Педагогический проект по экологическому воспитанию «Комнатные растения — наши друзья»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Конёвский детский сад
Номинация : Педагогический проект по экологическому воспитанию
«Комнатные растения - наши друзья»
по формирования экологического мировоззрения
Автор: Захаренко Оксана Александровна, воспитатель
2017г.


Содержание проекта :1.Актуальность проекта……………………………………………………….стр.3
2.Цель и задачи…………………………………………………………………..стр.4
3.Участники…………………………………………………………………………..стр.4
4.Срок реализации и вид проекта……………………………………стр.4
5.Ожидаемые результаты………………………………………………….стр.5
6.Этапы проекты………………………………………………………………..стр.5-9
7.Работа с родителями……………………………………………………стр.9
8.Результаты работы ………………………………………………….стр.9
9. Обеспечение и выводы.…………………………………………….стр.10 10.Приложение (фотоальбом)…………………………………………стр.11- 26
*Используемая литература…………………………………………….стр.27
*Анкета для родителей………………………………………………...стр.28
Актуальность
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».
Г. – Х. Андерсен.
С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.
Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения – наши друзья» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
Цель: формировать основы экологического мировоззрения.
Задачи:
1. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
2. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
4. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
5. Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
7. Развивать творческие способности детей.
8. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
9. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству. Участники проекта
Дети;
Воспитатели и специалисты ДОУ;
Родители.
Срок реализации проекта: декабрь-январь

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
Ожидаемые результаты:
• У детей проявится ярко выраженный интерес к живой природе. Они научаться различать и называть комнатные растения.
• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
• Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
• Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.
• Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
• Приобретение практических навыков.
• Расширение экологической среды группы.
• Обогащена развивающая среда в группе.
• Активизируются познавательная и творческая активность детей, родителей, повысится компетентность педагогов.
Этапы работы:
1-й этап – информационно-аналитический (декабрь 2016г)
Цель:
Индивидуальные беседы с детьми и анкетирование родителей по теме «Комнатные растения»
Определение проблемы
Выбор цели
Планирование проекта
Подборка методического и дидактического материала.
Разработка непосредственно образовательной деятельности по проекту.
Подбор пословиц, поговорок, дидактических игр , загадок по теме проекта.
Составление паспорта растений группы
Введение детей в проблемную игровую ситуацию
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, родителей)
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
Изучение знаний детей старшей группы о комнатных растениях показало, что у детей отсутствует целостная система знаний о комнатных растениях. Было выявлено, что дети испытывали трудности в различении комнатных растений по внешнему виду, способам ухода за ними.
2-й этап – внедренческий (январь 2017г.)
Включение каждого ребенка в практическую деятельность по данной теме.
Реализация проекта: «Комнатные растения!»
Образовательная область: «Физическое развитие:
Утренняя гимнастика: «Чудный день»; гимнастика после сна: физминутка «Маленькое семечко положу в горшок»
Пальчиковые игры «Комнатные растения»
Дыхательная гимнастика «Приятный аромат».
Центр безопасности. «Безопасность при уходе за комнатными растениями» (рассматривание иллюстраций)
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»:
Ситуация общения: «Как люди выращивают комнатные растения»;»Как нужно ухаживать за комнатными растениями»
ИОС «Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?»;
«Хорошо – плохо» (комнатные цветы)
Настольно печатная игра: «Собери цветок»;
Д/и «Куда запряталась матрешка?»; «Угадай растение по описанию»
С/р игра «Магазин цветов»
Работа в уголке природы: «Полей комнатное растение»; Рассматривание «Паспорт комнатных растений»
Исследовательская деятельность:
Сравнение листьев у растений: фикус и фиалка;
Опыт «Дети солнца» - что происходит с растением, если ему не хватает света ; Опыт «Помоги растению»-что происходит с растением если его не поливать
Развлечение: Расскажу вам сказку «Красивое комнатное растение» (домашнее задание, придумывание сказки о комнатных цветах) КВН «В мире интересного».
Образовательная область: «Речевое развитие»:
Составление рассказов – описаний о комнатных цветах;
Придумывание сказки о комнатном цветке
Образовательная область: «Познавательное развитие»:
НОД:
«Растения в нашем уголке природы»;
«Растения в подарок маме» (посадка комнатных растений)
Экскурсия по детскому саду «Комнатные цветы»
Беседа: «Что растет на окошке?»; «Кто такие зеленые друзья?»» Почему комнатные растения так называются?»
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
НОД:
Рисование «Комнатное растение» (с натуры)
Лепка «»Цветок в горшке» Аппликация «Цветущий кактус»
Работа в уголке книги. Рассматривание книг, иллюстраций , альбомов «Комнатные растения»;
Самостоятельная деятельность: раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные цветы»
Слушание П. Чайковского «Вальс Цветов»;
Музыкальный этюд «Цветочек»
ЧХЛ В. Катаев «Цветик – семицветик», Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин»
3-й этап: Презентация: «Комнатные растения»,»Наши друзья»
Работа с родителями.
Анкетирование «Что Вы знаете о комнатных растениях?»;
Оснащение уголка природы комнатными растениями;
Составление сказки (с детьми) о комнатном цветке.
Результаты работы проектной деятельности:
Дети:
• Повысился уровень знаний о комнатных цветах, о значении растений в жизни человека.
• Владеют навыками правильного ухода и бережного отношения к комнатным растениям
Родители:
• Участие родителей в жизни группы
Педагоги:
• Обогащение предметно-развивающей среды группы
• Укрепление связи с родителями
Обеспечение проекта:
Техническое: музыкальный центр, компьютер, цифровой аппарат,
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организация детской деятельности в ДОУ.
Финансовое: за счет собственных средств, помощи родителей (пополнение уголка природы комнатными цветами)
Выводы: Мы считаем, что необходимо и дальше продолжать работу по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!

Приложение













lefttop




Список литературы:
Т.А.Шорыгина «Комнатные растения . Какие они?» М.,2003 г.
Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.
«Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о комнатных растениях).
В союзе с природой. Л.И.Грехова, М.,1999 г.
Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.
Журнал «Дошкольное воспитание» — 1994. — №2, 11; 1995, — №2; 1996 -№3,4,11; 1997, — №
Электронный ресурс