Отчёт об особенностях развивающей предметно-пространственной среды


Отчёт об особенностях развивающей
предметно – пространственной среды
Музыкальный зал в нашем детском саду – это самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Пространство музыкального зала, так же как и групповую комнату, мы условно разделили такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную. Рабочая зона. Поскольку рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, это в первую очередь такая область как «Художественное творчество». Эта зона предоставляет нашим детям возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудована эта зона в музыкальном зале ближе к окнам. Это мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д. Конечно, такая зона нужна не на каждом музыкальном занятии, чаще она востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях. Поэтому возможность ее быстрой организации в нашем зале - предусмотрена. Однако основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона. Активная зона. В условиях нашего музыкального зала, активная зона - это достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально-двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то есть наличие ковра на полу такого размера, чтобы все дети чувствовали себя не стесненно, имели возможность свободно отвести локти от туловища. В активной зоне у нас нет громоздкой мебели и декораций. Все стеллажи в этой зоне надежно закреплены. Фортепиано расположено таким образом, что музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, может видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей. Спокойная зона. Если активная зона – самая большая по площади, то спокойная зона в нашем музыкальном зале самая важная, самая значимая для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Поэтому к организации спокойной зоны музыкального зала мы подошли с особой тщательностью. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (фортепиано), пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. Дети располагаются около инструмента справа от музыкального руководителя. Здесь оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты , шумовые инструменты, изготовленные мной, совместно с детьми, соответствующие каждой возрастной группе. Эти стеллажи не отнимают пространство , они легкие и открытые. Поэтому можно осуществить оптимальный отбор игрового оборудования для НОД, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Организуя предметно - пространственную среду во всех этих зонах, я руководствуюсь принципом комплексно-тематического планирования и выкладываю тот дидактический и игровой материал, который относится к определенной теме. В музыкальном  зале  оформление  меняю  к  каждому  времени  года. В  период осени я располагаю большое  полотно  с  изображением  желтеющей  берёзовой  рощи, ставлю объемные деревья и кусты. В  зимнем  оформлении  отдается   предпочтение  бело-голубым  и  синим  тонам.    К  новогодним  праздникам  в  зале  ставится  традиционная   ёлка, развешиваются  яркие  звезды  и шары.  Ко дню защитника Отечества развешиваю плакаты и флажки. С  приходом  весны    в   зале  появляется   солнце и весенние цветы. Дополнением, в  зависимости  от  тематики  праздника,  могут  быть:  мягкие  игрушки, надувные  шары  и  красиво  оформленные  букеты.  В музыкальном кабинете есть хорошая костюмерная, сама шью и делаю костюмы для героев (для театрального кружка). Музыкально – развивающая среда в детском саду представляет собой широкий спектр больших возможностей в развитии музыкальных способностей детей. Желание, стремление, творческий потенциал взрослых позволяют сделать её интересной, увлекательной, успешной и плодотворной.