Конспект урока изо ВЕЩЬ В ГОРОДЕ И ДОМА. ГОРОДСКОЙ ДИЗАЙН (7 класс)
Изобразительное искусство 7 класс
УРОК № 21-22.
ТЕМА УРОКА. ВЕЩЬ В ГОРОДЕ И ДОМА. ГОРОДСКОЙ ДИЗАЙН
Тип урока Комбинированный урок
Цели деятельности учителя Формировать представление о связи между человеком и архитектурой; учиться понимать роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды; развивать конструктивное мышление
Планируемые образовательные результаты
Предметные уудМетапредметные уудЛичностные ууд• осознавать роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой;
• самостоятельно использовать фактическую информацию об историчности и социальности интерьеров;
• осваивать роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой в «проживании» городского пространства;
• создавать практически е творческие работы в технике коллажей и дизайн-проектов;
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности Познавательные:
• обмениваться мнениями, излагать своё мнение в диалоге.
Регулятивные:
• воспринимать информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
• составлять произвольное речевое высказывание в устной форме о городском пространстве;
• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей)
• осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
• осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов;
• проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы;
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной творческой деятельности
Методы и формы обучения Методы: частично-поисковый, беседа, объяснительно-иллюстративный формы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы • Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.\vikipedia.org/wiki/
• Режим доступа: http://www.artsait.ru
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Материалы: любые графические материалы, карандаш, ножницы, резак, картон, бумага
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентации «Эргономика», «Вещь в витрине»
Основные понятия и термины Городская среда. Малые архитектурные формы. Информационный комфорт
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляе-мая деятельность учащихся Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Проме-жуточ-ный конт-роль1 2 3 4 5 6 7
I. Органи-зацион-ный момент
Беседа. Подготовка учащихся к изучению нового материала
- Как вы понимаете словосочетание «городская среда»?
- Правильно, это улицы и всё, что на них находится. А как вы думаете, о чём должен подумать и что предусмотреть архитектор, планируя городскую среду? - Правильно, мир улиц должен быть удобен для людей!
- Как вы думаете, существует ли наука, изучающая влияние на человека городской среды? Кто знает, как эта наука называется?
Я расскажу вам об этой науке. Слушайте! Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель
Фронталь-ная
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели
II. Изу-чение нового материала
Частично-поисковый
- Наука эргономика соединяет в себе два понятия «среда» и «человек».
Человеку не безразлично, какие здания и вещи его окружают. Существуют исторически сложившиеся и биологически выработанные условия и нормы наибольшего соответствия вещной среды человеку. Презентация «Эргономика». (Слайд 1.)
Инсталляция на улицах Варшавы. (Слайд 2.)
- Сегодня не вызывает сомнения необходимость научно обоснованного учёта «человеческого фактора» в архитектурно-дизайнерских проектах. Эргономика изучает проблемы учёта в проектной практике всех возможных негативных моментов восприятия окружающей среды человеком.
Туристы пересекают затопленную площадь Сан Марко в Венеции. (Слайд 4.)
Человек воспринимает образы в результате эмоционально-эстетического состояния. Это обусловлено личностными особенностями человека, его культурным уровнем, темпераментом и т. д.
Живые статуи в Лондоне. (Слайд 5.)
- Вспомните и расскажите, какое значение для человека имеет цвет предметной среды? Назовите свои цветовые предпочтения.
- Цвет в дизайне воспринимается человеком психологически, эмоционально и эстетически. Какие цветовые ассоциации способствуют созданию психофизиологического комфорта, особого эмоционального настроя? Также восприятие и оценка городской среды зависит от времени суток, времени года, погоды, точки наблюдения. Вода - ключевой элемент организма человека. Человек по-разному воспринимает воду. (Слайд 6.)
В ванной, у водопада, подземного источника. Если сочетать форму, цвет, свет, то всё, что связано в дизайне с водой, может иметь оздоровительное, расслабляющее и тонизирующее значение.
Петергоф. Праздник фонтанов. (Слайд 7.) Памятники прошлого имеют символическое значение для людей. Наследие прошлого, памятники архитектуры привлекают внимание человека, поэтому важна перспектива, пропорции, место созерцания.
Петра - древний город. (Слайд 8.)
Для человека очень важны масштабность, соотношения и ориентиры в окружающей среде. Важно визуальное разнообразие среды: аллеи, улицы, арки, природные элементы и т. д.
Гайд-парк. Лондон. (Слайд 9.)
Также важно функциональное деление пространства: центральные площади, зоны отдыха, детские площадки, площадки для выгула собак. Правильное проектирование таких зон может снять ряд напряжённых ситуаций, которые возникают в окружающей среде. Минск. (Слайд 10.)
Играя на улице, ребёнок адаптируется к окружающей среде. Детские площадки должны проектироваться с учётом антропологических и поведенческих особенностей ребёнка в разных возрастных периодах.
На севере Москвы открыт игровой комплекс для детей-инвалидов. (Слайд 11.)
Человек - это всегда пешеход, очень важно с учётом этого проектировать дороги автомобильные, велосипедные, пешеходные.
Австрийские специалисты обустроят пешеходные зоны в Сочи. (Слайд 12.)
Серьёзная проблема - безопасность в окружающей среде. Человек ожидает от встречи с окружающими элементами среды комфорта и безопасности - хорошее освещение, барьеры, безопасное оформление скульптур, ухоженные массивы деревьев и т. д.
Среда должна отвечать ожиданиям людей. Рождественское освещение в Барселоне. (Слайд 13.) Очень важно для человека «городское оборудование»: киоски, почтовые ящики, ёмкости для мусора, светофоры, дорожные знаки и т. Д. Здесь должна быть достигнута сомасштабность с человеком, обеспечено нормальное функционирование среды обитания человека. (Слайды 14, 15.) Оказывается, для человека важны и расстояние между домами на улице, и высота стола, за которым мы работаем, и объём нашей комнаты, и размер и форма окон, дверей. Всё это влияет на наше самочувствие, психику и даже на здоровье будущего потомства Знакомятся с новой информацией сферой изучения эргономики.
Запоминают особенности городской среды и её влияние на человека.
Отвечают на вопросы. Слушают учителя, смотрят презентацию, обмениваются мнениями.
Слушают учителя, смотрят презентацию, обмениваются мнениями.
Слушают учителя, смотрят презентацию, обмениваются мнениями.
Слушают учителя, и
смотрят пре-
зентацию, обмениваются мнениями, при водят примеры из своего жизненного опыта
Фронталь-ная, индивиду-альная
Познавательные: осмысливают учебную информацию; осваивают роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства; воспринимают информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями; составляют произвольное речевое
высказывание в устной форме о цвете в городском пространстве; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию. Личностные: осваивают особенности дизайна объектов городской среды, осознают многообразие взглядов и направлений; понимают значение знаний для человека; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность
Создание творческих композиций
- Ваша задача - сформировать единое по стилю городское пространство.
Выполнение заданий: с. 119, задание 1 учебника.
Для того чтобы создать дизайн-проект оформления витрины магазина, познакомимся с некоторыми правилами этого вида деятельности, посмотрим на витрины, созданные мастерами.
См. ресурсный материал к уроку на с. 130. Презентация «Вещь в витрине». (Слайды 2-15)
- Разделитесь на команды. Выберите товар, который будет продаваться в вашем магазине. Выполните зарисовки будущей витрины. Прежде чем вы начнёте создавать витрину, познакомьтесь с работами современных витринистов.
Необычные приёмы используют современные дизайнеры в витринистике. Витринисты универмага Liberty в Лондоне нашли отличную идею для нового оформления: показать в витрине не сам товар, а то, из чего он состоит. Минимализм в деталях, грамотная композиция и хорошая подсветка - все это прекрасно поддерживает великолепную идею витрин.
Французский ювелирный бренд Boucheron и Ацума Макото, японский «цветочный скульптор», представили в Токио потрясающую выставку «Архитектор снов». Выставка не что иное, как великолепно созданные ювелирные витрины. В витринах представлен товар Boucheron, а основной и единственный элемент декора - цветы.
Витрины лондонского универмага Haгrods были оформлены в стилистике «Великого Гетсби».
Это кинокартина База Лурмана «Великий Гэтсби». Великолепная работа витринистов, ардеко и абсолютная стилизация!
Одни из лучших - витрины Hennes. Перед вами офорь ление знаменитого бутика Hennes в Токио. Это настоящее искусство.
Если перед витриной постоянно останавливаются люди и обсуждают ее, а заходящие в магазин покупатели просят товар «такой же, как на витрине», это значит, что оформление витрины действительно удачно. Презентация «Вещь в витрине». (Слайды 16-20.) Выполнение заданий: с. 119, задание 2 учебника Выполняют первое задание по созданию городского пространства. Знакомятся с искусством витринистики. Делятся на команды. Создают дизайн-проект оформления витрины магазина. Смотрят презентацию, обмениваются впечатлениями
Фронталь-ная, групповая
Познавательные: осваивают роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой в «проживании» городского пространства; создают практические творческие работы в технике коллажей и дизайн-проектов.
Регулятивные: планируют деятельность, выбирают средства достижения цели. Коммуникативные: организуют работу в группе, адекватно выражают и контролируют свои эмоции; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию.
Личностные: осознают целостность мира и многообразие взглядов; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процесс е работы
IV. Итоги урока. Рефлек-сия Выставка работ. Беседа
- Представьте свои работы! Перед вами витрины магазинов.
- Какие вещи вы использовали в своей композиции и почему?
- Как добились стилевого единства?
- Какие советы витринистов использовали в своей работе?
- Как бы вы хотели, чтобы окружающие воспринимали цвета, которые вы использовали в своей композиции?
Организуют выставку своих работ. Составляют устные сообщения для презентации своих работ. Дискутируют со своими товарищами
Фронталь-ная, индивиду-альная
Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания. Личностные: осознают роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой Ресурсный материал к урокам 21-22
Целесообразность устройства витрин в магазине определяется архитектурными особенностями здания, климатическими и градостроительными условиями. В темное время суток яркие и нарядные витрины освещают улицы, украшают город и привлекают своим светом покупателей. Образный язык витрины схож с языком плаката или инсталляции, в нём предметы сопоставляются по смысловой значимости. В оформлении витрины часто используется композиционный принцип «деталь вместо целого». При оформлении витрины нужно работать с зарисовками, в зависимости от товара определиться со стилевым решением витрины. И уже исходя из этого подобрать наиболее подходящий по стилю товар и оборудование. При оформлении витрины необходимо помнить некоторые правила! Одно из важных правил: если вы выставляете модели в витрине, убедитесь, что им обеспечено достойное освещение. Кроме того, «интерьер» витрины должен оттенять модели. Если они темные, значит, стена за ними должна быть светлой, и наоборот. Декорации и фоновые решения должны не перебивать, а наоборот, подчеркивать экспозицию, быть с ней единым целым. Желательно использовать товар трех основных цветов и их оттенков. С помощью света и декораций в витрине нужно стремиться создать определенную атмосферу, настроение. Старайтесь подчеркнуть предметы, работайте на контрасте. Если магазин слился со зданием, в котором находится, - необходимы яркие цвета. Они выделят магазин и элементы оформления из всего здания. Если на витрину будут смотреть с далекого расстояния, например, из окна машины, то манекен может быть большой, если с близкого - то он не должен превышать человеческий рост. В витрине лучше использовать несколько уровней экспозиции. Но помните, если предмет расположен слишком низко, человек может не обратить на него внимание. Только обувь может располагаться ниже человеческого роста. Чем больше витрина напоминает сцену из жизни, тем более эмоционально она будет воспринята. Например, можно просто разместить в витрине манекен в вечернем платье, а можно создать композицию: дама уютно расположилась за столиком в кафе. Для оформления витрин нет абсолютных критериев, именно поэтому все витрины могут быть абсолютно разными. Витрина - это лицо магазина. Она должна привлекать внимание потенциального покупателя, должна запоминаться. Правильно оформить витрину - это искусство.