Методическая разработка открытого урока по Методике преподавания дисциплин специализации на тему Методы диагностики и способы коррекции речевых недостатков
Министерство культуры Республики Башкортостан
ГБОУ СПО РБ Башкирский республиканский колледж культуры и искусства
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
По дисциплине «Методика преподавания дисциплин специализации»
Тема: «Методы диагностики и способы коррекции речевых недостатков»
Выполнила: Руденко О.А.
преподаватель режиссерских
дисциплин ГБПОУ РБ
БРККиИ
Содержание.
Аннотация3
Пояснительная записка.4
Технологическая карта урока..5
Ход урока 7
Рефлексия..12
Список литературы13
Аннотация.
Дисциплина "Методика преподавания дисциплин специализации" направлена на изучение теоретических основ преподавания, актерского мастерства, словесного действия, сценической пластики в детских творческих коллективах.
Детский творческий коллектив - это социально-культурный институт, целью которого является осуществление помощи семье и школе в воспитании, становлении развития личности ребенка, формировании мировоззрения, художественного вкуса, гуманизма, привитие моральных, этических и эстетических качеств. Данная цель осуществляется при помощи организации процесса коллективно-творческих дел. Путем изучения творческих дисциплин происходит формирование личности и развитие индивидуальности ребенка. Умение организовывать и проводить творческие занятия в коллективе, и есть цель курса "Методика преподавания дисциплин специализации".
Пояснительная записка.
Логопедия тесно связана со многими науками. Поэтому она использует знания общей анатомии и физиологии, психологии, педагогики и т.д. А как же она связана с театром? Театр очень заинтересован в самом пристальном внимании к вопросам мастерства и техники владения словом, хотя бы потому, что призван активно участвовать в развитии речевой культуры людей. Методика работы над голосом, дыханием, дикцией нуждается в постоянной проверке, обновлении, развитии в соответствии с достижениями режиссёрской и актёрской практики, на основе изучений в области лингвистики, фониатрии, психологии, физиологии. Особое внимание надо уделять углублению методов работы над словом. Сценическая речь - одно из основных средств театрального воплощения драматического произведения путём произношения текста роли. Культура сценической речи - одна из важных проблем в актёрском искусстве. Знание языка и его законов только помогают актёрам на сцене. И наоборот, дефекты голоса и произношения, нарушение законов логической речи - мешают. Дефекты речи, так же как и недостатки зрения, слуха, приводят к нарушению органики. Взаимосвязь физического и психического особенно появляется в процессе речи.
Целью анализа речевых нарушений является выяснение структуры дефекта и научное обоснование направления, и содержание исследований речевой патологии.
Речевые нарушения - отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Проявляются в частичных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма), и обусловлены расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности. Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации и разработки, научно обоснованных путей и методов предупреждения, преодоления и коррекции. Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Это имеет принципиально важное значение в диагностике речевых расстройств. Принцип систематического подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя. Этот принцип составляет основу педагогической классификации речевых расстройств и определяет пути и методы преодоления и предупреждения речевых расстройств. При анализе речевых нарушений важен и необходим комплексный подход в изучении того или иного человека. Таким образом, всесторонний комплексный анализ речевых нарушений имеет важнейшее значение для понимания структуры дефекта различных речевых расстройств, их диагностики, научно обоснованной системы преодоления и предупреждения.
ГБОУ СПО РБ Башкирский республиканский колледж культуры и искусства
Технологическая карта урока
Дисциплина. Методика преподавания дисциплин специализации.
Курс. 4 курс специальности "СКД и НХТ", специализация "Постановка театрализованных представлений" (русская, башкирская группы).
Дата. 24 октября 2014 года
Тема занятия. Методы диагностики и способы коррекции речевых недостатков.
Вид занятия. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока. Восприятие студентами и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Задачи урока:
Образовательные. Знакомство с методами диагностики и способами коррекции речевых нарушений.
Развивающие. Развивать умение диагностировать и корректировать речевые недостатки.
Воспитательные. Воспитать речевую культуру, готовность к творчеству
Основные методы, применяемые на занятии. Словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.
Межпредметные связи. Словесное действие, психология, педагогика, основы актерского мастерства, информационные технологии.
Оборудование:
Компьютеры для проведения презентации и тестирования.
DVD - отрывки из кинофильмов
Китайские палочки, маленькое карманное зеркальце для выполнения практических заданий.
Структура занятия:
№ п/п
Название этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Время(мин.)
1.
Организационный момент.
Приветствие учащихся, подготовка рабочих мест.
Построение, приветствие. Подготовка к уроку
2
2.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового материла
Выполняют упражнения, игровые задания
3
3.
Сообщение темы и целей занятия.
Объявление темы урока, постановка постижимых целей перед студентами
1
4.
Изучение нового материала.
Рассказ преподавателя с использованием технических средств, прерываемый вопросно-ответным диалогом
Слушают, смотрят, выполняют практические задания, задаваемые педагогом
20
5.
Первичное закрепление знаний.
Просмотр видеоматериала на выявление речевых недостатков.
Слушают, смотрят, выявляют
7
6.
Закрепление и контроль знаний при помощи электронного тестирования.
Проверяет результаты электронного тестирования, даёт наводящие вопросы для того, чтобы и слабые студенты смогли исправить ошибки
Отвечают на вопросы
7
7.
Итоги урока. Рефлексия.
Подводит итог занятия, объявляет оценки
3
8.
Задание на дом.
Объявляет домашнее задание, срок сдачи
2
Подпись преподавателя: _______________________________________________
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка отсутствующих.
Здравствуйте уважаемые гости, студенты.
Прежде чем приступить к изучению новой темы урока, я попрошу Вас рассмотреть аудиторию и найти в ней предметы, слова, действия, начинающиеся на определенные буквы. Теперь я попрошу Вас назвать в течение 20 секунд 10 предметов начинающихся на звук "р", на звук "л", на звук "с".
2. Объяснение нового материала.
Речь пойдет, как Вы уже поняли о звуках, вернее о произношении звуков, но не простого произношения, а с дефектами. Отсюда следует название темы урока: "Методы диагностики и способы коррекции речевых недостатков".
А начнем мы изучение данной темы с основных понятий, вернее с тезауруса:
Дислалии - результат центральных функциональных или периферических органических нарушений.
Диагностика- учение о способах диагноза. Установить и выявить состояние работы речевого аппарата.
Коррекция – вносить какие - либо изменения, поправки.
Ну а теперь немного истории: греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, и обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, выразилось это в большом количестве терминов, употребляемых для их обозначения. Можно сказать, что учение о болезнях речи у древних получило впервые научную разработку у Галена. Клавдий Гален (ок. 130-200 гг.) - древнеримский врач естествоиспытатель, который описал механизм дыхания и разделял расстройства речи и голоса. Он писал, что образование звуков речи производится языком при части и зубов, губ и носовых отверстий. Учения Галена сохраняло свою силу вплоть до 19 века.
Дислалии - результат центральных функциональных или периферических органических нарушений.
В связи с этим они делятся на две группы: функциональные дислалии и органические. Первые - результат неверного речевого воспитания в детстве, наличия двуязычия в семье или слабости физического и психического здоровья в период становления речи.
Органические дислалии могут быть результатом дефектного строения органов, принимающих участие в формировании звука речи: губ, языка, челюстей, зубного ряда, нёба. Если функциональные дислалии поддаются исправлению в результате систематической тренировочной работы на основании логопедических приемов, то эти органические нарушения требуют вмешательства таких специалистов, как стоматологи - ортодонты. Приступать к коррекции произношения без их участия нельзя, поскольку она не даст желаемых положительных результатов. Правда, такой дефект, как укороченная массивная подъязычная уздечка, мешающая произношению шипящих звуков и звуков л и р, может быть устранен при помощи специальных упражнений, позволяющих ее растянуть.
Основной метод диагностики речевых недостатков – это упражнения – тесты. Упражнения-тесты следует выполнять, используя маленькое зеркало.
Каждый тест имеет своё условное название.
1. Упражнение «Улыбка-хоботок» определяет двигательные возможности губ. (Четкость выполнения гарантирует качество произношения звуков п, б, в, ф*). Улыбнуться, затем вытянуть губы вперед «хоботком» (трубочкой). Выполнять смену позиций многократно на ускорении темпа.
2. Упражнение «Качели» выявляет двигательные возможности языка по вертикали (л, р, шипящие - ш, ж, щ, ч). Открыв рот, попеременно касаться кончиком языка то верхних, то нижних зубов с внутренней стороны. Выполнять упражнение на ускорении темпа.
3. Упражнение «Крестик» («Перекрестие») - усложненный вариант предыдущего упражнения - выявляет способности языка к пространственной ориентации, переключаемое с одного типа движения на другой. «Внутренний крестик» - при широко открытом рте язык совершает перекрестное движение: вверх (за зубы), вниз (за зубы), влево (укол кончиком языка в левую щеку), вправо (укол в правую щеку). «Внешний крестик» - язык попеременно касается верхней губы, нижней, левого уголка рта, правого уголка.
4. Упражнение «Маляр» - определяет двигательные возможности языка по вертикали. Открыв рот, проводим кончиком языка, как малярной кистью, по твердому нёбу вглубь рта и обратно. Кончик языка не подворачиваем.
5. Упражнение «Ну-ка, дотянись!» помогает определить двигательные возможности языка во всех направлениях. Открыв рот, пробуем дотянуться языком до кончика носа, до края подбородка, до какого-либо предмета, помещенного перед ртом. Голову не запрокидываем, подбородок опущен. И так далее
Способы коррекции речевых недостатков.
Работа по исправлению дикционных недостатков включает три этапа.
I этап - подготовительный. В его задачи входит укрепление мышц артикуляционного аппарата и закрепление на основе специальных упражнений верных форм, местоположений органов артикуляции и способа их работы при произнесении исправляемого звука.
II этап - постановка звука. На этом этапе осуществляется верная постановка звука.
III этап - автоматизация (закрепление) звука в речи.
Подготовительный этап - этап интенсивных артикуляционных тренировок. Занятия должны проводиться ежедневно по 20-30 минут, лучше в утренние часы, после физической гимнастики. Для зрительного контроля за правильностью выполнения упражнений на первых порах необходимо использовать зеркало, лучше настольное (небольшого размера) или карманное, чтобы не рассеивалось внимание. Каждое артикуляционное упражнение выполняется 6-8 раз. Если при тестировании были обнаружены признаки органических нарушений, артикуляционная гимнастика должна проводиться в течение дня неоднократно, быть более интенсивной и занимать значительно больше времени. При этом перед началом гимнастики полезно проводить гигиенический и вибрационный массаж лицевой мускулатуры.
Группы речевых недостатков: ротацизмы, сигматизмы, ламбдацизмы.
Дефекты произношения звука л ламбдацизм.
Среди ламбдацизмов выделим наиболее часто встречающиеся.
1) Отсутствие звука л или призвук гласного вместо него: ампа (вместо лампа)
2) Двугубное или губно-зубное произношение: пампа или вампа
Цель работы по исправлению дефектов выработка и закрепление верного положения языка и верного направления воздушной струи.
Подготовительный этап. Можно начинать с разогревающего упражнения на артикуляцию.
Язычок гулять собрался (открываем рот и показываем язык):
Он умылся (проводим быстро язычком по губам),
Причесался (несколько раз проводим язычком между верхними и нижними зубами, высовывая его),
На прохожих оглянулся (круговые движения язычком по губам),
Вправо, влево повернулся (язычок высовываем вправо и влево),
Вниз упал (язычок высовываем вниз), наверх полез (высовываем наверх) -
Ам, и в ротике исчез (прячем язычок в ротик).
Используйте комплекс упражнений общеукрепляющего характера, предложенный выше. Особое внимание обращаем на упражнения, помогающие закрепить верхнее положение языка, развить его возможности по формированию формы "ковша" и удерживания ее длительное время ("Чистим зубы", "Маляр", "Печем пироги", "Коврик", "Вкусное варенье", "Прилипала", "Экскаватор", "Болтушка"). Для выработки правильного направления воздушной струи используем упражнение "Ветерок". Закусив кончик языка между зубами, выдыхаем воздух так, чтобы он выходил между боковыми краями языка и зубами.
Этап постановки звука.
Два варианта постановки звука л:
1. Беззвучно "жуем" распластанный кончик языка, широко открывая рот, как при произнесении звука а. Затем "включаем" голос. В момент соприкосновения зубов с языком будет слышаться звук л: а ... ла ... ла ... ла ...
2. Произносим долгий звук ы "гудок" и медленно выдвигаем кончик языка между зубами, легко прикусываем его, не прекращая произносить звук ы будет слышаться звук л. Можно попытаться произнести звук л не между зубами, а поставив язык в нужную позицию за верхние зубы на фоне непрекращающегося звучания звука ы.
Этап закрепления звука.
Звук закрепляем последовательно по вышеприведенной схеме. Вначале соединяем его с согласными (ы э а о у для твердого варианта произнесения звука, и е я ё ю для мягкого варианта), затем отрабатываем звук в слоговых сочетаниях, словах, словосочетаниях, фразах, скороговорках и текстах. На первых порах можно использовать пробку, положив ее под язык...
Дефекты произношения звука р - ротацизм.
Выделим несколько основных групп нарушений звука р:
1) Отсутствие звука р или призвук гласного вместо него: адуга (вместо радуга)
2) Замена звука р на одноударный (невибрирующий) р (средний по звучанию между д и р)
3) Замена звука р на английский звук г (невибрирующий), называемый "проторный" р.
4) Замена звука р на французский (горловой, вибрирующий) г, возникающий в результате дрожания маленького язычка или мягкого нёба.
5) Боковое произнесение звука/? (когда вибрирует не кончик языка, а его боковой край),
Подготовительный этап. Используется весь комплекс артикуляционных упражнении с участием языка. Особое внимание обращаем на упражнения, вырабатывающие при вильную форму и позицию языка ("ковш" за верхними зубами) и развивающие силу кончика языка. Обязательно используем упражнение "Барабанщик" и "Дырявый барабан", Дополните упражнения на развитие мышечной силы языка упражнением "Мотор".
"Мотор". Открыв рот, поднимаем язык в форме ковша за верхние зубы на уровень альвеол и длительно произносим звук, средний между з и ж (как в упражнении "Дырявый барабан"). Воздушная струя должна быть сильной, в языке должны ощущаться легкая вибрация. Используя шарик на спице, соску, туго набитую ватой, или обыкновенную ручку с неострым концом (чтобы не поранить язык), проводим очень быстро из стороны в сторону предметом под кончиком языка, добиваясь появления рокота.
Этап постановки звука имеет свои особенности в зависимости от характера нарушения.
Предлагаем два варианта постановки вибранта:
1. Используем приведенные выше упражнения "Барабанщик", "Дырявый барабан", 'Мотор". Появившаяся при их выполнении вибрация фактически свидетельствует о возникновении верного звучания р. Добивайтесь четкой и длительной вибрации вначале с механической помощью, затем без нее.
2. Используем упражнение "Прилипала" ("Грибок"). Во время выполнения упражнения следует попытаться резко выдохнуть воздух по центру языка, удерживая его боковые края плотно прижатыми к верхнему зубному ряду. Под действием воздушной струи распластанный кончик языка должен задрожать. Если боковые края отлипают, помогите им держаться, прижав их большими пальцами обеих рук. При этом обязательно следите, чтобы не оказалась прижатой к небу центральная часть языка, иначе вы заблокируете выход воздушной струе, а значит, лишите кончик языка возможности вибрировать.
Закрепление звука в речи начинается сразу же, как только появится вибрация кончика языка. Рокот соединяем с гласными ы э а о у (для твердого варианта звука); затем закрепляем звук по нашей схеме в слогах, словах, фразах и т. д.
Дефекты произношения свистящих и шипящих звуков сигматизм
1. Межзубное произношение звуков. Оно может быть передним когда кончик языка просовывается между передними зубами, и боковым когда один из боковых краев языка просовывается между зубами сбоку. Боковой сигматизм возникает и при слабости мышц боковых краев языка, когда края провисают, в результате чего возникает утечка воздушной струи вбок. В первом случае речь приобретает сюсюкающий, шепелявый оттенок, во втором неприятный, хлюпающий призвук. Эти дефекты встречаются очень часто у лиц с нарушениями в строении зубного ряда, неправильным прикусом.
2. Наряду с межзубным сигматизмом встречается призубный: в момент произнесения свистящего звука кончик языка приподнимается и упирается не в основание нижнего зубного ряда, а в верхние и нижние резцы на уровне их смыкания, мешая свободному выходу воздуха. Желобок при этом не образуется и вместо свиста слышится тупой шум.
Подготовительный этап.
Для уточнения позиции используем приведенные выше упражнения "Чистим зубы" и "Горка". Желобок по центру языка и правильное направление воздушной струи помогают сформировать упражнения "Трубочка", "Свисток", "Футбол". Проверить направление струи можно тонкой полоской бумаги или ваткой, поднося их ко рту (в месте выхода воздуха они отклонятся).
Этап постановки звука.
1. Закусываем спичку между зубами так, чтобы она пролегала по совпадающим линиям желобка языка и средней линии между верхними и нижними резцами. Следите, чтобы при этом нижняя челюсть не выдавалась вперед: прикус должен быть естественным (чтобы он не смещался, для этого нужно внешний кончик спички слегка опустить). В таком положении (обязательно на улыбке) выполняем упражнение "Сдувающийся мяч".
"Сдувающийся мяч". Разводим руки в стороны, как будто держим большой мяч. Постепенно выдыхая воздух (губы в улыбке, между зубами спичка, удерживающая язык у основания нижних зубов), сближаем руки до касания ладоней. После многократного выполнения соединяем получаемый при этом свистящий звук с гласными (ы, э, а, о, у для твердого варианта звука) в момент соприкосновения рук. Следим, чтобы между свистящим и гласным не было паузы.
2. Постановка звука от упражнения "Горка" (без внешней помощи). В момент выполнения этого упражнения язык принимает форму, сходную с той, которая обеспечивает произнесение звука с (так же, как и при произнесении сочетания ие). В положении языка "Горка" прерывисто, порционно выдыхаем воздух, имитируя работу насоса: с!с!с!с! Звучание можно соединить с движениями пружинящего наклона вперед или попеременного касания коленом одной ноги локтя противоположной руки. Полезно тренировать произношение сочетания иес с движением.
3. Первичное закрепление знаний.
Просмотр видеоматериала на выявление речевых недостатков.
4. Контроль и проверка знаний.
Экспресс тестирование по пройденному материалу.
5. Подведение итогов урока.
Рефлексия:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
урок дал мне для жизни
мне захотелось
6. Информация о домашнем задании.
Составить голосо – речевой тренинг по коррекции речевых дефектов (по одному из них)
Список литературы
Алферова Л. Д. Теория и практика сценической речи. – СПб, 2005
Алферова Л. Д. Пособие для самостоятельной работы. – СПб, 2009
Васильев Ю.А Сценическая речь: движение во времени, Учебное пособие. СПб, 2010
Васильев Ю.А. Сценическая речь: ритмы и вариации, Учебное пособие. СПб, 2009
Введенская Л.А. Культура речи. Для студентов колледжей. - Ростов – на – Дону, 2000.
И.П. Козлянинова, И.Ю. Промптова сценическая речь. – ГИТИС.2007
Искусство сценической речи / Сост. и отв. ред. И. Ю. Промптова М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2007.
Смирнова М.В. Скороговорки в речевом тренинге, Учебное пособие. СПб, 2009
sђЗаголовок 1бђЗаголовок 215