Программа по методике преподавания иностранного языка для студентов специальности иностранный язык
Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики
Чебоксарский педагогический колледж им. Н.В. Никольского
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Теория и методика обучения иностранному языку» специальности 050303 «Иностранный язык»
(на базе среднего / полного образования)
Чебоксары, 2009
Одобрена на заседании Составлена в соответствии
предметно-цикловой с государственными требованиями
комиссии иностранных языков к минимуму содержания и уровню Протокол № __ подготовки выпускников по
от «__» ____________ 2009 г. специальности 050303
Председатель ПЦК ________ «Иностранный язык»
Юдина Т. Д.
Утверждаю:
Директор ________ Сапожников В. В.
«___» _____________ 2009 г.
Составитель: Мартынова А.В., Юдина Т. Д., преподаватели английского
языка первой и высшей категорий Чебоксарского
педагогического колледжа им. Н. В. Никольского
Рецензенты: Сидорова Л. А., педагогических наук, доцент кафедры
английской филологии и переводоведения ГОУ ВПО
«ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»
Миронова Н. А., преподаватель английского языка второй
категории Чебоксарского педагогического колледжа
им. Н. В. Никольского
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по курсу «Теория и методика обучения иностранному языку» для студентов II – IV курсов специальности 050303 «Иностранный язык» Чебоксарского педагогического колледжа им. Н. В. Никольского
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и предназначена для преподавателей, готовящих специалистов иностранных языков для работы во всех типах школ, где преподаются иностранные языки, и студентов, получающих эту специальность.
Программа предусматривает как теоретическое изучение отдельных тем, так и лабораторно-практические занятия по усвоению дидактических и методических основ преподавания иностранного языка, что обеспечивает успешное прохождение педагогической практики студентами в общеобразовательных школах.
В ней четко продумано, что должен студент знать, уметь и о чем иметь представление. Программа содержит задания для самостоятельной работы, практического применения теоретических знаний.
Авторами программы предложены возможности для творчества на каждом этапе учебно-воспитательного процесса, показаны технология обучения каждому виду речевой деятельности, различные приемы работы над фонетикой, лексикой и грамматикой.
Программа предусматривает использование разнообразных видов и форм проведения занятий: проблемные лекции, практические занятия (семинары), лабораторно-практические (составление планов конспектов уроков, их проведение и анализ), видео уроки и выездные практические занятия.
В программе предлагается список ресурсных центров Интернета, позволяющий самостоятельно исследовать актуальные проблемы методики обучения иностранному языку. Также даны темы курсовых и дипломных работ, которые носят практический характер.
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской
филологии и переводоведения ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»
_______ Сидорова Л. А.
ОТЗЫВ
на рабочую программу по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»
Рабочая программа, составленная для студентов педагогического колледжа по специальности «Иностранный язык», имеет своей базой ГОС СПО Российской Федерации.
В пояснительной записке указывается, что весь курс в целом призван помочь подготовить специалистов, хорошо владеющих теоретическими и практическими знаниями, навыками и умениями.
Положительной стороной программы является четко обозначенная и продуманная структура. Каждый раздел предусматривает уровень знаний, умений практической и технологической деятельности, которыми должен овладеть студент.
Конкретные задания для самостоятельной работы помогут проконтролировать уровень усвоения материала, предусматривают приобретение навыков работы с научно-методической литературой, периодическими изданиями, и, что очень важно, ресурсных центров.
Вопросы и задания для самоконтроля после каждой изученной темы должны помочь более качественно подготовиться как к текущим занятиям, так и непосредственно к экзаменам.
Важной частью программы является перечень вопросов к экзаменам.
Примерный перечень тем курсовых и дипломных работ предполагает конкретизацию изучения тем по разным возрастным группам и разным ступеням изучения иностранного языка в зависимости от того, в каком классе студент будет проходить педагогическую практику.
Работа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК иностранных языков
Чебоксарского педагогического колледжа.
Преподаватель английского языка _______ Миронова Н. А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предназначена для студентов педагогического колледжа, изучающих курс «Теория и методика обучения иностранному языку". Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050303 «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (повышенный уровень среднего профессионального образования).
Цель курса теории и методики обучения иностранному языку – подготовка студентов к самостоятельной творческой работе учителя в период проведения педагогической практики.
Из этой цели вытекают следующие задачи курса:
сравнение различных, принятых в отечественной и зарубежной методике, подходов и методов обучения иностранному языку как средству международного общения.
Ознакомление студентов с основами методики обучения ИЯ в контексте формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Изучение вопросов, связанных с формированием и существующими формами контроля языковых, речевых и социокультурных навыков и умений с учетом национальных требований и в свете современных тенденций обновления содержания иноязычного образования в школе.
Ознакомление с требованиями планирования, проведения, анализа и самоанализа урока/серии уроков по иностранному языку в свете современных требований.
Формирование профессиональных умений планировать и реализовывать собственные профессиональные действия с позиции современных требований к содержанию и организации профессиональной деятельности учителя ИЯ, с учетом объективных закономерностей усвоения ИЯ в различных условиях, в том числе в условиях трехязычия, т. е. учета знаний родного языка – чувашского.
Определение критериев анализа современных отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов (УМК) и учебных пособий, рассчитанных на различные этапы и условия обучения ИЯ в школе.
Требования к уровню освоения программы.
Данная программа рассчитана на базовый курс методики. Курсовая подготовка по теории и методике обучения иностранному языку предполагает посещение лекций и семинарско-практических занятий, а также написание курсовой работы. Курс лекций рассчитан на 84 часа, программа семинарско-практических занятий основывается на тематике лекционного курса и рассчитана на 84 часа. Семинары ориентированы как на закрепление теоретических знаний, так и на формирование профессионально-методических навыков и умений.
При изучении курса методики применяются различные формы учебной работы: проблемные лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия (дискуссии, выездные практические занятия и др.).
Изучение методики тесно связано с педагогической практикой, проводимой непосредственно в средней общеобразовательной школе, где студенты получают навыки теоретического анализа работы учителя, овладевают активными формами работы по обучению иностранному языку.
Контроль усвоения знаний студентов осуществляется после изучения каждой темы и каждого раздела: за весь курс предусмотрено выполнение 5 контрольных работ, которые могут составляться как преподавателями, так и группой самих студентов с целью самоконтроля или обмена информацией.
По окончании VI и VIII семестров сдают экзамен. В VII семестре проводится дифференцированный зачет.
В VII-м семестре студенты пишут курсовые работы по основам теории обучения иностранным языкам. А по окончании всего курса обучения студенты сдают государственный экзамен в комплексе с педагогикой и психологией, а также защищают дипломный проект, который пишут на IV курсе.
После изучения курса методики специалист должен знать:
содержание обучения иностранному языку в четырех видах речевой деятельности, а также отдельных сторон речи учащихся (фонетической, лексической и грамматической), навыков письма, отраженных в программах и других нормативных документах;
закономерности овладения учащимися фонетикой, лексикой, грамматикой, навыками письма на иностранном языке;
методику грамотного построения и проведения урока с использованием разнообразных форм, методов, средств, приемов обучения и воспитания в соответствии с поставленными конкретными задачами и программами;
методику организации внеклассных мероприятий, кружков и экскурсий;
знать учебно-методические комплексы и их отличительные особенности;
основные инновационные направления в области обучения иностранным языкам.
В ходе проведения практических занятий, лабораторных работ, самостоятельной работы под руководством преподавателя формировать следующие навыки и умения:
обследования и выявления уровня развития четырех видов речевой деятельности на иностранном языке, а также уровня развития отдельных сторон речи учащихся (фонетической, грамматической и лексической), навыков письма на иностранном языке;
творческое применение усвоенных методов и приемов по формированию языковых и речевых навыков в ходе самостоятельной работы с учащимися;
изготовления и применения дидактических пособий для решения комплекса речевых задач;
овладения разными видами планирования речевой деятельности на иностранном языке;
разработки конспектов уроков по решению разных образовательных, воспитательных и развивающих задач с использованием новых технологий обучения;
анализа программных документов.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Выпускник подготовлен к обучению, воспитанию и развитию учащихся начальной и основной общеобразовательной школы в условиях различных типов общеобразовательных учреждений общего назначения средствами иностранного языка.
Уровень освоения программы определяется на экзамене, где проверяются знания за базовый курс методики, а также профессионально-методические навыки и умения, а именно:
владение профессиональной терминологией;
умение логично, четко и лаконично выстраивать ответ;
умение анализировать, сравнивать, сопоставлять различные подходы, методы, приемы обучения языку и речи, а также учебники и учебные пособия, ориентированные на различные этапы и условия обучения ИЯ;
умения разрабатывать фрагменты урока по обучению различным аспектам языка и видам речевой деятельности и обосновывать адекватность выбора упражнений и последовательность их расположения;
анализировать технологии изучения ИЯ на основе индивидуального опыта и переносить их на технологии обучения ИЯ.
Взаимосвязь с другими дисциплинами ООП.
Условием для реализации данных задач является обеспечение необходимого уровня профессионально-методической рефлексии на собственный опыт изучения/обучения иностранным языкам, а также установление и реализация междисциплинарных связей с предметами языкового, психолого-педагогического и других циклов.
Структура примерного тематического плана
№
Наименование
разделов и тем
Максима-льная учебная нагрузка
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Самостоят. работа студентов
Семестр
всего
теоре-тичес-ких
практичес-ких, лаборатор-ных работ
1.
Теоретические основы обучения иностранным языкам
50
40
22
18
10
IV
2.
Организация процесса обучения иностранным языкам в общеобразователь-ных учреждениях
46
36
18
18
10
V
3.
Технологии обучения иностранным языкам
41
32
20
12
9
VI
4.
Технологии обучения иностранным языкам
46
36
20
16
10
VII
5.
Технологии обучения иностранным языкам
33
24
14
10
9
VIII
ВСЕГО ПО КУРСУ:
216
168
84
84
48
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Темы и содержание теоретических занятий Ауд. / СРС
( IV семестр, 40 час. / 10 час.)
Раздел I. Теоретические основы обучения иностранным языкам.
Тема 1. Методика обучения иностранным языкам как педагогическая наука об учении. Объект и предмет методики. Общая и частная методика. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам: система обучения, метод, принцип, средство, упражнение, знания, умения и навыки. (4 час. / 1 час.)
1.1. Методика обучения иностранным языкам как наука, ее связь с другими науками. Связь методики с педагогикой, психологией и лингвистикой. Методы исследования. (2 час. / 1 час.)
1.1.1. Дидактические основы обучения ИЯ. Стороны и дидактическая структура учебно-воспитательного процесса. Связь методики с педагогикой: принципы обучения, их взаимосвязь и взаимозависимость. Основные дидактические принципы и их применение в методике. (4 час. / 1час.)
1.1.2. Лингвистические основы обучения иностранным языкам. Связь методики с лингвистикой: учение о различии языка и речи, интерференция и ее виды. Языковые, речевые и коммуникативные единицы обучения иностранным языкам. Фонологическая и диалогическая речь, их особенности. (4 час. / 1 час.)
1.1.3. Психологические основы обучения иностранным языкам. Связь методики с психологией: неподготовленное и подготовленное в устной речи, сочетание мышления о языке с речемыслительной деятельностью, формирование высказываний в свете теории деятельности, проблема запоминания, влияние психологической теории способностей на методику. Психологическая структура речевой деятельности. Характеристика речевых (лексических, грамматических), языковых и технических (навыки чтения и письма) навыков. Основные этапы овладения навыками и умениями. (4 час. / 1 час.)
Тема 2. Методические принципы обучения иностранным языкам (общие и частные).
(4 час. / 1 час.)
2.1. Классификация методов обучения иностранным языкам. Методы дореформенного периода: грамматико-переводной и текстуально-переводной. Методы периода Реформы: натуральные и прямые методы, неопрямые методы, смешанные методы. Интенсивные методы. (6 час. / 1 час.)
Тема 3. Цели и задачи обучения иностранным языкам, их определение и реализация в отечественных и зарубежных нормативных программных документах. Формирование различных видов компетенций - как цель обучения иностранным языкам в современной средней школе. Специфика иностранного языка как учебного предмета.
(4 час. / 1 час.)
Тема 4. Содержание обучения иностранным языкам, его лингвистический, психологический и методологический компоненты. Отражение содержания обучения иноязычному общению в нормативных документах. (4 час. / 1 час.)
Тема 5. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.
(4 час./ 1 час.)
Темы практических занятий (семинаров)
IV семестр, 18 часов.
Раздел I. Теоретические основы обучения иностранным языкам.
Тема 1. Методика обучения ИЯ как педагогическая наука об учении. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам, её объект и предмет. 2 час.
Тема 1.1.1. Дидактические основы обучения ИЯ. Основные дидактические принципы и их применение в методике. 2 час.
Тема 1.1.2. Лингвистические основы обучения ИЯ. Языковые, речевые и коммуникативные единицы обучения иностранным языкам. Фонологическая и диалогическая речь, их особенности. 2 час.
Тема 1.1.3. Психологическая структура речевой деятельности. Характеристика речевых (лексических, грамматических), языковых и технических (навыки чтения и письма) навыков. Основные этапы овладения навыками и умениями. 2 час.
Тема 2. Общие и частные методические принципы обучения иностранным языкам.
2 час.
Тема 2. 1. Методы периода Реформы: натуральные и прямые методы, неопрямые методы, смешанные методы. Интенсивные методы. 2 час.
Тема 3. Формирование различных видов компетенций - как цель обучения ИЯ в современной средней школе. Специфика иностранного языка как учебного предмета.
2 час.
Тема 4. Отражение содержания обучения иноязычному общению в нормативных документах. 2 час.
Контрольная работа 2 час.
Задания для самостоятельной работы
Раздел I. Теоретические основы обучения иностранным языкам.
Тема 1. Методика обучения ИЯ как педагогическая наука об учении. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам, её объект и предмет. Анализ глав из книг: Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М., 2009 г. (тема 2, пункт 2.1. – Из истории развития методики как науки), Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2005 г. (глава III, §2, с. 88- 95). Ответить на вопрос: Какие факторы определяют научную состоятельность методики обучения иностранным языкам? 1 час.
Тема 1.1. Связь методики с педагогикой, психологией и лингвистикой.
Анализ глав из книг: Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М., 2009 г. (тема 2, пункт 2.2. – Современная методическая наука и её связь с другими науками), Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2005 (глава III, §2, с. 88- 95). 1 час.
Тема 1.1.1. Дидактические основы обучения ИЯ. Стороны и дидактическая структура учебно-воспитательного процесса. Связь методики с педагогикой: принципы обучения, их взаимосвязь и взаимозависимость. Основные дидактические принципы и их применение в методике.
Анализ глав из книг: Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М., 2009 г. (тема , пункт – ), Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2005.
( ). Уточните следующие основные методические понятия: система обучения, учебно-воспитательный процесс, законы в методике, общедидактические принципы обучения. 1 час.
Тема 1.1.2. Лингвистические основы обучения иностранным языкам. Связь методики с лингвистикой.
Анализ глав из книг: Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М., 2009 г. (тема , пункт – ), Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2005.
(глава III, §1, с. 81-88). Уточните содержание следующих методических понятий: язык, речь, единицы языка, речевой образец, монологическая речь, диалогическое общение. 1 час.
Тема 1.1.3. Психологические основы обучения иностранным языкам. Связь методики с психологией. Психологическая структура речевой деятельности.
Анализ глав из книг: Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М., 2009 г. (тема , пункт – ), Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2005.
( ). Уточните содержание следующих понятий: «педагогическое общение», «диалогическое общение», «речевая деятельность», «речевые навыки и умения», «коммуникативные умения», «обучение иноязычному общению».
1 час.
Тема 2. Классификация методов обучения иностранным языкам. Интенсивные методы обучения ИЯ.
Проанализировать литературу и составить таблицу методов обучения ИЯ, предоставляемых разными авторами. Уточнить следующие методические понятия: методы и приемы обучения. Анализ глав из книг: (тема , пункт – ) 1 час.
Тема 3. Цели и задачи обучения иностранным языкам. Специфика иностранного языка как учебного предмета.
Анализ глав из книг: Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М., 2009 г. (тема 1, пункт – 1.1. ), Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2005 г.
(часть I, глава 1, §5, с. 40-51 – Специфика иностранного языка как учебного предмета; глава III, §3, с. 95-122 – Цель обучения иностранным языкам).
Уточните содержание следующих понятий: иностранный язык, обучение языку, овладение языком. Проанализировать особенности всех видов компетенций.
2 час.
Тема 4. Содержание обучения иностранным языкам, его компоненты. Отражение содержания обучения иноязычному общению в нормативных документах.
Изучить объяснительную записку к школьным программам по ИЯ и определить основные требования к владению видами речевой деятельности и языковым материалом. Проанализировать сферы общения и их предметно-тематическое содержание на различных этапах обучения в средней школе. 1 час.
Тема 5. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.
Определить компоненты личностно-ориентированного обучения.
Анализ глав из книги: Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989. С. 176- 183, 257 – 268. 1 час.
Темы и содержание теоретических занятий Ауд. / СРС
( V семестр, 36 час. / 10 час.)
Раздел II. Организация процесса обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях.
Тема 1. Урок иностранного языка сегодня. Методическое содержание урока иностранного языка. Индивидуализация, речевая направленность, ситуативность, функциональность и новизна на уроке ИЯ. Способы их обеспечения. Требования к современному уроку ИЯ, его основные черты. Схема анализа урока. Особенности использования различных режимов работы (фронтального, парного, группового, индивидуального). Составление плана урока. (6 час./ 1 час.)
Тема 2. Современные учебно-методические комплексы (УМК) по иностранному языку для школ и критерии их анализа. Отечественные и зарубежные УМК для различных этапов обучения ИЯ; определение критериев их анализа. Соответствие УМК интересам и возрастным особенностям учащихся (отбор тематики и проблематики, ситуаций общения; уровень языковой сложности; объем материала). Компоненты УМК и их взаимосвязь; образовательный и воспитательный потенциал; адекватность и приемлемость содержания культурного наполнения; простота использования для учителя и ученика; физические показатели и долговечность; обеспечение контроля и оценки уровня владения иностранным языком. (6 час./ 2 час.)
Тема 3. Категория мотивации в методике преподавания иностранных языков. Основные виды мотивации и способы ее усиления в учебной деятельности по иностранному языку. (4 час./ 1 час.)
Тема 4. Средства обучения иностранным языкам в школе, их классификация. Современные средства обучения. Различные виды наглядности, требования к ним.
· (4 час./ 1 час.)
Тема 5. Раннее обучение иностранному языку в школе. Особенности организации процесса обучения иностранному языку с 1 / 2 класса в общеобразовательных учреждениях. Минимальные требования к владению ИЯ к концу начального периода овладения ИЯ. (6 час./ 1 час.)
Тема 6. Игры и игровые ситуации на уроках иностранного языка. Виды игр. Роль игры на начальном этапе обучения. (6 час./ 1 час.)
Тема 7. Особенности организации процесса обучения иностранному языку на среднем этапе обучения (5–9 классы) в общеобразовательных учреждениях. Особенности взаимосвязанного обучения различным сторонам и видам иноязычной РД. Минимальные требования к владению ИЯ к концу среднего периода обучения. (4 час./ 1 час.)
Темы практических занятий (семинаров)
V семестр, 18 часов.
Раздел II. Организация процесса обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях.
Тема 1. Урок иностранного языка на современном этапе. Требования к современному уроку ИЯ, его основные черты. Схема анализа урока. Составление плана урока. Проанализировать одно - два занятия преподавателя ИЯ или сокурсницы. 2 час.
Тема 2. Современные учебно-методические комплексы по иностранному языку для школ и критерии их анализа. 2 час.
Тема 3. Основные виды мотивации и способы ее усиления в учебной деятельности по иностранному языку. 2 час.
Тема 4. Средства обучения иностранным языкам в школе, их классификация. Современные средства обучения. Различные виды наглядности, требования к ним. Изготовление различных средств наглядности. 2 час.
Тема 5. Раннее обучение иностранному языку в школе. Минимальные требования к владению ИЯ к концу начального периода овладения ИЯ. 2 час.
Тема 6. Игры и игровые ситуации на уроках иностранного языка. Виды игр. 2 час.
Тема 7. Особенности организации процесса обучения иностранному языку на среднем этапе обучения (5–9 классы) в общеобразовательных учреждениях. Минимальные требования к владению ИЯ к концу среднего периода обучения. 2 час.
Контрольная работа. 2 час.
Задания для самостоятельной работы
Раздел II. Организация процесса обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях.
Тема 1. Урок иностранного языка на современном этапе. Требования к современному уроку ИЯ, его основные черты. Схема анализа урока. Переписать в свою накопительную папку все модели, схемы анализов занятий по иностранному языку. 1 час.
Тема 2. Современные учебно-методические комплексы по иностранному языку для школ и критерии их анализа. Анализ статьи Технологии разработки учебных программ по иностранному языку из книги «Методики обучения иностранным языкам в средней школе». С. –П., 2005 (с. 18 - 30). Подготовить презентацию УМК разных авторов, по которым занимаются в базовых школах. 1 час.
Тема 3. Основные виды мотивации и способы ее усиления в учебной деятельности по иностранному языку. Конспект статьи Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. 2003. № 2. 1 час.
Тема 4. Средства обучения иностранным языкам в школе, их классификация. Современные средства обучения. Различные виды наглядности, требования к ним. Изготовление различных средств наглядности. 1 час.
Тема 5. Раннее обучение иностранному языку в школе. Минимальные требования к владению ИЯ к концу начального периода овладения ИЯ. 1 час.
Тема 6. Игры и игровые ситуации на уроках иностранного языка. Виды игр. 1 час.
Тема 7. Особенности организации процесса обучения иностранному языку на среднем этапе обучения (5–9 классы) в общеобразовательных учреждениях. Минимальные требования к владению ИЯ к концу среднего периода обучения. 1 час.
Темы и содержание теоретических занятий Ауд. / СРС
( VI семестр, 32 час. / 9 час.)
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 1. Фонетический аспект обучения иностранному языку. Роль фонетических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Цели и задачи, содержание и принципы работы по формированию слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков. Типология ошибок. Основные этапы формирования фонетического навыка, типы и виды упражнений, направленных на формирование произносительных и ритмико-интонационных навыков учащихся. Фонетическая зарядка, ее роль и место на уроке иностранного языка.
(10 час./ 3 час.)
Тема 2. Лексический аспект обучения иностранному языку. Роль лексических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Цели и содержание обучения лексической стороне иноязычной речи. Трудности, связанные с формой, значением и употреблением слов, пути их предвосхищения и минимизации. Способы ознакомления с лексическими единицами и их выбор с учетом потенциальных сложностей. Этапы формирования лексических навыков. Система лексических упражнений: тренировочные, переводные, творческие. Лексические навыки и умения, роль синтагматических и парадигматических связей слов при их формировании. Контроль уровня сформированности лексических навыков. (10 час./ 3 час.)
Тема 3. Грамматический аспект обучения иностранному языку. Роль грамматических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Цели и содержание обучения грамматической стороне иноязычной речи. Проблема минимизации грамматического материала. Межъязыковая и внутриязыковая интерференция и типология грамматических ошибок. Пути введения нового грамматического материала. Этапы формирования грамматического навыка. Типы и виды упражнений. Формы контроля уровня сформированности грамматических навыков. (12 час./ 3 час.)
Темы практических занятий (семинаров)
VI семестр, 12 часов.
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 1. Фонетический аспект обучения иностранному языку. Роль фонетических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Фонетическая зарядка, ее роль и место на уроке иностранного языка. Моделирование системы упражнений по формированию произносительных и ритмико-интонационных навыков учащихся. 2 час.
Тема 2. Лексический аспект обучения иностранному языку. Роль лексических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Контроль уровня сформированности лексических навыков. Моделирование фрагментов уроков по введению и закреплению нового лексического материала.
4 час.
Тема 3. Грамматический аспект обучения иностранному языку. Роль грамматических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Формы контроля уровня сформированности грамматических навыков. Моделирование фрагментов уроков по введению и закреплению нового грамматического материала. 4 час.
Контрольная работа 2 час.
Задания для самостоятельной работы
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 1. Фонетический аспект обучения иностранному языку. Роль фонетических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Фонетическая зарядка, ее роль и место на уроке иностранного языка. Моделирование системы упражнений по формированию произносительных и ритмико-интонационных навыков учащихся. 3 час.
Тема 2. Лексический аспект обучения иностранному языку. Роль лексических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Контроль уровня сформированности лексических навыков. Моделирование фрагментов уроков по введению и закреплению нового лексического материала.
3 час.
Тема 3. Грамматический аспект обучения иностранному языку. Роль грамматических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Формы контроля уровня сформированности грамматических навыков. Моделирование фрагментов уроков по введению и закреплению нового грамматического материала. 3 час.
Темы и содержание теоретических занятий Ауд. / СРС
( VII семестр, 36 час. / 10 час.)
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 4. Обучение чтению. Психологическая характеристика чтения как вида речевой деятельности. Чтение как цель и средство обучения иностранному языку. Виды чтения и система упражнений по их формированию. Этапы обучения чтению. Обучение технике чтения. Текст и система работы с ним. Способы контроля сформированности навыков и умений чтения, сложившиеся в отечественной и зарубежной практике преподавания ИЯ. (10 час./ 3 час.)
Тема 5. Обучение аудированию. Аудирование и его роль в практическом овладении иностранным языком. Аудирование как цель и средство обучения. Основные механизмы аудирования и способы их формирования и развития. Типология трудностей, встречающихся при обучении аудированию. Система упражнений на формирование различных механизмов аудирования. Этапы работы с аудио текстами. Способы контроля сформированности данных речевых умений. Содержание и структура тестовых заданий по аудированию в системе международных экзаменов. (8 час./ 2 час.)
Тема 6. Обучение говорению. Формы речи и формы общения. Условия порождения речи. Реальные, условные и проблемные ситуации, способы их создания на уроке. Монолог и диалог, их разновидности и характеристики. Технология обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности в диалогической форме. Психологическая характеристика диалогической речи на иностранном языке. Цель и содержание обучения диалогической речи на иностранном языке в средней школе. Пути, формы, способы и приемы обучения иноязычной диалогической речи. (8 час./ 2 час.)
Тема 7. Обучение говорению. Технология обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности в монологической форме. Психологическая, характеристика монологической речи на иностранном языке. Цель и содержание обучения монологической речи на иностранном языке в средней школе. Пути, формы, способы и приемы обучения иноязычной монологической речи.
Роль речевой установки и опор при обучении говорению. Контроль сформированности умений устноречевого общения в отечественной и зарубежной практике преподавания ИЯ. (10 час./ 3 час.)
Темы практических занятий (семинаров)
VII семестр, 16 часов.
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 4. Обучение чтению. Текст и система работы с ним. Способы контроля сформированности навыков и умений чтения, сложившиеся в отечественной и зарубежной практике преподавания ИЯ. Моделирование фрагментов уроков по обучению чтению. 4 час.
Тема 5. Обучение аудированию. Аудирование и его роль в практическом овладении иностранным языком. Способы контроля сформированности данных речевых умений. Содержание и структура тестовых заданий по аудированию в системе международных экзаменов. 4 час.
Тема 6. Обучение говорению. Технология обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности в диалогической форме. Пути, формы, способы и приемы обучения иноязычной диалогической речи. Моделирование фрагментов уроков по обучению диалогической речи. 3 час.
Тема 7. Обучение говорению. Технология обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности в монологической форме. Пути, формы, способы и приемы обучения иноязычной монологической речи. Моделирование фрагментов уроков по обучению монологической речи. 3 час.
Контрольная работа 2 час.
Задания для самостоятельной работы
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 4. Обучение чтению. Текст и система работы с ним. Способы контроля сформированности навыков и умений чтения, сложившиеся в отечественной и зарубежной практике преподавания ИЯ. Моделирование фрагментов уроков по обучению чтению. 3 час.
Тема 5. Обучение аудированию. Аудирование и его роль в практическом овладении иностранным языком. Способы контроля сформированности данных речевых умений. Содержание и структура тестовых заданий по аудированию в системе международных экзаменов. 2 час.
Тема 6. Обучение говорению. Технология обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности в диалогической форме. Пути, формы, способы и приемы обучения иноязычной диалогической речи. Моделирование фрагментов уроков по обучению диалогической речи. 3 час.
Тема 7. Обучение говорению. Технология обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности в монологической форме. Пути, формы, способы и приемы обучения иноязычной монологической речи. Моделирование фрагментов уроков по обучению монологической речи. 2 час.
Темы и содержание теоретических занятий Ауд. / СРС
( VIII семестр, 24 час. / 9 час.)
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 8. Письмо и письменная речь в лингвистике и методике. Обучение письму как цель и средство обучения ИЯ. Цели, содержание, этапы формирования навыков письменного общения. Обучение графике, орфографии и собственно письменной речи в курсе обучения ИЯ в школе. Место обучения письму на уроке ИЯ. Виды письменного контроля, используемые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ. (8 час./ 3 час)
Тема 9. Методическое мастерство. Стиль общения учителя и учащихся. Проблема взаимодействия на уроках. (4 час./ 2 час.)
Тема 10. Контроль как средство управления коммуникативным образовательным процессом, его функции и формы. (4 час./ 1 час.)
Тема 11. Организация и планирование процесса обучения иностранным языкам в школе. Сущность и принципы построения системы уроков на разных ступенях обучения.
(4 час./ 1 час.)
Тема 12. Внеклассная работа по иностранному языку в школе. Виды и формы работы на разных ступенях обучения. ( 4 час./ 2 час.)
Темы практических занятий (семинаров)
VIII семестр, 10 часов.
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 8. Письмо и письменная речь в лингвистике и методике. Обучение письму как цель и средство обучения ИЯ. Виды письменного контроля, используемые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ. 2 час.
Тема 9. Методическое мастерство. Стиль общения учителя и учащихся. Проблема взаимодействия на уроках. 2 час.
Тема 10. Контроль как средство управления коммуникативным образова-тельным процессом, его функции и формы. 2 час.
Тема 11. Организация и планирование процесса обучения иностранным языкам в школе. Сущность и принципы построения системы уроков на разных ступенях обучения. Составить планы занятий (2-3), сделать анализ тематического планирования для отдельных классов. Иметь схемы планирования. 2 час.
Тема 12. Внеклассная работа по иностранному языку в школе. Виды и формы работы на разных ступенях обучения. 2 час.
Задания для самостоятельной работы
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 8. Письмо и письменная речь в лингвистике и методике. Обучение письму как цель и средство обучения ИЯ. Виды письменного контроля, используемые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ. 3 час.
Тема 9. Методическое мастерство. Стиль общения учителя и учащихся. Проблема взаимодействия на уроках. 2 час.
Тема 10. Контроль как средство управления коммуникативным образова-тельным процессом, его функции и формы. 1 час.
Тема 11. Организация и планирование процесса обучения иностранным языкам в школе. Сущность и принципы построения системы уроков на разных ступенях обучения. Составить планы занятий (2-3), сделать анализ тематического планирования для отдельных классов. Иметь схемы планирования. 1 час.
Тема 12. Внеклассная работа по иностранному языку в школе. Виды и формы работы на разных ступенях обучения. Анализ журнала «Иностранные языки в школе» за три – пять лет. 2 час.
Основная литература
Бабинская П. К., Леонтьева Т. П. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков. – Минск, 2006.
Гальскова Н.Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М., 2006.
Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранным языкам. – М., 2001.
Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/ Гез Н. И. , Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и др. – М.: Высшая школа, 1982.
Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: ВШ, 1997.
Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М: Просв., 1991.
Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе обучения в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просв., 1998.
Фокина К. В., Тернова Л. Н., Костычева Н. В. Методика преподавания иностранного языка. – М., 2009.
Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М.:
Просв., 1986.
Дополнительная литература
Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку. – М.: Просвещение, 1988.
Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Арти-Глосса, 2000.
Гез Н.И., Ляховицкий М.В. и др. Методика обучения ИЯ в средней школе. - М, 1982.
Зимняя И.Я. Психологические аспекты обучения ИЯ в средней школе. М.: МГУ, 1982.
Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения ИЯ.-М.:МГУ, 1982.
Колкер Я. М. , Устинова Е. С. , Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М. : Академия, 2000.
Коммуникативная направленность как условие интенсификации обучения иностранному языку. - Чебоксары, 1988.
Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. Пособие для учителя / под ред. Е.И. Пассова и В.Б. Царьковой. - М.: Просв., 1993.
Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997.
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М.: Проев., 1992.
Методики обучения ИЯ в СШ. Пособие для учителей, аспирантов и студентов под ред. М. К. Колкова. - С.-П., 2005.
Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. – М. : Просвещение, 1990.
Обучение иностранным языкам. Методическое пособие для преподавателей и студентов.-С.-П.: Каро, 2003.
Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики. – М.: Русский язык, 1989.
Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование. – Липецк, 2008.
Пассов Е. И. , Кузовлев В. П. , Царькова Б. В. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение, 1991.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения ИЯ.-М., 1985.
Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996.
Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. Под редакцией А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. – М.: Педагогика, 1981.
Практикум по методике преподавания иностранных языков / под ред. К.И. Саломатова и С.Ф. Шатилова. - М, 1985.
Примерные программы по иностранным языкам для 2 – 11 классов общеобразо-вательной школы. – ИЯШ , 2004.
Рахманов И.В. Основные направления в методике преподавания ИЯ в 19-20 вв. - М, 1972.
Рогова Г.В, Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. -М.: Ппосл.. 1998
Биболетова М.З. Enjoy English.- Обнинск, Титул, 2004.
Adrian Doff. Teach English. A training course for teachers. CUP, 1995.
Common European framework of reference for language learning and teaching. Language learning and teaching for European citizenship. Council of Europe. 1996.
Communication in the modern language classroom. Council of Europe, 1996.
Jeremy Harmer. Principles of foreign language learning and teaching. Longman, 1998.
Penny Uhr. A course in language teaching. CUP, 1996.
Приложение 1
Темы курсовых работ
Анализ учебно-методического комплекса по обучению английскому языку (любой УМК отечественных или зарубежных авторов).
Особенности разработки тестовых заданий для контроля иноязычных речевых навыков и умений.
Использование современных технологий в обучении иностранному языку.
Дидактические проблемы использования средств новых информационных технологий.
Использование компьютерных программ в обучении иностранному языку.
Возможности использования видео в обучении иностранному языку.
Организация урока в компьютерном классе.
Дидактические функции телекоммуникаций.
Телекоммуникационные проекты.
Требования к разработке факультативных курсов по иностранному языку.
Индивидуализация обучения иностранному языку в средней школе.
Роль мотивации и способы ее усиления при обучении иностранному языку.
Использование элементов интенсивного обучения в преподавании иностранного языка в средней школе.
Нетрадиционные формы урока как один из способов повышения эффективности обучения и интереса к иностранному языку.
Самостоятельная работа школьников по иностранному языку.
Обучающие игры на уроках иностранного языка.
Особенности использования ролевых игр на уроках иностранного языка.
Использование рифмы при обучении аспектам языка и видам речевой деятельности.
Музыка на уроке иностранного языка.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка на уроках и внеклассных мероприятиях.
Вариативные программы обучения иностранному языку в гуманитарных классах учебных заведений инновационного типа.
Сравнительно-сопоставительный анализ учебных программ по английскому языку в классах с различной направленностью обучения инновационных учебных заведений.
Авторские программы как основа обучения иностранному языку в учебном заведении инновационного типа.
Структура речевой коммуникации и проблема создания речевых ситуаций в учебном процессе.
Проектная методика и ее использование в курсе иностранного языка.
Организация внеклассной работы по иностранному языку
Письменная часть современного экзамена по иностранному языку: формат, трудности, критерии оценки.
Особенности обучения детей дошкольного возраста иностранному языку.
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 815