Характеристика модели организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста.


Характеристика модели организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста.
Пространственная развивающая среда, по мнению С.Л. Новоселовой, включает себя совокупность подпространств:- интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;- физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;- игрового развития;- экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм.В таблице 3 представлена модель организации предметно-развивающей среды в группе детей раннего возраста по разным видам деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.
Таблица 3. Организация предметно-развивающей среды в группе детей раннего возраста
Подпространства Виды деятельности Содержание предметно-игровой среды
«Игрового развития» 1. Сюжетно-отбразительная деятельность: - сюжетно-образные игрушки,- кукольный уголок,- игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель, можно средних размеров модули для детей. Атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной по величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями из сказок, (1-2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т.п.Куклы: имитирующие ребенка 2-3 лет (40-50 см), с подвижными частями тела, имитирующие ребенка-младенца (голыш); дидактическая кукла с полным набором верхней одежды и белья. Животные и их детеныши, выполненные в реалистическом образе из разного материала. Коляски для кукол.Уголок «Ряженья» - стойка, одежда на плечиках, можно сундучок, расписанный в народном стиле, зеркало (в рост или в полроста ребенка).Парикмахерская (Салон красоты) - трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы.Спальня (для игровых действий, игры с куклами): кроватки с постельными принадлежностями, люлька-качалка. Куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для одежды, пеленки, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды.Кухня (для игровых действий, игры с куклами): мебель, техника, набор кухонной посуды, набор овощей и фруктов.Ванная комната (для игровых действий, игры с куклами): ванна с душем или ванночка для купания кукол, полотенце, заместитель мыла, пеленальный столик, веревка для белья, прищепки, веничек, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос, гладильная доска, утюжки.Магазин: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов; муляжи - продукты (булочки, пирожки), сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые)Поликлиника: кукла-доктор (медсестра) в профессиональной одежде с символом (медицина - красный крест), фонендоскоп, градусник.Гараж: различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг
«Интеллектуального развития и творчества» 2.Познавательно-отобразительная деятельность Легкий модульный материал – мягкие объемные геометрические фигуры разных цветов и размеров. Напольный конструктор (крупный строительный материал): крупные транспортные игрушки – автомобили грузовые, легковые, автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т.д.; сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор), рыбки, насекомые, сказочные персонажи.Настольный конструктор (мелкий строительный материал, ЛЕГО): мелкие транспортные игрушки и сюжетные фигурки
Центр воды и песка (рядом с уголком природы): ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфины, лягушки (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные). Для экспериментирования: сачки, формочки (замораживание), различные емкости (наливание, переливание), лодочки, камешки (тяжелый - тонет, легкий - не тонет)
«Экологического развития» Уголок природы: картины - пейзажи по времени года; цветы с характерным выделением листа, стебля, цветка; широколистные, с плотной поверхностью листа, обильноцветущие (фикус, бегония, бальзамин, фуксия, герань, гибискус)
«Интеллектуального развития и творчества» Книжный уголок: 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания; иллюстрации (ламинированные); сюжетные картинки.Театр: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, би-ба-бо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек»Музыкальные игрушки (музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка; плоскостные балалайка, пианино); народные игрушки; музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики
«Интеллектуального развития и творчества» 3.Процессуальная игра: -развитие символической функции мышления Предметы-заместители, неоформленный материал: кубики, коробочки, крышки цветные, пузырьки, банки с завертывающейся крышкой (не стекло) разных размеров, форм; картонные, клеенчатые полоски различной длины, ширины
«Интеллектуального развития и творчества» 4. Сенсорное развитие: обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику: ящик Сегена, цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки. Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная пластиковая мозаика, например: «Цветы», пазлы из 3-12 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты, развивающие игры с плоскостными геометрическими формами («Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)» или «Теремок»).Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику: «Черепаха», «Осьминожка», «Краб», «Крокодил»; шнуровки, застежки, молнии на панно, на туфельке, на игрушке
«Интеллектуального развития и творчества» 5. Продуктивная деятельность: стремление к самовыражению Уголок изодеятельности: доска, мел; специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования; рулон простых раскатывающихся белых обоев, восковые мелки; светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки
«Физического развития» 6. Физическое развитие: умение действовать самостоятельно, ориентироваться в пространстве Пространство в группе для свободного перемещения, удовлетворяющее двигательную потребность ребенка. Физкультурный уголок: шведская стенка с матрасиком (только под контролем взрослого). Мягкие легкие модули, разноцветные флажки, ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, мячи большие и теннисные, разноцветные шары для прокатывания, мешочки с песком для равновесия, кегли, обруч