Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков в 9-ом классе по предмету «Человек.Общество.Право.».


Гладышко Наталья Анатольевна
35274254445Алматинская область
Енбекшиказахский район
с.Тургень, ГУ сш им. Ломоносваучитель истории, права и экономики ,учитель высшей категории
Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков в 9-ом классе по предмету «Человек.Общество.Право.».
«Плохой учитель преподносит истину, а хороший – учит её находить».
Немецкий педагог А.ДистервергИзучение общественных наук , таких как история, право , экономика расширяет кругозор ребенка, раздвигает рамки настоящего, помогает окунутся в прошлое , задуматься о будущем.
Данный урок я разрабатывала с учетом внедрения в свою практику модулей Кембриджской Программы. Для проведения практики я выбрала 9 класс. С этим классом я работаю уже второй год, знаю особенности учащихся, их учебные способности.
Для своего рефлексивного отчета я взяла один урок из запланированной серии последовательных уроков по теме «Мир человеческого общения. » - четвертый урок в разделе «Человек -Общество», в девятом классе. На данном уроке планировалось сформировать у ребят знакомство с понятиями общение, коммуникация, средствами общения, особенностями общения в современном мире. Эта тема учащимся знакома, так как ранее она изучалась. Опираясь на знания учащихся, необходимо научить ребят уметь анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать память, внимание, мышление, речь; сформировать культуру умственного труда;осознать , что общение является формой совместной жизни людей. Результатом урока ожидала увидеть, что учащиеся получат новые знания об общении; выделят существенные признаки общения; должны показать на конкретных примерах чем общение отличается от коммуникации.
Также я ставила перед собой задачи развивать в учениках навыки работы в группах, навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, интернет ресурсами, умение объективно оценивать себя и друг друга, развитие критического мышления, умения рассуждать и аргументировать свое мнение. Для решения поставленных целей и задач применила идеи модулей Программы.
Все задания подбирались с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Для создания коллаборативной среды и психологически благоприятной обстановки на уроке проведена физминутка «Две половинки». Не все учащиеся активно участвовали: раньше такая работа не была системной, Темирлан и Луиза стеснялись танцевать, а только делали движения руками.

Физминутка «Две половинки».
Деление на группы осуществлялось с помощью карточек в виде разноцветных бабочек : желтых, розовых, зеленых, оранжевых. При этом деление на группы предполагалось случайным образом для того, чтобы в одной группе были как "сильные", так и "слабые" учащиеся - для создания ЗБР (зоны ближайшего развития). По мнению Льва Выготского, учащийся развивает мышление и речь в результате социального взаимодействия с более знающими людьми в деятельности, имеющей конкретные цели. Это содействовало взаимообучению, взаимопониманию и установлению атмосферы сотрудничества. (Рук-во для учителя , стр.133)
Процесс деления на группы прошел быстрее, чем в первый раз, так как дети привыкли работать в группах, а также карточки раздавались во время физминутки, это способствовало экономии времени. Организовывая работу в группах, развивала навыки ведения конструктивного диалога.  Мерсер (2005) считал, что взаимодействие в группе сверстников играет важную роль, также описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс обмена мыслей.(Рук-во для учителя , стр.135). Проводила работу над формированием качеств личности, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать и слышать. Для этого были составлены правила работы в группах.
      На стадии вызова для уточнения темы урока и определения цели урока под мою диктовку было отослано sms- сообщение от девочки любому мальчику из класса, после чего учащиеся должны были обсудить в группе и озвучить, чем мы будем заниматься на данном уроке. Ответы учащихся оправдали мои ожидания: ребята активно участвовали в беседе, но Камилла, Данил и Алеша не смогли грамотно сформулировать ответ. При систематической работе над развитием речи у данных учащихся они научатся правильно выражать свои мысли. А Алеша в последующих уроках будет лидером.
Одним из качеств, необходимых современному ученику, является умение критически мыслить. Само это понятие означает «мышление о мышлении», подразумевая умения рассуждать по принципиальным вопросам (например, таких как Какие высказывания знаменитых людей вы знаете на новую тему «Мир человеческого общения.»? или Может ли современный человек прожить без общения?) и размышлять над практическим опытом, когда в результате наблюдения и осмысления какой-либо информации, анализа и принятия решения приходишь к выводу, пониманию.
Для внедрения модуля «Критическое мышление» на этапе вызова ребятам была предложена индивидуальная работа с использованием приема «Светофор». Я показала на интерактивной доске ряд терминов, которые мы пройдем на уроке по теме «Общение», до этого урока они были неизвестны ученикам. Если они поняли смысл нового слова ,то подымают зеленую карточку; если немного не поняли , то желтая карточка, а учитель видит красную карточку , то это уже тревожная зона.
Учащиеся настроились на изучение темы, узнали много нового об общении.
На стадии осмысления учащимся была проведена игра «Как рождаются сплетни?», цель которой показать, как искажается и теряется информация в процессе передачи ее от человека к человеку.
Ход игры: учитель просит выйти из класса 3 учеников, один желающий вызывается к доске. Нужно это для того, чтобы остальным не было слышно, что учитель говорит ученику , который вышел к доске.
Учитель вслух читает   текст, отчетливо и внятно (текст заранее подготовлен). Затем приглашает войти в класс еще одного участника. Теперь уже первый ученик пересказывает ему то, что запомнил из услышанного только что текста. Далее заходит третий ученик. Ему пересказывает текст второй. Следом – четвертый. Он, соответственно, слушает пересказ третьего. И так далее.
В итоге зрители (учителя приглашенные) и сами ученики могут сравнить исходный текст с тем, что перескажет последний участник. Как правило, получаются абсолютно разные истории! проводится анализ, делаются выводы. В ходе этого урока видно как ученики грамотно выражают свои мысли; происходит аргументация своего мнения; учёт разных мнений .Современный учитель должен знать не только преподаваемый предмет, но и способы совершенствования его преподавания посредством применения новых технологий. Я на все уроки составляла и показывала презентации по теме урока, использовала видеоматериалы. Информационно- коммуникативные технологии (ИКТ) являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. Использование вспомогательных средств обучения (видео, сетевые материалы, цифровые средства массовой информации и другие) позволяет повысить заинтересованность обучаемых, и, следовательно, эффективность процесса обучения. Перед учащимися был поставлен вопрос: назовите недостатки виртуального общения? Ребята использовали сотовые телефоны, планшеты для работы в сетях Интернет в поиске нужной информации.
Полученные знания учащиеся закрепили, сравнивая новые термины с правильным определением ,что опирается на учение Жана Пиаже об обучении через открытия. Он считал, что вместо устного изложения фактов роль учителя сводится к тому, чтобы обеспечить материалы для исследования. Учащиеся испытывают внутреннее удовлетворение от самостоятельных открытий.
Для того чтобы помочь учащимся развивать навыки неконфликтного общения мы в классе провели упражнения «Рисунок вдвоем», еще древнегреческий ученый Домиль считал , что «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».
Цель данного упражнения развитие навыков неконфликтного поведения. Обучающиеся делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоём и так, чтобы оба партнера держали её, нарисовать рисунок на свободную тему.
Обсуждение:
- кто что рисовал,
- почему нарисовали именно это,
- трудно ли было выполнять это задание? Почему?
Причина трудности выполнения задания: в ситуации, когда наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.
Руслан и Саша активно не участвовали в нашем упражнении .Причина пассивности – низкая мотивация к обучению. Необходимо дать этим ребятам индивидуальное задание на ликвидацию пробелов в знаниях по данной теме.
Чтобы учащиеся видели результаты своего труда, они должны быть вовлечены в процесс оценивания обучения. В ближайшее месяцы, придя в школу ,я планирую работать над ликвидацией трудностей, возникших во время практики ( а именно деление на группы, отстаивание своей точки зрения). Продолжу наблюдение за учениками (Алешей , Настей , Миланой ), попытаюсь совместно с ними решать встречающие проблемы.
Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке является взаимооценка и самооценка.  Переход от оценивания учителем к самооцениванию может стать довольно затруднительным шагом, и оценивание своих одноклассников способно облегчить данный процесс. Слушая и анализируя то, что дети говорят и делают, я имею возможность эффективнее поддерживать учащихся в их обучении, используя принцип формативного оценивания. Особенно это необходимо для Миланы. Она очень старается выполнять задания, но ей нужны одобрение, поддержка со стороны учителя.
Несмотря на то, что совместно с ребятами были разработаны критерии оценивания, некоторые учащиеся (Антон и Паша) занизили свои отметки, что свидетельствует о низкой самооценке. Для повышения самооценки нужно давать задания, соответствующие уровню развития данных детей.
Для меня каждый ученик представляет собой индивидуальность и поэтому для достижения цели урока была использована Игра: «Изобрази пословицу». Была проведена работа в группах :учащимся раздали карточки с пословицами, и было предложено изобразить с помощью жестов , мимики какую либо пословицу , связанную с нашей темой «Общение».

Ознакомившись с модулем «Обучение талантливых и одаренных учащихся», я более глубоко стала переосмысливать значение слов «одаренный», «талантливый», в чем их отличие. Игра «Изобрази пословицу» отчетливо показала работу с этим модулем. Тема «Обучение талантливых и одаренных учащихся» хорошо исследована в трудах Фримана, который выделил несколько основных критериев для выявления способных и талантливых учащихся. Согласна с авторами Руководства для учителей, которые считают, что данная категория учащихся нуждается в другом подходе к их обучению. Учащимся с высоким уровнем саморегуляции нужны задания творческого характера, способные их стимулировать на более успешные достижения. В школах, где основная масса детей «обычных», одаренные и талантливые учащиеся находятся на одном с ними уровне. Необходимо работать с такими детьми и на уроках и после, составляя индивидуальные задания, требующие для решения анализ, синтез и оценку приобретаемых знаний. Такая работа ведется с моей стороны ,это активное участие этих ребят в таких проектах как МАН, в областных дебатах, в районных и областных олимпиадах. Систематическая работа с одаренными учащимися приносит свой результат: дети заняли первое место по Республики в Малой Академии Наук , Настя Ч. заняла 3 место в областном форуме «Дебаты», а Алина Ю. заняла 2 место в районной олимпиаде, что, в конечном итоге, становится достижением самого педагога.
Учащиеся девятого класса очень стесняются делать физминутки . В свой урок по изучению новых понятий вербальное, невербальное общение , и чем отличаются они друг от друга я провела физминутку, которую очень часто используют психологи, используя жесты невербального общения.

На стадии рефлексии для осуществления обратной связи я использовала карточки: «Телеграмма» – учащийся готовит телеграмму и отправляет учителю, где пишет «что нового, интересного узнали, понравился им этот урок или нет», даю установку телеграмма должна состоять из 11 слов.

Учащиеся проанализировали свою работу на уроке, оценили эмоциональное состояние и написали пожелания. В основном отзывы были положительные, ребятам захотелось в дальнейших уроках (в этом году и в последующих) работать в группах, самостоятельно добывать знания, используя интернет-ресурсы. Прочитав и проанализировав в «телеграммах» детей их пожелания ,я поняла ,что даже слабые мои ученики, на которых не обращают внимание учителя, загорелись желанием работать на моих урок.
Что дает данная стратегия? Ребята учатся критически мыслить, приобретают умение сотрудничать, «слушать» и «слышать» друг друга. И как следствие повышается эффективность восприятия новой информации, мотивация обучения, качество образования. Продолжать можно долго, но главное здесь – это доверительные отношения, желание получать знания, атмосфера добра и со стороны учителя, как наставника, и со стороны ученика.
На протяжении урока я была в роли лидера и наблюдателя. Работала над созданием коллаборативной среды, что позволило учащимся сблизиться и проявить себя, а это способствовало активной работе детей на уроке. Давала возможность раскрыться тем ребятам, которые раньше не выделялись из класса, предпочитали отмалчиваться, только по необходимости отвечать на вопросы. Многие учащиеся «загорелись» желанием познавать новое на уроке, где они смогут делиться со своими сверстниками различными идеями, и теперь с большим удовольствием будут ходить на уроки.
На вопрос: «Что получилось?», анализируя проведённый урок, могу отметить то, что ребятам на моем уроке было комфортно, они были активными (Алеша, Настя, Милана). Особенно меня порадовала работа на данном уроке Алеши О. Он очень аргументировано отстаивал свое мнение, приводя убедительные доказательства своим словам. Милана показала себя с новой стороны. Обычно довольно замкнутая, на этом уроке она активно участвовала в обсуждениях.Настя оправдала мои пожелания , она проявила себя как лидер в классе , быстро сориентировалась как надо работать в группах и проявила творческие способности в составлении постеров. Ученики открыты для применения новых форм работы, они идут на сотрудничество, хотя им и не привычно, но они готовы к внедрению методов самообучения и самооценивания. Они научились:
работать в группах;
договариваться между собой;
слушать и слышать друг друга;
вести диалог;
добывать знания самостоятельно;
аргументировать;
консультироваться друг с другом;
рефлексировать (прием «Телеграмма» ,здесь наблюдается обратная связь ученик-учитель);
оценивать себя и своих одноклассников.
Анализируя результаты урока я думаю, что мои ученики стали более уверенными и сильными, а значит – успешными.
Затруднения и барьеры для учеников и для меня , как учителя:
неадекватное самооценивание отдельных учащихся ;неумение вступать в диалог отдельных учащихся: Тимерлан предпочитал работать самостоятельно, а Паша соглашался с готовым решением, не участвуя в обсуждениях и поиске информации;
нет последовательной работы с талантливыми и одаренными учащимися;
формативное оценивание с моей стороны;
Исходя из возникших барьеров планами на ближайший год моей работы в школе являются совершенствование своей работы через :работу над формативным и критериальным оцениванием;
научить учащихся работать в группах и в парах;
улучшение работы с талантливыми и одаренными учащимися через задания высокого уровня познания и мышления;
повышение мотивации учащихся к обучению.