II этап урока. Организационно-исполнительский.
Решение учебной задачи.
- Давайте выясним, какие признаки глагола имеет причастие (одновременный повтор грамматических категорий глагола: вид, время, переходность, возвратность).
- Можно ли определить вид причастия? (Ответ: Да, задаем вопрос что делающий? - несов. вид).
- Определите время (Ответ: бушующий когда? сейчас – наст.время).
- Образуйте причастие от глагола улыбаться. (Ответ: улыбающийся).
- Чем отличаются причастия бушующий и улыбающийся? (Ответ: наличие постфикса СЯ).
- Как называется этот признак глагола? (Ответ: возвратность).
- Каким способом образованы причастия бушующий и улыбающийся? (Ответ: с помощью суффикса ЮЩ).
Практическое задание: образуйте причастия от глаголов: идут, дышат, смотрятся, строить, принести, читать, ведут, гонят, прочитать, видеть, сжать. (проверка правильности выполнения по сборнику Малюшкина А.Б. «Учебные таблицы по русскому языку 5-11 классы» с. 93-96).
Вывод: с помощью каких суффиксов образуются причастия? (Ответ: с помощью суффиксов –ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -вш, -ш, -ем,-ом, -им, -енн, -нн, -т)
Начать составление кластера:
ПРИЧАСТИЕ
(особая форма глагола)
Признаки:
Глагола:
1. Вид: соверш., несоверш.
2. Время: наст., будущ.
3. Возвратность
-Давайте с вами выясним, какие признаки прилагательного есть у причастия. Составьте словосочетания со словом «бушующий» и словами «море, ураган, волна». (Ответ: причастие изменяется по родам).
- Измените эти словосочетание по числам и падежам.
Какой вывод вы можете сделать? (Ответ: причастие как прилагательное изменяется по числам, родам, падежам).
Заполнение кластера:
ПРИЧАСТИЕ
(особая форма глагола)
Признаки:
Глагола: Прилагательное:
1. Вид: соверш., несоверш. 1. Изменяется по числам,
2. Время: наст., будущ. родам, падежам.
3. Возвратность 2. В предложении выполняет
функцию определения
Тренировочное упражнение (по учебнику): Прочитайте текст, найдите и выпишите причастия, определите их вид, время, род, число, падеж.
II этап урока. Рефлексивно-оценочный.
Какую задачу мы решали сегодня на уроке?
Какие признаки глаголов и прилагательных вобрали в себя причастия?
Какие трудности возникли у вас в ходе работы?
Общая самооценка обучающихся.
Д\з.
15