Из опыта работы «Преодоление психологического барьера при обучении иностранному языку младших школьников»
Преодоление психологического барьера при обучении иностранному языку младших школьников.
Из опыта работы
учителя иностранного языка
МОУСОШ №3
с. Кочубеевское
Злыгастевой С.Н.
2013-2014 уч. год
Изучение иностранного языка в раннем возрасте полезно всем детям, поскольку оно развивает лингвистические и аналитические способности учеников: память, внимание, мышление; расширяет кругозор. Известно, что дети младшего школьного возраста обладают большой восприимчивостью к изучению иностранного языка, так как их речевая способность ещё находится в стадии интенсивного развития, их речевые механизмы подвижны и легче подстраиваются к чужому языку, чем в более позднем возрасте. Поэтому раннее изучение иностранного языка представляется весьма желательным. Однако следует иметь в виду, что у младших школьников недостаточно развито произвольное внимание и логическая память, поэтому следует больше опираться на эмоционально-обзорную память. Главная цель этого периода - подготовка основы для формирования умения общаться. Но именно на этом этапе обучения иностранному языку у детей впервые начинают проявляться психологические барьеры в общении.
Психологический барьер – это психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, вины, тревоги, низкой самооценки, чувства страха.
Актуальность проблемы психологического барьера обусловлена тем, что невозможно эффективное осуществление деятельности при затруднённых взаимоотношениях. Распознавание «барьеров» на ранних этапах проявления и их преодоление способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации совместной деятельности.
Многолетний опыт работы с младшими школьниками позволяет мне утверждать: главное не то, чтобы дети как можно раньше начали говорить на иностранном языке, а чтобы они хотели это делать. Поэтому свою главную задачу вижу в том, чтобы добиться положительной мотивации при изучении иностранного языка, а также создать условия для реализации и развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
За годы работы в начальной школе у меня появились определённые наработки по преодолению психологического барьера у детей младшего возраста. Я выделяю и использую в учебном процессе три основных способа для снятия всякого рода психологических барьеров у обучаемых.
Психологический способ – учёт эмоционального воздействия при подаче материала.
Дидактический способ – особые приёмы, активизирующие обучение.
Художественный способ – использование различных видов искусств (музыки, живописи, элементов театра) с целью эмоционального воздействия на ученика.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
- обучение должно быть радостным и ненапряжённым;
- наличие положительной эмоциональной насыщенности всех компонентов обучения;
- максимальная мотивированность учебных ситуаций (они не должны быть оторваны от реальности);
- использование только позитивных установок.
Я считаю, что барьер страха – один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. Страх перед возможностью сделать ошибку присутствует практически у всех детей. Огромное значение для его преодоления, на мой взгляд, имеет похвала. Поощрение возможно в разных формах. Любой ответ должен быть «хороший», а на отсутствии ответа не надо акцентировать внимание. Важно отметить, что положительная оценка растущего маленького человека вселяет в него веру в себя, сознание своей полноценности. Я стараюсь избегать чрезмерного внимания к ошибкам учеников. Как показывает практика, многие ошибки, совершаемые на начальном этапе, исчезают сами собой, по мере того, как возрастают познания детей. Настойчивое исправление ошибок на начальной стадии обучения может иметь отрицательные последствия: из-за боязни ошибиться дети теряют чувство уверенности, они стараются говорить только то, в чём абсолютно уверены. Если же поправка учителя необходима, использую принцип «Исправь себя сам!». Когда ребёнок делает ошибку, я стараюсь показать ему это жестом или выражением лица. Потом выдерживаю небольшую паузу, давая ребёнку возможность исправиться самому. Если он сможет исправить себя сам, тогда больше ничего говорить не стоит.
Для преодоления психологического барьера на начальном этапе обучения я использую разнообразные приёмы: игры и игровые элементы, физкультминутки, пение, инсценировки, сказки и различные творческие задания.
Игра - основной вид деятельности ребёнка. Использование игры, как одного из приёмов обучения иностранному языку, значительно облегчает учебный процесс. Атмосфера увлечённости и радости позволяет решать серьёзные задачи. Это мощный стимул к овладению языком. Ощущение посильности заданий помогает учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка; снижает боязнь ошибок, так как учащиеся просто о них не думают, они увлечены игровой деятельностью. Игра – это всегда эмоции, а где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как заставляет думать, вспоминать пройденное и запоминать новое. Она активизирует общение и разрушает психологический барьер. Игра помогает мне вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и сообразительность, находчивость. Всё это даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность и страх, мешающие свободному употреблению в речи слов чужого языка. Игра универсальна ещё и в том смысле, что её можно применять на любом этапе обучения. Но, активизируя игры на своих уроках, хочу подчеркнуть: не может быть игры ради игры. Она должна быть направлена на развитие памяти, мышления, внимания и познавательной активности детей. Таким образом, игра способствует снижению тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению.
Физкультминутки на языке – не только снижают усталость и напряжение, но и развивают память, внимание и произношение. На своих уроках я использую разные виды физкультминуток: игровые, песенные, танцевальные. Времени они занимают немного, а пользу приносят большую.
Пение – способствует улучшению иноязычного произношения, несёт большой эстетический и воспитательный потенциал. Происходит приобщение детей к музыкальной культуре страны изучаемого языка. Я считаю, что пение вносит в урок разнообразие и создаёт благоприятную доброжелательную атмосферу. Кроме того, эффективность песни возрастает, если текст её увязывается с содержанием материала урока.
Инсценировки и сказки. Меняя содержание и форму, добиваюсь того, что эти элементы по – прежнему привлекательны для учащихся. На мой взгляд, использование этих приёмов представляет широкие возможности для обучения иностранному языку. Они развивают воображение ребёнка, что прямо связано с развитием речи и эмоциональной сферы личности. Сказочные персонажи используются мной для конкретных целей в учебном процессе: для обеспечения непроизвольного запоминания больших объёмов материала, для обучения диалогической и монологической речи, для поддержания активного внимания учащихся и, что особенно важно, для снятия эмоционального напряжения.
Рисунки. Все дети любят рисовать. Поэтому рисование, по моему мнению, является одним из важных приёмов в преодолении психологических барьеров. Часто рисунок помогает более полно выразить то, что ребёнку трудно передать словами. На моих уроках дети рисуют главных героев рассказа, наиболее значимые сцены, давая краткие пояснения к рисункам. Неформальная, благожелательная атмосфера воодушевляет учеников и помогает снять чувство страха перед иноязычной речью у некоторых детей.
Опираясь на свой многолетний опыт работы, могу сделать вывод: для успешности иноязычной коммуникации на раннем этапе важно не столько учить ребёнка конкретным словам и выражениям – сколько помочь ему преодолеть робость, стеснительность, страх; т.е. всё то, что мы называем психологическим барьером. Уменьшение барьеров ведёт к эффективности общения, стимулирует творческую активность и интерес к изучению иностранного языка.