Презентация опыта на тему Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе использования различных видов творческой деятельности на уроках английского языка.
МБОУ “ Средняя общеобразовательная школа № 29”
Презентация опыта
“Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий
в процессе использования различных
видов творческой деятельности на
уроках английского языка.”
Составитель
Елина Ирина Алексеевна
учитель английского языка
1 кв. категории.
2014
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе использования различных видов творческой деятельности на уроках английского языка.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.
Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А.Г. Асмолов).
Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательных мотивов, низкую любознательность и активность учащихся, трудности произвольной регуляции учебной деятельности и школьной адаптации, рост девиантного поведения.
В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:
личностный;
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
познавательный;
коммуникативный.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные УУД - это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках данного предмета. Общеучебные универсальные действия при овладении иноязычной речью сводятся к следующим действиям:
1.Действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи. Например, ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения организуется нами таким образом, что дети сами формулируют познавательные задачи: «А какие сигналы используют англичане, чтобы показать, где один предмет, а где много? Как различить, где рассказ и где вопрос в английском языке ». 2. Действия по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении на иностранном языке, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением нового языка и поиска информации с помощью компьютера;
3. Действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ;
4. Действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;
5. Действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;
6. Действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; с определением основной и второстепенной информации; с формулированием проблемы и главной идеи текста. Работа с аутентичным устным и письменным текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Здесь важно создавать условия, когда дети поощряются высказывать свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения; учитель демонстрирует детям образец не авторитарного стиля общения, предлагает необходимые языковые и речевые средства, оказывает любую необходимую помощь ученику, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения.
В рамках изучения иностранного языка я трактую коммуникативные учебные действия как
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; •разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
С целью повышения формирования более высокого уровня коммуникативных универсальных учебных действий необходимо проводить уроки английского языка с использованием различных языковых и речевых игр. Это могут быть языковые игры (фонетические, игры с буквами, грамматические, лексические) и речевые (игры для обучения чтению, игры для обучения аудированию, игры для обучения говорению, игры для обучения письму). Игры подбираются с учетом программного материала учебника.
Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся используются следующие технологии обучения:
1. Технология интерактивного обучения.
Использование интерактивных технологий в моей работе способствует повышению мотивации учащихся к обучению.
Эта технология предполагает взаимодействие учителя с учениками и непосредственно учеников друг с другом. Используя эту технологию, я предлагаю ученикам поработать в небольших группах по 2, 3, 4 человека или выполнить упражнение “ Карусель”, когда все ученики класса делятся на 2 равные большие группы, образуя 2 круга: внешний и внутренний. Могут выполняться разные задания, например внешний круг задает вопросы внутреннему кругу, дети которого, ответив на вопрос, передвигаются на одного человека вперед. Можно отработать одну грамматическую структуру с многократным повторением, а можно отработать умение составлять связный рассказ. В конце упражнения нужно спросить любого ученика (лучше слабого) отрабатываемый материал.
2. Информационно-коммуникационная технология обучения.
На мой взгляд, активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет мне успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся; повышать мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы. Примером использования информационно-коммуникативной технологии являются электронные учебные пособия (ЭУП). Материал в них дается компактно, последовательно, нет ничего лишнего, все работает на достижение цели и задач конкретного урока в отличие от готовых фильмов и слайдов. Одно, из которых представлено (в приложении №1). Оно рассчитано на 6 учебных часов.
1) Оно состоит из текстов 2х уровней. ( базовый уровень и ниже базового).
2) Грамматического материала в таблицах.
3) Упражнений на закрепление грамматического материала.
4) Фотогалереи.
5)Страницы NAMES с переводом географических названий и имен собственных.
6) Контрольного теста по завершению работы.
7) Страница HOME TASK с домашним заданием.
3. Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков. Я использую элементы проблемного обучения. Я считаю, современное обучение английскому языку построено на проблемном обучении. Учебники М.З. Биболетовой это яркий пример реализации проблемного обучения. Приведу несколько примеров упражнений в рамках такого подхода, которые можно встретить в учебнике.
При обучении диалогической речи по темам, например “Семья”, “Город”, “ Спорт” можно использовать упражнения, построенные по модели: Предъявление модели, контроль понимания, подготовка к воспроизведению диалога, полусвободное говорение, свободное говорение. На этапе полусвободного говорения, при сохранении аналогичной ситуации вносятся некоторые изменения:- What is your father, Alex? - My father is a veterinarian.- How old is your father? - He is 38. –What is his name? - His name is Oleg Vasilyevich. Ученики заменяют лексику, обозначающую членов семьи и названия профессий и, соответственно, притяжательные местоимения. На этапе свободного говорения дети ведут беседу о членах своей семьи и их профессиях.
Или пара учеников получает задание на карточках. У одного ученика содержатся вопросы беседы, у другого предполагаемые ответы, некоторые из них необходимо закончить.
Good morning! ---------- Good morning!
Are you anew pupil of our group? ----------- Yes, I am.
What is your name? ---------------My name is ……
How old are you? ----------------- I am…..
Where `ve you come from--------- I’ve come from….
Do you like your future profession? ---------- Of course, I do. A profession of a…. is not easy, but I like it because……
Do you go in for sport? ---------- Yes, I do. I think it is not difficult to guess that I play basketball, considering my size.
I like to take you to the gym!----- With pleasure, Come on!
Характер проблемной ситуации приобретает и обучение монологической речи в таком режиме. Вот примеры упражнений, которые я даю детям.
1) Посмотрите на картинку и опишите свою ситуацию.
Употребите данные слова и выражения.
Можно давать подобные ситуации не только с опорой на картинку, но и на текст.
Подберите предложения, соответствующие содержанию картинки.
Прочитайте текст и составьте рассказ по картинкам и тексту.
Выберите какой-либо персонаж по картинке и расскажите о нем.
Расскажите о своей будущей работе на основе текста, в котором описывается деятельность художника, ученого.
4. Метод проектов.
Можно предложить ученикам создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей. Так, например, УМК М.З. Биболетовой для 4-го класса в 4-ой четверти предлагает тему “MFM for stars”-“ Современный модный магазин для звезд”. Тематика очень интересна младшим школьникам. Ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение подобрать одежду для звезд, одновременно выступая в роли одного из героев учебника. При обсуждении с учениками совместно содержания и характера проекта, его цели мы выясняем, что содержание проектной работы оказывается основанным на логическом продолжении изученной темы “ Shopping for everything”. При реализации этого проекта на начальном этапе мы определили временные рамки проекта-2 урока, обсудили, что ученики могут использовать цветной картон, фломастеры и цветные карандаши, затем обсудили план создания иллюстрации и написание текста, затем мы выбрали оптимальную форму презентации результатов- мини сообщение, составили и обсудили примерный план работы. На организационном этапе, на первом уроке мы сформировали микрогруппы, распределили задания в микрогруппах. На этом этапе проводилась работа с каждым учеником индивидуально, обсуждались достоинства и недостатки по каждой работе, давались советы, ставились мною наводящие вопросы, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждались предложения что-то изменить, может быть что-то добавить или убрать… В итоге ребенок приходит к осознанию того, как он много знает и как много он уже может рассказать своим друзьям на английском языке. На завершающем этапе мы провели промежуточный контроль знаний и наличия материала, затем обсудили способ оформления проекта и приступили к выполнению работы: подготовили картон, сделали наброски простым карандашом, выбрали цветные карандаши или фломастеры для раскрашивания. Затем выполнили надпись на листе картона, пользуясь материалом учебника или в домашних условиях в интернете нашли необходимую информацию для этого. На втором уроке проводилась презентация результатов проектов в виде семинара. Каждый ученик представлял свою страницу созданного журнала от лица героя учебника. Затем были подведены итоги выполнения проектов - все странички были собраны вместе, и был создан журнал, затем были обсуждены результаты и выставлены оценки каждому учащемуся. На этапе практического использования результатов проекта мы отправили этот журнал на общешкольную выставку работ, проводимую в школе во время недели иностранного языка. Основными преимуществами метода проектов перед традиционными методами обучения являются повышение мотивации учащихся, наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы, простор для творческой и созидательной деятельности. ( приложение № 2).
5. Технология обучения в сотрудничестве.
Мне особенно нравится использовать эту технологию
Наиболее интересные варианты этой технологии это Students Team Learning(обучение в команде),Jigsaw(Пила) и Learning Together(учимся вместе). Преимуществами данного метода являются более глубокое усвоение материала, выработка умения слушать, обучение происходит через обмен опытом, способствует личностному росту и активному усвоению материала, появляется возможность в непринужденной форме приобретать языковой опыт, формируется нежелание быть отстающим и развиваются индивидуальные способности.
На этапе формирования лексических или грамматических навыков я использую метод обучения в команде(Students Team Learning). Покажу на примере обучения способам выражения будущего времени.
1) Вначале я объясняю грамматический материал.
2) Затем дети записывают схемы способов выражения будущего времени.
3) Затем выполняют упражнения всей группой.
4)Затем комментируют выполненное упражнение.
5) Затем выполняют тестовое задание индивидуально. Задания дифференцируются по сложности или по объему
Так, на первом этапе класс делится на группы. Каждому члену группы дается карточка с одним способом выражения будущего времени. За фиксированный отрезок времени группа разбирает задания. Работа идет в режиме обмен информацией, этап взаимообучения. В результате группа определяет способы выражения будущего времени, делает выводы, что если действие запланировано, то употребляется Present Progressive; если кто-то собирается делать что-то, то употребляется выражение to be going to + verb; если действие не запланировано, то употребляется will+ verb.
На втором этапе проводится контроль понимания, тестирование. Учащиеся получают карточки с заданиями, определить, в каком случае, действие запланировано, в каком нет, правильно перевести предложения на русский язык. На таком уроке работают все учащиеся.
На этапе формирования новой лексики класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа делится на пары. Первый этап - устная работа в группах, работа с карточками , где располагаются знакомые и незнакомые слова, в том числе и новая лексика. Необходимо найти новые слова. Один ученик выбирает новые слова, другой проверяет по ключу и наоборот. Затем выполняется задание на перевод словосочетаний. Каждый из партнеров имеет свой список словосочетаний (с ключом). Сначала проверяет один, затем учащиеся меняются ролями. Далее , работая вчетвером, учащиеся выполняют задания подстановочного характера, или работают над правописанием слов , или подбирают синонимы к новым словам, или собирают слова из разбросанных букв.
На втором этапе работы работа над правописанием новых слов идет в группе так. Один диктует, другой пытается записать слово, затем сверяют с образцом. Если кто-то допустил ошибки, слово прописывается несколько раз пока не будет записано правильно. В конце учащиеся выполняют данное им письменное задание.
На этапе совершенствования речевых навыков учащиеся делятся на первоначальные (Home groups) группы по количеству предлагаемых текстов или фрагментов. Каждый в группе выполняет задание на понимание содержания самостоятельно. Далее работа идет в экспертных группах. Учащиеся, работавшие с текстом А переходят в одну группу, Работавшие с текстом В --в другую группу и т. д. Они сравнивают ответы и приходят к единому мнению. Затем совместно выполняют упражнения для подготовки к пересказу текста. Затем школьники возвращаются в Home groups и пересказывают тексты по очереди. В итоге они выходят на монологическую речь. Затем идет коллективное обсуждение учитель- ученик. Ученики одной группы вправе дополнять ответ своего товарища так, как они считают нужным. Дополнения идут в общий зачет, но и вопросы других групп также идут в зачет этим группам. Причем я веду учет баллов, объявляя лишь конечный результат, чтобы не превращать само обсуждение в способ зарабатывания баллов. Эта технология(Jigsaw) дет хороший результат, т.к. ученики имеют разный уровень языка, разную скорость чтения. Одни ученики могут справиться со всеми текстами сразу, а другие – за то же время, прочитают один или только часть текста.
6. Технология развития критического мышления.
Я пользуюсь элементами и этой технологии.
Я работаю над этой проблемой около 4х лет. Диапазон опыта определяется системой уроков по каждой теме. Используя эту технологию я решаю задачу формирования навыков иноязычного говорения и способность применять их в ситуациях реального общения. Критическое мышление не означает негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразие подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Формирование критического мышления происходит путем интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. При выборе этой технологии я пользуюсь принципами: принцип свобода выбора, принцип открытости мышления, принцип деятельности, принцип идеальности действия. Среди приемов я люблю применять прием” Кластеры». Он применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть его в том, что информация, касающаяся какого-то события, понятия или явления, описывающаяся в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В середине находится ключевое понятие. Последующие ассоциации учащиеся связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием “Кластер” позволяет активизировать лексические единицы в речи учащихся, ввести новые, а также объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели. ( Приложение №3).
С помощью данных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения. За счет использования интерактивных компьютерных средств можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
Для формирования и совершенствования, коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС можно предложить учащимся такие задания: (приложение № 4).
- упражнение на логическое заполнение пропусков;
- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;
- поиск ошибок в письмах и текстах;
- составление текстов из предложенного набора предложений;
- выстраивание логических смысловых цепочек;
- подготовка творческих мини-проектов;
- заполнение анкет.
Опираясь на зрительное восприятие детей, подобные задания представляются детям в Power Point для более детального, совместного изучения лексико-грамматического материала, который является основой для развития коммуникативных УУД на уроках английского языка.
На примере технологических карт урока “Conflicts” в 9 кл. и” Schools in Britain” в 5кл. по учебнику М.З. Биболетовой я хочу показать, как можно реализовать поставленные цели развития коммуникативных навыков учащихся. В процессе уроков создаётся реальная ситуация англоязычного общения, в которой участники имеют возможность использовать приобретённые в процессе урока языковые знания и коммуникативные умения.