Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии детства
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста»
Тема: Теоретическая модель процесса ознакомления детей 5-6 лет с заповедником «Денежкин камень»
Воспитатель:
Шаерман Е.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
1. Методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
4
2. Теоретическая модель процесса ознакомления детей 5-6 лет с заповедником «Денежкин камень»
5
3. Конспект занятия по ознакомлению с заповедником «Денежкин камень» детей 5-6 лет
8
Список литературы
12
Введение
Усиление экологической грамотности - важнейшая проблема современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В связи с резким усилением процессов урбанизации основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой не чувствует ее, не имеет возможности увидеть проявления законов в своей обыденной жизни. В этой среде человек должен не просто жить, а наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней. Поэтому необходимо с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
В дошкольном возрасте, как правило, происходит изучение природы по книгам. Редкое общение детей с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное удовольствие от ее красоты диктует необходимость акцентировать внимание на экологическом воспитании.
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование начал экологической культуры. Решить эту задачу можно тогда, когда у дошкольников будут сформированы знания и отношение. Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому воспитанию.
1. Методы экологического воспитания детей
дошкольного возраста
Методы воспитания - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические).
К наглядным методам относятся
- наблюдение;
- рассматривание картин;
- демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
2. Теоретическая модель процесса ознакомления детей 5-6 лет с заповедником «Денежкин камень»
Заповедник - это определённая территория (может быть лес, поле или смешанная местность), охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.
Государственный природный заповедник «Денежкин Камень» расположен в Североуральском физико-географическом районе в 40 километрах к северо-западу от г. Североуральска. Его территория полностью включает в себя массив горы Денежкин Камень, восточные склоны Главного Уральского Хребта, хребта Хоза-Тумп, верховья рек Ивдель, Тальтия, Шегультан, Сосьва. Площадь заповедника 80 тыс. га. На его территории представлен крупный лесной массив первобытной горной тайги, сохранившийся среди истощенных лесосырьевых баз Свердловской и Пермской областей, он является резерватом для многих редких и эндемичных видов растений и ценных представителей горнотаежной фауны.
Во флоре заповедника произрастает 48 из 144 видов сосудистых растений, включенных в Красную книгу Среднего Урала, что составляет 33%, из них 8 реликтов и 15 эндемиков Урала. Пять видов занесены в Красную книгу РСФСР (1988): незабудочник уральский, калипсо луковичная, минуарция Гельма, венерин башмачок настоящий, надбородник безлистный, три последних занесены также в Красную книгу СССР (1984).
В процессе ознакомления детей с заповедником «Денежкин камень» реализуется программа «Наш дом природа» Н.А. Рыжовой, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Программа предназначена для работы с детьми 5 и 6 лет (старшая и подготовительная к школе группы), может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью.
Согласно реализуемой программе, для детей можно дать следующее определение:
Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
На Урале, где мы с вами живем тоже имеются заповедники, один из таких заповедников – заповедник «Денежкин камень», расположенный на севере нашей области. В заповеднике «Денежкин камень» имеется множество редких растений и животных.
При ознакомлении детей с животным и растительным миром заповедника «Денежкин камень» можно использовать видео фильмы, презентации, иллюстрации, фотографии.
Особое внимание стоит уделить растительному миру заповедника, так как многие виды растений имеются и в пригороде г. Тавды.
Также стоит уделить внимание птицам заповедника «Денежкин камень», так как живущие в заповеднике птицы практически нигде не встречаются.
Также детям можно предложить рассмотреть карту Свердловской области и показать где расположен заповедник.
Предварительной работой могут быть рассматривание иллюстраций заповедников, чтение рассказов, стихов, сказок о животных и растениях, загадки о растениях и животных, экскурсии, целевые прогулки, походы для знакомства с растительным миром своего края, рисование животных и растений.
При ознакомлении детей с заповедником «Денежкин камень» можно обсудить проблему исчезновения некоторых видов растений и животных, проблему охраны окружающей среды.
В качестве самостоятельной деятельности по изучению растительного и животного мира заповедника «Денежкин камень», дети могут рассматривать фотографии, картинки, книги.
Родителям можно предложить свозить детей на природу и показать растения, которые имеются и в лесах г. Тавда и в заповеднике «Денежкин камень» (ель, пихта, кедр, сосна, береза, кустарниковые ивы, брусничник).
3. Конспект занятия по ознакомлению с заповедником «Денежкин камень» детей 5-6 лет
Тема занятия: Растительный мир заповедника «Денежкин камень».
Цель занятия: Познакомить детей с особенностями природных условий заповедника «Денежкин камень»; дать детям элементарные представления о лесе, как о зеленом доме растений и животных; расширять знания и представления детей о значимости заповедников.
Задачи:
Воспитывающие: формирование экологической культуры ребенка, передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, воспитание духовно богатой личности.
Обучающие: формирование общих представлений о многообразии живой и неживой природы, растительного мира, понимание связи природы и человека.
Развивающие: развитие личности ребенка, эстетического восприятия объектов и явлений природы, развитие образного мышления и воображения.
Материал: карта Свердловской области, фотографии, картинки растительного мира заповедника «Денежкин камень», документальный фильм о заповеднике «Денежкин камень».
Раздаточный материал: листы бумаги, карандаши, фломастеры на каждого ребенка.
Предварительная работа: отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе; беседы «Лес и здоровье», «Кто заботиться о лесе?»; рассматривание альбомов «Растения леса».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня нам предстоит дальнее путешествие. На чем мы будем сегодня, путешествовать? Давайте вспомним, а на чем ездили, летали в сказках? В ступе. Пользовались сапогами - скороходами. Но в ступу не поместятся несколько человек, а пара сапог вообще для одного человека. Остается ковер-самолет. С какими средствами передвижения его можно сравнить? С самолетом, вертолетом, Чем похожи, чем отличаются? Ковер-самолет хорош тем, что ему не нужно горючее, что он перемещается бесшумно, может приземлиться в любом месте. Воспитатель вместе с детьми садится на «Ковер – самолет».
Ребята, прежде чем наш «Ковер – самолет» полетит, давайте вспомним правила поведения на природе:
Ходить по тропинкам.
Не ломать деревьев и кустарников.
Не топтать цветы и травы.
Не разорять птичьи гнезда.
Не рвать паутинки.
Не разжигать костры.
Не оставлять после себя мусор.
2. Изучение нового материала.
Ребята, а вы знаете, куда нас принес «Ковер – самолет»? Давайте определим по карте, где же мы находимся.
Вот это карта нашей Свердловской области, на ней обозначен и наш город Тавда, а это - зеленое место - место нашей посадки. А приземлились мы в заповеднике «Денежкин камень».
Заповедник – это место, где природа живет по своим законам, где все охраняется: трава, цветы, птицы, грибы, рыбы – все это нельзя рвать, ловить птиц и животных. Давайте посмотрим небольшой документальный фильм о заповеднике «Денежкин камень».
Беседа после просмотра документального фильма.
- Ребята, а вы обратили внимание, какие растения произрастают в заповеднике?
- Как вы считаете, какова главная цель создания заповедника?
Охранять природу необходимо в любом месте. А чтобы ее сберечь, надо быть умным и добрым Человеком - Великаном. Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е.Серова.
Я шагаю по лужайке - Великан в трусах и майке,
Сверху ясно мне видна вся зеленая страна.
Вот улитка - добрый' гномик, на себе таскает домик.
Вот квартирка для жука - дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом - муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок - ромашка - в нем живут букашки.
Эта малая страна вся кругом заселена'
Если я, великан, захочу, как лихой ураган, налечу.
Все дома я могу разломать, всех жильцов на лугу растоптать!
Если я захочу ... Только я не хочу! Я - добрый Великан.
- А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
- Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся, нанося огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды растений. Сейчас редкие растения охраняются государством и законом, поэтому мы можем их увидеть в заповеднике «Денежкин камень».
Рассматривание фотографий редких растений, имеющихся в заповеднике.
- Заповедник - это островки спасения природы от человека. Заповедник – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
- Ну а сейчас ребята, нам пора в обратный путь.
На ковер пора садиться,
в детский садик возвратиться,
Там нас ждут игрушки, книжки
и малышки-шалунишки.
Встреч с природой не забудем,
бережливыми мы будем.
3. Подведение итогов.
- Ребята, а вы помните, как называется заповедник, в котором мы сегодня побывали?
- Что вам запомнилось из нашего путешествия больше всего?
- А давайте нарисуем растения, которые мы сегодня увидели в заповеднике.
- Какие замечательные рисунки у вас получились! Молодцы ребята!
Выставка рисунков.
Список литературы
1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2002. 204 с.
2. Рыжова Н. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26-34.
3. Серебрякова Т.А. Экологическое образование дошкольников. М.: Академия, 2010. 87с.
4. Токмакова Л. Земля - наш дом родной // Дошкольное воспитание. 2001. № 7. С.81-85.
5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду // Первое сентября. 2014. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 05.01.2016).
6. Заповедник Денежкин Камень // Российские заповедники. 2015. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 06.01.2016).
13PAGE 15
13PAGE 14215
15