Публичная лекция на конкурсе Педагог года — 2014. Тема Её величество — Литература.
Через книгу проникнуть в душу!
Через книгу понять себя!
Сердцем красоту ты должен слушать –
Истину откроешь для себя!
В этот февральский солнечный день, когда с приближением весны всё пробуждается, ярче светит солнце – в жизни каждого человека появляется надежда на лучшее. В этот день хочется говорить о возвышенном.
Поговорим сегодня о литературе, её ценностях, о способности пробуждать разные чувства, эмоции: горести и радости, дарующие силу жить, верить, надеяться и творить.
О, Литература, в час скорби и печали Ты мне врачуешь боль сердечных мук, Уносишь мысль в неведомые дали, Когда услышу твой волшебный звук…
Люди издревле обдумывали секрет воздействия слова на человека. Ритуальные песнопения сопровождали праздники людей: рождение, свадьбу, приход весны, молитвы о дожде, о прекращении войн.
Художественная литература как искусство слова ведёт свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героического эпоса. Во многих произведениях можно встретить отголоски «истоков» литературы – вспомним произведения Лескова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина!
Посредством слова автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие. Такое «участие» необходимо для полного и более глубокого понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе», сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире»,трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне». Именно наше «читательское» восприятие и глубокое переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.
Невольно возникает вопрос: какое значение может иметь литература в жизни человека?
Именно она в годы Великой Отечественной войны вдохновляла людей на подвиг, была источником нравственной силы людей.
«Василий Тёркин» Твардовского – яркий тому пример.
Особую эмоциональную реакцию в душе человека вызывает поэзия. Нас не оставляют равнодушными искренние строки А. Ахматовой, М. Цветаевой, философские размышления Пастернака и Мандельштама.
Как много значит книга для людей! Когда мы радуемся – она с нами, и как часто она помогает нам в трудную минуту.
Художественную литературу можно считать самым разносторонним видом искусства: например, замечательная картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» нуждается в историческом комментарии, а роман А. Толстого «Петр I» доносит дыхание эпохи в деталях быта и человеческих отношений.
Литературный текст послужил созданию оперного искусства: величайшие гении Чайковский и Мусоргский при создании своих опер обращались к пушкинским текстам: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов».
На основе текста – сценария – создаются фильмы. Многие из них являются экранизациями художественных произведений: «Идиот» и «Мастер и Маргарита» режиссёра В. Бортко, «Война и мир» С. Бондарчука, и многие другие.
Художественная литература помогает устанавливать связь между поколениями, формировать, развивать и укреплять шкалу ценностей.
Как видим, литература заслуженно названа лидером среди других видов искусства в силу своей значимости для развития как отдельного человека, так и всего человечества.
И я хочу, чтобы мои ученики, читая, учились сопереживать, радоваться, испытывать разные эмоциональные чувства.
Да, ум можно развить на уроках математики, физики, химии, но где же развить эмоции, душу и сердце?…
ЛИТЕРАТУРА – симфония, язык души, универсальный ключ к сердцам человечества.
В этом и заключена чудесная сила ЛИТЕРАТУРЫ.
В душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному. От нас зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека.
Когда услышу голос арфы нежной- Я в упоенье в облаках парю,
За этот дар, за этот мир безбрежный, Литература, - ТЕБЯ благодарю!