Методическая работа Принципы прогрессивной педагогики в рамках преподавания дисциплины Фортепиано на специализации Народное хоровое творчество
ГБПОУ «Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова»
Принципы прогрессивной педагогики в рамках преподавания дисциплины «Фортепиано» на специализации «Народное хоровое творчество» и «Хореографическое творчество»
Методическое пособие
Составитель: преподаватель фортепиано
Афанасьева Елена Аркадьевна
Великий Новгород
2017 год
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» В.А.Сухомлинский.
Современные социально-культурные условия развития общества диктуют все более высокий уровень требований к подготовке музыканта-профессионала. От будущих специалистов в области культуры и образования зависит: какой качественный уровень займет музыкальное искусство в обществе; востребованность его богатейших возможностей в воспитании подрастающего поколения, выбор ориентира «музыкального тона» (Л.В.Школяр) образа будущего. От профессионализма сегодняшних студентов зависит духовно-нравственное, эмоционально-творческое развитие общества в целом.
Музыкально-педагогическую общественность, профессионалов-музыкантов волнуют следующие вопросы: какую роль искусству отводят в ближайшие десятилетия? кто будет через несколько лет вести музыкально- просветительскую деятельность? как, шагая в будущее, не утратить связь с лучшими традициями прошлого?...от кого зависит развитие культурного уровня общества?
Одним из возможных ответов по данной проблеме может стать качественная характеристика профессиональной деятельности педагога-музыканта, художника, просветителя в условиях дошкольного, школьного, дополнительного образования; профессиональной подготовки специалистов в ВУЗе и в системе среднего профессионального образования. Выпускники музыкально-педагогических вузов, средних профессиональных учебных заведений выполняют функции просветителей, носителей музыкальной культуры, воспитателей духовности молодежи.
Сущность концепции «воспитание музыканта», в широком смысле этого слова, одной из целей которой является обучение специалиста постижению художественного образа произведения искусства (например, содержания музыки), представляет собой основу развития творческого потенциала личности (ее креативности: музыкально-художественного исполнительского мышления; творческой активности и фантазии; профессиональной самостоятельности и т.д.) Основополагающей гипотезой нашего исследования является изучение и воплощение идеи создания музыкально-художественного образа. Ее мы рассматриваем и как вершину творческого процесса, и как стратегическое направление в содержании подготовки в условиях системы профессионального музыкального образования.
Колледж искусств им. С.В. Рахманинова г.Великий Новгород готовит специалистов среднего профессионального образования по специальности «Социально-культурная деятельность и народно-художественное творчество». Повышая качество профессиональной подготовки специалистов, необходимо в учебно-воспитательный процесс внедрять различного рода инновации. Однако, данный процесс осложняют следующие объективные факторы: студенты обучающиеся на базе 9-11 классов общеобразовательной школы, как правило, не имеют начального музыкального образования, а подготовка специалистов ведется в сжатые сроки (4 года обучения), с учетом многофункциональности получаемой специальности (педагога-музыканта, педагога-хореографа, руководителя самодеятельного творческого коллектива и др.). Как показывает практика, именно эти специалисты в дальнейшем и будут осуществлять свою музыкально-эстетическую, художественно-просветительскую деятельность, расширяя социально-культурное пространство и улучшая его качественную характеристику; меняя общечеловеческие морально-нравственные ценностные ориентиры; профессионально-направленно и творчески влияя на развитие культуры общества.
Предмет фортепиано в условиях НОКИ ставит своей целью, прежде всего, музыкальное воспитание студента, развитие его индивидуальных способностей для осуществления дальнейшей успешной профессиональной деятельности, а также его социальной адаптации в жизни. По нашему мнению, все это способствует накоплению им багажа знаний, умений и навыков, необходимого для дальнейшей творческой самореализации в профессии; для воспитания чувства уверенности и самодостаточности, для формирования у него потребности в творчестве. В процессе знакомства студента с музыкальным инструментом происходит обогащение, и углубление его духовно-нравственных начал; постоянное усиление процесса «заражения» мира положительными эмоциями, чувствами, переживаниями. На основе формирования у студентов мотивации к изучению дисциплины «Музыкальный инструмент»; внедрения в процесс обучения игре на музыкальном инструменте инновационных методик, осуществляется сложный процесс самореализации будущих педагогов-музыкантов, педагогов-хореографов в практике. Это происходит в различных формах приобщения молодежи к миру музыкального искусства: через само музыкальное исполнительство, через глубокое проживание музыкального материала, через репродуцирование жизненных явлений в звуках (нотах) и т.д.. В ходе взаимодействия педагога и учащегося совершается преобразовательная деятельность творческого характера, влияющая на изменение мировоззрения студента (представлений, установок в поведении и т.д.). Ориентируясь на свои сильные (индивидуальные) стороны личности, при использовании инновационных методов фортепианной педагогики (в рамках предмета ОКФ), педагог-музыкант создает благоприятные условия для развития профессионализма студента. Одним из самых важных, на наш взгляд, профессиональных качеств педагога-музыканта является его потребность в творческом самовыражении; в желании плодотворно трудиться.
Важнейшим условием формирования профессиональной мотивации студентов к творческому воплощению содержания музыки (других видов искусств) является воспитание устойчивой потребности в непрерывном самообразовании; потребности в совершенствовании своих навыков игры на инструменте, способности сосредоточения творческих усилий в процессе самостоятельного овладения музыкальным искусством. С точки зрения Г.Г.Нейгауза - одна из главных педагогических задач - "сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены, то есть привить ему ту самостоятельность мышления (самопознание, умение добиваться цели и т.д.) которая называются зрелостью, порогом за которым начинается мастерство» [5 ].
Таким образом, миссия современной системы образования в развитии творческого потенциала личности состоит в компетентном выборе стратегических приоритетов, грамотной формулировке целей и задач в условиях профессиональной подготовки. В связи с этим, особенно актуальны становятся слова Г.Нейгауза: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты»[ 5 ].
Список литературы:
1. Коган Г., Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М.- Филармония, 1948 г.
2. Коган Г., У врат мастерства. Работа пианиста, М.- Музыка, 1969 г.
3. Коган Г., У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы, М.- Сов. композитор,1961 г.
4. Корто А., О фортепианном искусстве. Статьи. Материалы. Документы// сост. Х.Алжемова, М.- Музыка, 1965
5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М;195
6. Перельман Н. В классе рояля, М.1971
7. Фейгин М.Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М;1975.
8. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – М;1965.
9. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М;1984.
10. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. – М;1988.
11. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М;1994.
12 Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. – М;1999.
15