Консультация Развитие познавательных процессов у дошкольников
Развитие познавательных процессов
Игры на развитие внимания
"Запретное слово". Игра для развития произвольного внимания и находчивости. Для нее не требуется никакого материала, поскольку она словесная. Суть ее состоит в следующем: ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово "нет ". Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. Например, " Ты спишь в ванной? ", " Снег белый?", "Ты умеешь летать? " и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры, Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями, он задает вопросы, вы - отвечаете. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов."Запрещенное движение". Малыш повторяет за мамой все упражнения зарядки, кроме одного "запрещенного" (прыжка или, например, хлопка)."Разведчик". Начните игру из коридора. "Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке." Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а малыш все наблюдательней. "Секретное письмо". Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание писать малышу."Наблюдатель". Сядьте с малышом перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате". "Архитектор". Вы - архитектор, ребенок - строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание. "Волшебное слово". Сначала следует договориться, какие же слова считать "волшебными". "Волшебными" можно считать слова на букву "М" или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно - обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении "волшебных слов" ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать). "Шерлок Холмс". Игра на развитие наблюдательности. Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает "сыщику " угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать.
Развитие мышления
Незаменимым дидактическим материалом для всякого рода развивающих игр являются карточки всевозможных лото и других игр с изображением животных, предметов обихода, игрушек и т.п. (чем больше разных карточек, тем лучше). Игры на обучение классификации по общим признакам. Признак, по которому проводится классификация, задает взрослый. В дальнейшем задания на классификацию сможет придумывать и ребенок. Классифицировать можно по признакам: большое - маленькое, животные - растения, дикое - домашнее и т.д. Разложенные карточки можно расклассифицировать снова. Например, первое задание было: "отдели домашних животных от диких", а второе задание может быть: "выбери все карточки, изображающие хищников". Дальше можно предложить расклассифицировать и хищников, разложив их, например, по росту или по месту обитания (север-юг). Другое задание с карточками: вы предлагаете ребенку разложить все имеющиеся карточки на 2 или 3 кучки, а потом объяснить по какому принципу разделение проводилось. Еще одна полезная игра с карточками "4 лишний". 4 карточки отбираете Вы, а малыш находит лишнюю и объясняет, почему он так решил. Задания можно постепенно усложнять: Кто лишний в четверках: "Тигр, волк, рысь, леопард? Щука, окунь, камбала, сом? Аист, журавль, воробей, фламинго?". Используйте в ваших "трудных четверках" и прилагательные (быстрый, энергичный, крепкий, вертлявый) и наречия (скоро, быстро, неожиданно, мгновенно). Классифицировать можно: игральные карты (по мастям или ранжиру), ракушки, камешки, пуговицы, открытки, любые игрушки. "Клад". Научите ребенка читать схемы и карты. "Клад" (подойдет конфета) спрятан в комнате. Есть карта комнаты (нарисованная вами), а маленький красный кружочек на карте и есть "клад". Любую историю или сказку можно зашифровать, перевести в схематический вид. Это полезно для тренировки таких сложных мыслительных процессов как анализ и редукция. Сказку можно разыграть с помощью игрушек-заместителей. Это хорошо знакомый ребенку процесс. Сложнее будет разыграть ту же сказку с помощью геометрических фигур. Вырежьте из бумаги десяток всевозможных фигур разного размера, а затем предложите ребенку выбрать, какие фигуры будут замещать героев сказки. Например, вполне справедливо, если малыш для сказки "Три медведя" выберет 3 кружка: большой, средний, маленький и квадратик, размером равный маленькому кружку. После того как роли розданы, разыграйте сказку уже с помощью фигур-заместителей, а потом схематически зарисуйте её. Отличное задание, развивающее и творческое мышление, и сообразительность - придумывание вариантов необычного использования обычных вещей. Например, стакан. Из стакана можно пить, можно выдавливать из теста кружочки, можно мять картошку, ставить туда ручки и карандаши, устроить в нем маленький террариум, посадив внутрь жука или божью коровку. Каждый игрок предлагает свой вариант. Кто больше? "Учимся читать схемы". Нарисуйте схему-задание для малыша (изобразите фигурками несколько движений зарядки). Пусть малыш прочтет "шифрованную записку" и выполнит задание. "Угадай-ка". Ребенок - ведущий, он выбирает какую-нибудь карточку из лото и прячет ее. Взрослый должен узнать, кто нарисован на карточке, задавая вопросы. По правилам игры ведущий может отвечать на любой вопрос только "да" или "нет". Например, если спрятана карточка с изображением какого-то животного (из зоо-лото): - Это зверь? - Нет. -Птица? - Да. - Большая? -Нет. -Городская? -Да. -Воробей? -Да. Когда правила игры станут ясны, угадывать и задавать вопросы сможет и ребенок. Для начала картинка выбирается из небольшого количества карточек (например, десяти). "Исследователь". Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком - "исследователи". Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например, нужно: назвать этот предмет; сказать, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож "на", отличается "от" (каких - нибудь других предметов); что случится, если его: бросить в воду, огонь, ударить по нему и т. д. "Один лишний". Приготовьте предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы, фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы. Выберите 4 картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы. Расположите их в ряд на столе. Таким образом получится, что основная часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое решение.
Тренируем память
Даже не очень внимательные родители замечают, что их дети-дошкольники обладают удивительной памятью: они способны без заучивания запоминать целые стихотворения и отрывки и часто поражают литературные и художественные вкусы своих родителей, цитируя модный телесериал или текст рекламного ролика. Хорошо бы, чтобы эта удивительная способность не пропадала впустую - ведь ее расцвет ограничен во времени! И хотя почти все дети имеют лучшую память, чем взрослые, внутри группы детей все-таки существуют и различия: кто-то лучше запоминает материал, а кто-то хуже.Поэтому необходимо представлять себе, как работает память, каковы ее особенности в дошкольном возрасте и каким образом ее можно упражнять - ведь, как известно, эта способность никогда не бывает чрезмерной. Память - это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую разную форму и содержание. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно помнить лучше других стихи и прозу, лица людей, даты, фамилии, номера телефонов, дорогу. Можно помнить долго, всю жизнь - в этом случае говорят о долговременной памяти, которая имеет очень большой объем и организована по смысловым связям. Можно помнить несколько секунд - время, необходимое для прочтения Вами одного предложения; здесь мы имеем дело с кратковременной памятью, которая построена часто на механических связях (ассоциациях), невелика по объему и включает 7 плюс-минус 2 элемента. Для того чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, ее нужно повторять до заучивания. Можно говорить также о непосредственной памяти - когда материал запоминается как бы сам собой, без специальных действий (их называют мнемотехническими приемами), и об опосредованной, когда человек придумывает нечто вроде "узелков" на память, чтобы затем вспомнить трудный материал. Например, наши бабушки запоминали последовательность падежей русского языка при помощи забавного стихотворения, первые буквы каждого слова которого напоминают названия падежей: "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку".Вот как много видов памяти существует - и это еще далеко не все из того, что известно психологам и педагогам! Но самое главное для нас - это то, что память ребенка можно упражнять и развивать. Актеры, заучивающие наизусть многие страницы, не имеют этот навык от рождения, а приобретают его благодаря упражнению. Для ребенка память - это основной способ познания и привыкания к миру. Он запоминает язык, и уже потом, встречая повторяющиеся звукосочетания, учится соотносить их с ситуацией и таким образом постигать значения слов. Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял - пользоваться механически, доверяя своей памяти. Характерно, что у детей лучше сформирована память на эмоции и образы, чем на слова и символы. Поэтому прекрасно, если в обучении Вы будете использовать иллюстрации, рисунки самого ребенка. Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память, в зависимости от этого будет более эффективным то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать, то просить ребенка самого обвести букву или воспроизвести изображение. Однако 80 % всей информации человек получает все-таки благодаря зрению и слуху, мы сосредоточимся в дальнейшем на развитии именно этих видов памяти. Память может скрывать, компенсировать недостаток других способностей у ребенка, но может и стимулировать их, помогая расширять кругозор, создавая стереоскопическую картину мира и обогащая поведение новыми образцами. "Отгадай-ка!" Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи. Можно играть как с группой, так и с одним ребенком. Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов так, чтобы партнеры угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. После того как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали предмет, водящий дает в руки любому играющему камешек как приглашение к рассказу. Получивший камешек рассказывает о загаданном предмете. Когда загадка отгадана, ее автор передает камешек в руки следующему Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку. Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему произнести достаточно полное описание предмета. "Бабушка укладывает в свой чемодан". Игра для развития механической памяти. Играть можно и вдвоем с ребенком, но лучше - компанией из 3-4-5 человек. Взрослый начинает рассказ: "Бабушка укладывает в свои чемодан... расческу", следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: "Бабушка укладывает в свой чемодан расческу и... тапочки" и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов. "Пуговицы". Игра для развития памяти и внимания. В этой игре принимают участие двое. Перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточно взять всего 3 пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6. Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек) и накрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения. Обычно на первом этапе дети не могут играть правильно, следует обучить их помогать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях "вверх", "вниз", "влево", "вправо". "Дверная скважина". Игра для развития зрительной памяти и пространственного мышления. Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.