Консультация для воспитателей. Влияние предметно – пространственной среды на формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста.


Консультация для воспитателей.
Влияние предметно – пространственной среды на формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Значение окружающей среды для развития ребенка трудно переоценить. Именно в дошкольный период идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг учится отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами ребенка. Так формируется психика человека. Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Малыш находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его и способствовать пробуждению положительных эмоций.
Сейчас выпущено огромное количество программ по воспитанию, обучению и оформлению предметно – пространственной среды в детском саду. А также много различных методик, направленных на развитие детей от одного года и до поступления ребенка в школу. Эти программы направлены на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка реализуется через разнообразные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение художественной литературы.
Включение детей в эти виды деятельности дает возможность воспитателю вариативно использовать образовательный материал, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка.
Развитие познавательного интереса и познавательных действий у дошкольников возможно при наличии в дошкольном учреждении предметно-пространственной среды.
Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада и группы, которую он ежедневно посещает, имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции. Здесь большую значимость имеет воспитатель, направляющий внимание детей к той или иной деятельности. Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона подражания, источника знаний, источника оценочных суждений, эксперта, помощника и защитника.
Исследования педагогов и психологов показывают что, когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми дошкольного возраста следует отдавать практическим и игровым методам обучения и воспитания: игре, экспериментам, проектам, опытам, продуктивной деятельности.
Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка – дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся частью развивающего пространства, стимулировал активность детей. Игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, краски, бумага для рисования и творчества, пластилин находились в доступных для детей местах. В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство. В группе должны быть выделены зоны для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и неживой природой.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на формирование познавательного интереса и развития самостоятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-пространственную среду любой возрастной группы в дошкольном отделении, воспитателю необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса и психологические особенности возрастной группы детей, на которую нацелена данная среда.