Педсовет на тему Самообразование учителя-самоцель или необходимость, миф или реальность?


Педсовет на тему: «Самообразование учителя –
самоцель или необходимость, миф или реальность?»
Петрикова Н.И.
директор школы
Этот год - последний в реализации научно-методической проблемы школы «Формирование ключевых компетентностей средствами ИКТ», главной темой которого станет решение проблемы саморазвития и самообразования учителя как необходимого условия профессиональной деятельности педагога, его самосовершенствования. Уже недостаточно быть на уроке и вне него актером, режиссером, делопроизводителем, дирижером, дипломатом, психологом, новатором и компетентным специалистом. Сегодня надо понимать, что современный учитель должен знать больше чем его ученики, и его знания не должны ограничиваться предметом и методикой его преподавания. Он должен быть в курсе передовых технологий, ориентироваться в современной политике, экономике, обладать знаниями в различных сферах общественной жизни и т.д. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться, потому что его работа связана с постоянным обновлением. Ежегодно к учителям приходят новые ученики, несущие с собой новый этап развития общества. Модель современного учителя предполагает готовность к применению новых образовательных идей, способность постоянно учиться, быть в постоянном творческом поиске. Именно поэтому основной целью саморазвития и самообразования учителя должно стать достижение желаемого уровня профессиональной компетентности.
Итак, каждый современный учитель должен осознать, что самообразование - это потребность, которая защищает его от интеллектуального оскудения, это осознанный процесс познавательной деятельности, это совершенствование каких-либо черт человека или его навыков, это постоянный поиск, рост, развитие.
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом или по приказу. Этому тоже надо учиться. А можно научить творчеству? Оказывается, нет: способность к самообразованию у взрослого человека можно развить только в исключительных случаях.
Саморазвитие - признак профессионала высокого класса. Не всех учителей можно отнести к этой категории, и в нашем педагогическом коллективе такие тоже есть. Однако можно побудить учителя сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии. А как стимулировать учителя, чтобы самообразование не проходило стихийно и бессистемно или под давлением администрации? Практика нашей школы показывает, что административный фактор - большая сила. Зачем бы школе нужна была методическая служба, если бы учитель занимался самообразованием?
Побуждение, планирование, контроль и стимулирование - все это помогает учителям школы присоединиться к процессу, а для некоторых становится даже способом жизни.
Планируя работу на этот учебный год, мы хотели, чтобы каждый из учителей ответил для себя на вопрос, который стал темой заседания педсовета - «Самообразование учителя - самоцель или необходимость, миф или реальность?».
Самообразование учителя: нужно ли оно? Что может мотивировать учителя заниматься самообразованием? Несколько определений самообразования.
Самообразование - самостоятельный способ получения знаний в определенной области науки, искусства, техники, политической жизни, культуры, ремесла.
Самообразование - черта характера упорных лиц, лишенных по каким-то причинам возможности получить систематические знания в соответствующем учебном заведении (бедность, дискриминация по национальному или религиозному признаку, географическая удаленность от образовательных или культурных центров, физическое увечье при наличии хорошей памяти и настойчивости в получении знаний и т.п.). Самообразование в этих случаях еще и средство воспитания, закалки характера, проверка возможностей взрослеющей личности.
Самообразование - это обучение, которое планируется и осуществляется самостоятельно.
Самообразование - это непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования педагогов.
Самообразование учителя является основной формой повышения педагогической компетентности, которая состоит из совершенствования знаний и обобщения педагогического опыта путем целенаправленной самообразовательной работы.
С чего же следует начать?
Прежде всего, учитель должен определиться со своими интересами. Именно они должны стать фундаментом его развития. Конечно, можно заставить человека делать то, что ему не нравится, но в самообразовании это будет как капля воды, которая подает в раскаленной пустыне на песок - она ​​успеет испариться, даже не достигнув цели. Интерес - это то, что задаст тонус всей самообразовательной деятельности.
Поняв свои интересы в данный период времени, учитель должен определиться с направлениями своей работы в текущем году. Эти направления будут зависеть от нагрузки, от того, есть ли классное руководство, кружок, факультатив и т. п. После этого желательно сформулировать для себя проблему, которую нужно обработать. Проблема и направления работы должны определять направления самообразовательной деятельности. Вот некоторые из них:
• профессиональный (предмет преподавания)
• психолого-педагогический (ориентированное на учащихся и родителей)
• психологический (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• интеллектуальный (ориентированно на пополнение общеобразовательных знаний)
• информационно-компьютерные технологии (ознакомление и приобретение навыков работы с новыми технологиями)
• духовное (искусство театральное, изобразительное, вокальное, танцевальное, фотографирование, видеосъемка)
• здравоохранение и спорт (развитие физической формы).
Главными внутренними мотивами самообразования педагога должны быть:
• желание улучшить слабые стороны владения определенным направлением деятельности, желание совершенствовать своё педагогическое мастерство (например, подготовка учащихся к городским и областным олимпиадам);
• глубокое изучение теории и практики данной проблемы;
• попытки осмыслить, воплотить в практику, предложить коллегам механизм определенного действия;
• теоретическое осмысление и обобщение передового педагогического опыта по выбранной проблеме;
• углубление знаний по вопросам, которые вызывают интерес (например, изучение методики решения олимпиадных задач);
• не останавливаться на достигнутом.
Мотивы, побуждающие к самообразованию:
• Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию. Работа должна быть интересной и приносить удовольствие.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь касаются учеников, формируют их мировоззрение, и не хотелось бы, чтобы образ учителя формировался в них как образ «несовременного человека».
• Конкуренция. Возможность востребованности на работе. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.
• Общественное мнение. Учителю не должно быть безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться повышения категории, увеличения нагрузки в школе.
• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, а сам не будет постоянно учиться? Вправе он тогда преподавать?
Самообразование осуществляется индивидуально или коллективно. Чисто индивидуально его может выполнять высокоразвитая личность, деятельность которой производительная и творческая.
Путем совершенной организации самообразовательной деятельности постоянно совершенствуется профессиональное мастерство учителя и, как следствие, формируется авторитет педагога среди учеников, родителей, коллег. Творчески работающий педагог сам создает свой личный имидж.
Виды деятельности в процессе самообразования, способствующих профессиональному росту учителя:
• систематическое чтение методической, педагогической, предметной литературы и обращения к авторитетным источникам (на бумажных, электронных носителях);
• систематический просмотр определенных телепередач;
• обзор в Интернете информации по методике преподавания предметов, педагогики, психологии, педагогических технологий;
• решения олимпиадных задач, тестов, вопросов ВНО, кроссвордов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы;
• прослушивание лекций, докладов в учреждениях, к которым лицо не привлечено официально;
• посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
• дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
• систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
• организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
• изучение информационно-компьютерных технологий;
• посещение предметных выставок и тематических экскурсий по предмету при прохождении курсов;
• общение с коллегами в школе, районе, области и в Интернете;
• ведение здорового образа жизни;
• использование советов специалистов для повышения собственных знаний или мастерства;
• исследовательская деятельность после достижения определенного уровня образования, эксперименты, моделирование, работа помощником под руководством знающего специалиста и тому подобное.
В процессе подготовки к педсовету учителя работали в группах и выполняли предложенные задания: доказать, что самообразование - это миф, реальность, самоцель, потребность.
Таким образом, сами учителя подтвердили потребность и реальность самообразования.
Предлагаю вашему вниманию новый стенд «Мне было интересно» в школьном методическом кабинете, на котором педагоги согласно графика размещают такую ​​информацию: название, автор статьи, краткая аннотация, источник, ссылка на сайт Интернета.
Проект решения педагогического совета
1.Считать самообразование учителя необходимым фактором для его профессионального роста, реализации методической проблемы школы и эффективной работы в условиях современного образования.
2.Всем педагогам школы систематически отражать результаты педагогической деятельности в методических карточках, портфолио.
3.Руководителям методических объединений контролировать своевременное заполнение учителями методических карточек, портфолио (каждые каникулы).
4.Администрации школы во время обобщения опыта работы учителя в период аттестации учитывать эффективность и результативность его самообразования.
5.Руководителям методических объединений обеспечить регулярность обновления стенда «Мне было интересно».
6.Учителям школы участвовать в профессиональных конкурсах разного уровня, привлекать учащихся к исследовательской деятельности, участия в интеллектуальных конкурсах и соревнованиях.
Сегодня можно учиться с удовольствием. Учиться можно разными путями, и каждый выбирает себе наиболее приемлемый, но хочется напомнить слова немецкого философа Дистервега: «Ты только до той поры способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием ...».
- Самообразование является основной формой непрерывного образования педагогических работников в условиях постоянных изменений;
Литература
1.Вчитель: Самооценка / сост. Н. Мурашко. - М., 2007. - 128с.
2.Гузова Л.П. Развитие профессиональной культуры учителя - фактор успешной работы // Методист. - 2005. - №2. - С.34-37.
3.Довгопол И. Профессиональная компетентность педагога: методика комплексного исследования. - Симферополь, 2006. - 70с.
4.Диагностика труда учителя. / Открытый урок: разработки, технологии, опыт. - 2007. - октябрь. -С.64-70.
5.Квадрициус Л.В. Профессиональная самообразование учителя // Управление школой. - 2006. - №13. - С.35-38.
6.Стецюк Л.И. Методологические основы деятельности учителя // Все для учителя. - 2005. - №23-24. - С.11-28.
7.Софьянц Е. Структура профессиональной компетентности современного педагога // Управление образованием. - 2006. - №17. - С.4-5.
8.Стадник А.Л. Создание условий для развития творческой личности учителей // Все для учителя. - 2005. - №21-22. - С.30-32.
9.Тевлин Б. Резервы повышения профессионального мастерства учителей // Завуч (Школьный мир). - 2004. - №11. - С.3-6.
10.Темченко А. Внедрение инновационных подходов для повышения компетентности педагогов // Завуч (Школьный мир). - 2005. - №13. - С.10 (вкладыш).
 
Учитель должен больше работать не на уроке, а готовясь к нему (В.О.Сухомлинский)
Древняя мудрость гласит: кто стоит на месте, то отстает.
А кто не хочет отставать, должен двигаться вперед, и не останавливаться, достигнув вершины, а подниматься выше. В этом заключается основная миссия современного учителя.
Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такая духовная и философская основа профессии и технологии нашего труда: чтобы дать ученику искорку знаний, учителю необходимо впитать целое море света. (В. А. Сухомлинский)
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как она это может осуществить как индивидуум, влияет на мир. (А.Дистервег)
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания ... считайте бесплодно и не обратно для себя погибшим. (К. С. Станиславский)