Разработка урока по русскому языку на тему Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия


Тема Причастие как особая форма глагола.
Действительные и страдательные причастия.
Знаки препинания в предложении с причастным оборотом
Цели урока:
Дать понятие о причастии как о части речи, показать связь причастия с прилагательным и глаголом.
Выявить грамматическое значение причастия, его синтаксическую функцию и роль в нашей речи.
Закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки монологической речи.
Технология развивающего обучения
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Повторение орфографии. Объяснительный диктант.
Всюду, куда ни взглянешь, стелется над землей легкий пар; на песчаных буграх, которые сами собой давно обезлесели, мало – помалу подсохли проталинки, и только на давно не езженной дороге синеют лужицы последней снеговой воды.
2. Сообщение темы и цели урока
3. Проверка домашней работы
4. Опрос - повторение.
- Какие формы глагола называют особыми формами?
- Что общего у глагола и причастия?
- Что общего у глагола и деепричастия?
III. Теоретическая часть
1. Действительные и страдательные причастия
Причастия обозначают признак действия, а деепричастия - добавочное действие.
Благодаря использованию причастий и деепричастий, изображение событий получается более полным.
Причастия и деепричастия поясняют основное действие, делают повествование объемным.
Прича́стие (лат. participium, греч. μετοχή) — это самостоятельная часть речи либо (в зависимости от точки зрения) особая форма глагола, которая обладает свойствами как глагола, так и имени прилагательного.
Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой?, каков?, что делающий?, что делавший?, что сделавший?
Глагольные признаки причастия — это категория вида, залога, а также особенная форма времени.
Адъективными (связанными с именем прилагательным) признаками причастия являются категории рода, числа и падежа.
Примеры действительного причастия
Дождь, поливающий землю.
Ужас, летящий на крыльях ночи.
Человек, прочитавший книгу.
Опавшие с дерева листья.
Берёза, склоняющаяся над мокрыми кустами.
Человек, курящий греческий табакПримеры страдательного причастия
Земля, поливаемая дождём.
Растение, выращиваемое на грядке.
Книга, прочитанная всеми.
Кукла, одеваемая девочкой
Земля, нагреваемая солнцем.
Перфект
Краткая форма страдательного причастия прошедшего времени глаголов совершенного вида используется в русском языке для образования страдательных форм перфекта: книга прочитана (перфект настоящего времени), дом был построен (перфект прошедшего времени)
Причастие сослагательного наклонения
Вопрос о существовании в русском языке причастия сослагательного наклонения, образуемого добавлением к действительному причастию прошедшего времени частицы бы, является дискуссионным. Однако подобные формы иногда встречаются в произведениях Н. В. Гоголя, а в виде устойчивого оборота сделавший бы честь — у многих других авторов.
Причастный оборот
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
В предложении причастный оборот и причастие являются обособленным или необособленным согласованным определением.
В русском языке причастный оборот часто выделяется запятыми.
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. Когда причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не ставятся, кроме тех случаев, когда определяемое слово выражено личным местоимением.
Программа, написанная в спешке, выполнила недопустимую операцию.
Написанная в спешке программа выполнила недопустимую операцию.
Сложные предложения могут быть перегружены причастными оборотами:
Дятел, долбящий дерево, растущее в лесу, засыпанном снегом, падающим с ветвей, сильно замёрз.
IV. Закрепление изученного материала
1. Разбор предложенного текста и запись его с комментированием. (4 человека работают у доски, остальные – в тетради)
2. (2 вариант) Запись предложений под диктовку у доски (остальные работают в тетради)
2.1 Правописание действительных причастий (суффиксы действительных причастий)
1. Растущий в палисаднике куст сирени зацвёл. 2. Бодрящий сосновый запах вызывает желание глубже дышать. 3. Лётчик расстегнул шлем и подставил пылающее лицо освежающему ветру. 4. Люди, сеющие ветер, пожинают бурю. 5. Он наблюдал волнующую картину горного обвала. 6. Природа жаждущих степей его в день гнева породила. (П.)
2.2 Падежные окончания действительных причастий настоящего и прошедшего времени (cогласование)
1. Однообразный шум падающей воды заглушал все остальные звуки. 2. Обильно цвела мать-и-мачеха на просыхающей глине. 3. Я думал о предстоящем разговоре с отцом. 4. В ведёрке, висевшем над костром, что-то закипело, забурлило.
2.3 Действительные причастия с частицей –ся1. Начало припекать высоко поднявшееся солнце. 2. Перед нами было волнующееся пшеничное поле. 3. Наше внимание привлекло какое-то животное, быстро двигающееся нам навстречу. 4. Мы увидели раскинувшуюся на косогоре деревушку. 5. Дождь размыл тропинку, круто поднимающуюся к селению.
2.4 Правописание страдательных причастий
(суффиксы страдатательных причастий настоящего времени)
1. Прекрасны после дождя леса и луга, волнуемые лёгким ветерком. 2. Озеро было небольшое и относилось к разряду пресных, питаемых подземными ключами. (Мант.) 3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый. (Лерм.)
(суффиксы страдатательных причастий прошедшего времени)
4. Осыпанный дождём жемчужным, встаёт на нивах урожай. (М.Р.) 5. Привязанный к дубраве конь копытом бьёт нетерпеливо. (Долм.) 6. Чтобы помочь машине и наверстать время, потерянное при затянувшейся погрузке, капитан приказал поставить парус. (Кат.)
2.5 Смешанные примеры
1. Пахнущий полевыми цветами июльский ветерок ласково обвевал наши лица. 2. По серому небу медленно ползли взлохмаченные облака. 3. Небольшая речонка весной разливалась и превращалась в широкую, пенящуюся, бурно клокочущую реку. 4. Когда мы подошли к лагерю, то увидели на лугу строящихся на линейку ребят. 5. Мы залюбовались их загорелыми, пышущими здоровьем лицами.
3. Обобщение
- Что мы повторили сегодня на уроке?
- Какую роль играют в тексте художественного произведения причастия и деепричастия?
V. Итог урока.
VI. Оценки за урок.
VII. Домашнее задание.
Упр. 185. Определить роль деепричастий в тексте.