Статья на тему Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках географии
Личностно- ориентированый подход в обучении решает такую цель, поставленную перед образованием, как подготовить граждан, которые могут ставить и достигать собственные цели. Для того чтобы поднять интерес к изучению географии, учитель применяет разные средства – подбирает интересные задания, использует различные энциклопедии, дополнительную литературу. Но по-моему, работа учителя будет более эффективной, если он будет знать личностные особенности школьников, учитывать их избирательное отношение к учебному материалу. Ведь почти каждый ученик использует свои, особенные способы работы с учебным материалом. Интерес к географии проявляется не только при изучении отдельных тем, но и при выполнении отдельных видов заданий.
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России.
Перечислю некоторые обстоятельства преимущества данного подхода:
1. Динамичное развитие общества требует формирования яркой индивидуальной личности, оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме;
2. Сегодняшним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость;
3. Современная школа нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности.
Отсюда очевидна необходимость построения личностно ориентированных систем обучения и воспитания школьников. Поэтому в качестве основы моей системы работы был принят именно данный подход в обучении, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, где субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования, где ученик признаётся главной действующей фигурой всего образовательного процесса.
Основные принципы личностно-ориентированнного подхода для меня заключаются в следующем:
1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребёнка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
Реализация идей личностно ориентированного обучения в курсе школьной географии означает создание каждым школьником личностно значимого образа мира, основанного на его личном опыте. Проблема активизации процесса обучения не может на современном этапе развития образовательных систем рассматриваться без учета личностной позиции обучаемого к процессу обучения.
В настоящее время повышение качества образования невозможно без удовлетворения личностных запросов, требований рыночной экономики и потребностей общества. По мнению И.С.Якиманской, в современной психолого-педагогической науке появился принципиально новый подход к пониманию субъективной активности школьников. Суть его сводится к тому, что «ученик не является только продуктом обучения (а при нём – результатом обучения). Каждый ученик – носитель индивидуального, личного (субъективного) опыта. Он, прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия».
Личностно ориентированное обучение предполагает признание за каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, его субъективный опыт постоянно согласуется с содержанием образования, обогащается и углубляется. Реализация идей личностно ориентированного обучения в географии означает создание каждым учеником личностно значимого образа мира, основанного на его собственном, субъективном опыте.
Главной формой обучения является урок. Урок направлен на развитие личности, воспитание географической культуры. Среди многих типов урока личностно ориентированную направленность имеют уроки- рефлексии, которые позволяют осознавать опыт внутреннего переживания, воспитывать чувства эмпатии, амплификации. На таких уроках я использую слайды, репродукции картин, фрагменты музыкальных произведений.
По моему мнению, поэзия является чрезвычайно эффективной формой рефлексии. Синквейн – это синтез информации в художественной форме. Поэтому для заучивания материала предлагаю своим ученикам воспользоваться стихотворной формой, которая требует соблюдения алгоритма и не вызывает значительных затруднений. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, группах.
В 8-ом классе при изучении темы «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека» детям привожу пример, какие чувства испытывал писатель Дании Андреев, находясь вечером на берегу реки Неруссы: «И когда Луна вступила в круг моего зрения, бесшумно передвигаясь за узорно-узкой листвой развесистых ветвей ракиты, начались те часы, которые остаются едва ли не прекраснейшими в моей жизни. Тихо дыша, откинувшись навзничь на охапку сена, я слышал, как Нерусса струится не позади, в нескольких шагах за мной, но как бы сквозь мою собственную душу. Торжественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось все, что было на Земле, и все, что могло быть в небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медлительно вращаясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня, и все то, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством». После этого отрывка детям задаю вопросы: «Был ли у вас подобный опыт слияния с природой? Какие переживания вас охватывали?» Далее учащиеся выполняют задание творческого характера «Река моего детства».
Другим вариантом уроков-рефлексий является обобщение: «Подведем итоги», на котором проходит оценка и самооценка учащихся. Вначале ребята оценивают себя сами (проставляя баллы или плюсы), а затем в ходе обсуждения результатов самооценки происходит корректировка полученных результатов. Такие уроки я провожу в «сильных» классах.
На уроках-рефлексиях детей ставлю в ситуацию, которая позволяет им выразить свое «Я», отношение к чему-то или кому-то, осознать свою деятельность. Приведу пример задания на самооценку при изучении темы «География Самарской области».
Говорю учащимся о том, что известный ученый-географ и историк Л.Н. Гумилев писал: «Чтобы мы знали о прошлых веках, если бы не было ни памятников, увековечивших их в камне и бронзе, ни живописи, фресковой и станковой, ни письменности, повествующей о них в стихах и прозе. Ничего!»
Затем ученикам задаю вопросы:
1. Какие памятники природы, истории и культуры сохранились в нашем городе?
2. Каково их современное состояние?
3. Какие чувства вы испытываете в связи с проблемой их сохранности:
- огорчение, беспокойство из-за невозможности их восстановления;
- надежду, уверенность в возможности преодоления этого состояния;
- потребность в выявлении и паспортизации памятников природы, истории, культуры;
- желание оказать посильную помощь в восстановлении памятников;
- отсутствие эмоциональных откликов.
Реализовать сложные задачи по развитию личности школьника (наряду с другими условиями) позволяет [/i]лекционно-семинарская система обучения. Она имеет ряд существенных преимуществ:
- осознанность школьниками процесса учения;
- возможность активного включения в него;
- планирования ими своей деятельности;
- возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности;
- широко использовать нетрадиционные формы обучения и т.д.
Лекционно-семинарские занятия практикую в 9–10 классах, а отдельные его элементы в 6-8 классах.
Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников начинаю готовить с 6-го класса, постепенно увеличивая время на объяснение и рассказ, давая при этом определенные задания с учетом возраста и подготовки школьников.
Мною разработаны памятки для учащихся, как обучиться слушать лекцию, рекомендации учащимся для работы на семинарских занятиях, правила проведения урока-диалога и другие. Слушать лекцию – это значит понимать содержание, запоминать, выделять главное в содержании краткими записями, составлять план, графический конспект. Проведение лекций приводит, как правило, к перегруппировке материала. Так, в 10 классе практикую уроки-лекции по темам «Взаимодействие общества и природы», «Численность населения Земли», «География промышленности», «Общая характеристика хозяйства Латинской Америки» и другие.
Умение красиво и грамотно говорить, аргументировать и отстаивать своё мнение необходимо в современном обществе. Развитию этого способствует семинар. Семинар – такая форма обучения, при которой источником информации являются сами ученики. На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом решаем задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. По уровню познавательной активности школьников выделяют традиционные и проблемные материалы.
На традиционном семинаре высокая самостоятельная активность наблюдается лишь у тех детей, которые выступают с сообщениями и обсуждающих их, поэтому я отдаю предпочтение проблемным семинарам.
Проблемные семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения. Например: в 10-ом классе, рассматривая тему «Городское и сельское население», выношу на обсуждение следующие вопросы дискуссионного плана:
1. Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?
2. Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов?
3. Урбанизация – благо или зло для планеты?
4. Как можно прокормить все увеличивающееся население Земли?
5. Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?
Отличительной особенностью личностно-ориентированных технологий является ориентация на диалогические способы общения, умение выслушать и понять друг друга. Уроки-диалоги – это занятия, которые строятся на неожиданных для учащихся вопросах в отличие от семинаров, когда они известны за две-три недели.
Диалог всегда обмен взглядами, чувствами между двумя и более учащимися, когда встречается свое «Я» и отношение к чему-то, после чего уточняется автономное «Я». Основными особенностями диалога являются: проблемность, присущая географическому содержанию, ставшему предметом диалога, значимость для ученика проблемной ситуации, интерес к содержанию, а также к процессу диалога и субъектам общения, незавершенность диалога как способа реализации потребностей учащихся, готовность школьника к обмену ценностями и его ориентировки в системе многообразных ценностей и др.
Диалоги, как правило, на уроках возникают между учителем и классом, когда дети обсуждают какой-либо спорный вопрос, проблему с целью нахождения способа ее решения. Диалог провожу, разбивая класс на группы. Так, в 9-ом классе, изучая социально-экономические особенности Поволжья, подчеркиваю, что бассейн Волги занимает 8% площади России, здесь сконцентрировано почти 45% промышленного производства страны и проживает 65 млн. человек. Экономические проблемы на этой территории наиболее остры. По мере изучения этапов освоения территории учащиеся исследуют деятельность человека как экономического фактора, выявляют реальные противоречия между обществом и природой.
В ходе взаимодействия друг с другом школьники обсуждают диалогические ситуации. Приведу лишь некоторые из них:
1. Волгу образно называют Волгой-матушкой, великой рекой, главной улицей России. Её воспевают в песнях, с ней слагают стихи. Как вы считаете, почему у русского народа такая любовь к реке?
2. Широкие круги населения и некоторые специалисты считают, что положение Волги было бы иным, если бы не было водохранилищ, затопивших плодородные земли, замедляющих сток реки и плотин-тромбов, появившихся в её русле. Другая группа утверждает, что строительство ГЭС на Волге вызвано необходимостью решения многих задач. Волжско-Камский каскад дает 20% электроэнергии, производимой на ГЭС в России, обеспечивает водными ресурсами промышленные центры. На его долю приходится половина уловов рыбы внутренних водоёмов. Какую точку зрения и почему вы будете отстаивать?
3. Автор книги «От Твери до Астрахани» братья Богомоловы в 1862 году писали о том, что ныне кажется сказкой: «Вода Волги чиста, прозрачна и не имеет вкуса, мягка и сильно напитана воздухом. Если взболтать её в закупоренной бутылке, она пузырится, подобно вину». А вот что пишет наш современник Ф.Шипунов: «Самоочищаемость Волги снизилась в десятки раз, и она стала на большом протяжении антисанитарным водоемом. В ней обнаружено более миллиона химических веществ, многие из которых токсичны. Донные и взвешенные наносы, поступающие с территории бассейна и ранее удобрявшие пойменные и заливные земли, на 90-95% задерживаются в водохранилищах и откладываются на их днищах, загрязняя воду и теряясь безвозмездно».
Как решить проблему Волги? Какую роль в этой проблеме занимает экологическая культура человека?
Иногда диалог проходит между группой учеников (называю группу командой знатоков) и классом. Подбираю детям литературу, помогаю
отобрать наиболее важные географические данные, составить вопросы. Все остальные учащиеся готовят интересующие их вопросы. Команда знатоков готовит вопросы заранее.
Например, приведу варианты вопросов на уроке-диалоге в 10-ом классе по теме «Индия»:
Как индустриальное развитие учитывало особенности хозяйства страны? В чем они заключались? Есть ли закономерность в размещении индийских городов? В чем она проявляется? Чем объяснить, что часть хлопчатобумажных тканей производится в районах Бомбея, а джутовых – в Калькутте?
Как правило, на уроки-диалоги подбираю такие темы, с содержанием которых учащиеся могут быть знакомы на уровне бытовых знаний, телевидения (например, при изучении отдельных стран). Такие уроки заканчиваются коллективным обсуждением.
Реализация творческого потенциала учащихся возможна также через различного рода творческие работы детей, рефераты. Иногда итоговый контроль по отдельным темам организую как защиту рефератов. Перед защитой рефератов провожу индивидуальные и групповые консультации. Например: в 10-ом классе по теме «География населения мира» учащимся предлагаю следующие темы рефератов:
- География религий, её влияние на социальные и экономические проблемы мира.
- Национальные проблемы в отдельных странах, пути и методы решения.
- Урбанизация, как всемирный процесс (современный этап и прогнозы на будущее).
- Демографическая проблема мира.
В целях обеспечения определенного уровня овладения знаниями, умениями, навыками, а также самостоятельности в учении мною разработаны разноуровневые задания, практические работы.
Например, карточки трёхуровневого контроля состоят из трех блоков. Первый блок вопросов на репродуктивном уровне, ответы на которые легко найти в текстах учебника. Это в основном понятия и определения. Например, назвать отраслевой состав межотраслевого комплекса, факторы их размещения.
Второй блок вопросов – творческого, поискового уровня. Как правило, формулировка начинается со слов «Почему», «Сравните», «Каковы причины возникновения», «Что общего» и т.п. Например:
- В чем вы видите различие между понятиями «трудоемкое» и «металлоемкое» машиностроение. Приведите подтверждающие примеры.
- Сравните рельеф Южной Америки и Африки. Что общего и в чем различие?
Третий блок – вопросы на проблемном уровне. Например:
- Как, по мере хозяйственного развития Поволжья, углублялись экономические проблемы Волги?
- Каковы первопричина возникновения одной из глобальных проблем человечества – продовольственной.
Такие задания помогают мне не только выявить уровень знаний учащихся, но и уровень их мыслительной способности, готовность класса к уроку «Деловая игра», «Урок-дискуссия» и т.д.
Уже много лет, проводя первый вводный урок в 8-ом классе, когда учащиеся начинают изучать новый для них предмет «География России», я прошу их написать сочинение-размышление на тему «Россия – Родина моя». Круг вопросов строго очерчен:
1. Что я знаю о своей Родине?
2. За что её люблю?
3. Чтобы я сделал для неё: сейчас и когда вырасту большим?
Равнодушных ребят на этом уроке не бывает: настолько близка и дорога им эта тема. А сколько они знают о своей стране. Как они переживают за неё: за её успехи и неудачи. Сколько искренней заботы в словах детей, сколько планов, мечтаний о том, чтобы они хотели сделать для своей Родины. Некоторые ребята за это сочинение получают одну оценку, некоторые две!, а некоторые – даже три!!!, причем все «5». То есть по каждому из предложенных вопросов ученик вправе получить оценку. Как порою нелепо ставить «сухую» отметку за такое сочинение, когда человеком овладевает буря чувств, эмоций, тревог и надежд. Такой урок, это не просто урок, это уже сама жизнь.
Приведу выдержки из некоторых сочинений: «Россия, сколько родного, доброго, ласкового в этом слове. Уже с детства человеку необходимо любить, уважать свою Родину, чтобы потом с честью считаться её гражданином, защитником и сыном. Каждый человек должен считать Родину – матерью, чтобы не предать её, не погубить – не поднять на неё руку. Слово «Россия» с детства было символом могучести, неисчерпаемости силы и богатств».
Или вот такие строки: «Россия – великая держава. Любовь к Родине я впитал с детства: за то, что я живу в ней, за Волгу – реку, солнце, которое изо дня в день приветствует меня, за голубое небо, за времена года, за леса, в которых так много богатств. Ни один человек не может быть равнодушен к Родине, к своей единственной, неповторимой, которая имеет свой запах (для меня запахом моей Родины является и запах соснового бора, и листьев, и земли), свою Самару, свою культуру. Вот за это я и люблю свою Родину – Россию»
Любовь к своей Родине начинается всегда в процессе познания. Это познание складывается по частичкам: с первого упоминания о месте, где родился маленький человек, с первой школьной экскурсии, с первой практической работы по составлению схемы школьного двора, воспитания навыков поведения в природе и роли человека в ней.
Главное – уроки географии могут повлиять на то, чтобы ребёнок не был равнодушным к происходящему, а это уже проявление человека как личности, которая много знает, умеет, хочет и может сделать не так, как того хочется кому-либо, а так как это нужно в данный момент для дела. А это уже личностный подход.
В 10-ом классе при изучении тем «Мировые природные ресурсы» и «Энергетика мира» учащиеся рано или поздно сталкиваются с таким явлением, как стремительное обеднение природы. Предел её топливно-энергетических ресурсов, особенно это касается нефти. И обязательно они задают вопрос: «А как же быть? Что делать нашему поколению?» Таким образом проявляется один из двух существующих подходов к данной проблеме: один из них пессимистический. Именно эта нота присутствует у ребят в начале изучения этой темы. Задача педагогов в этот момент состоит в том, чтобы вывести ребят на другой уровень понимания проблемы – оптимистический. Суть его заключается в том, что человек – существо разумное и обязательно может и должен найти выход из временных трудностей. Для этого ребятам предлагаю отыскать специальную литературу и написать реферат «Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии». На это отводится один месяц , и один из уроков посвящен дискуссионному клубу «Мир будущего», где можно обменяться представленными знаниями и , более того, предложить собственные, пусть гипотетические проекты. А квинтэссенцией урока сделать следующее, то, что стало бы личным кредо каждого молодого человека: «Человек отвечает за себя, окружающий мир, всю планету целиком!!!», т.е. человек родился на земле для того, чтобы прожить жизнь не для себя, а изменить Мир к Лучшему! А это уже глобальный подход. А все глобальное начинается с маленькой клеточки – человека, который призван стать личностью. А чтобы стать этой самой личностью, от которой очень многое зависит, надо воспитать в молодом человеке очень много нужных качеств. Одно из них – товарищество и уважение к другому человеку. Эти качества воспитываются в походах и экспедициях по родному краю. Сколько здесь новых впечатлений и открытий! Вот где всесторонне раскрывается и формируется личность. В разновозрастных туристских группах прослеживаются взаимоотношения по линии «старший – младший». Здесь воспитывается одновременно и вежливость, и уважение к старшему, и товарищество. Ведь в походе мы – товарищи, более того, - друзья, отвечающие один за другого. И мы учимся с ребятами уважать личность в другом человеке. И все это не просто проформы ради, а для того, чтобы на этих уроках, в этих походах ребята увидели свою Родину, то, с чего мы начали сегодняшний разговор. Увидели её величие и одновременно её трудности и проблемы, поняли свое место в жизни. Смело набирались опыта для того, чтобы сделать землю чуточку краше, став при этом чуточку краше самим!
Велико значение школьной географии в воспитании любви к своей Родине. Каждый человек вправе называть родную страну своей – не из желания её присвоить. Так выражается естественное патриотическое чувство. И задача школьной географии в том, чтобы, выходя из стен школы, каждый молодой человек мог сказать и такие слова: «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю».
Большинство педагогов-исследователей включают в арсенал личностно ориентированного подхода в обучении игровые методы.
Рассматривая игру учащихся как феномен общечеловеческой культуры, считаю, что она направлена на взаимодействие друг с другом по обсуждению различных географических проблем. Игры с географическим содержанием позволяют учащимся моделировать деятельность специалистов в конкретной области, принимать важные решения и делать выводы, проектировать различные объекты, усваивать основные правила поведения в природе и обществе и т.д.
Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости, развития личностной свободы, раскованности учащихся (особенно «слабых» и неуверенных в себе).
Перечислю достоинства игровых форм обучения:
1. Оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся.
2. Формируют многие умения и навыки (коммуникативные).
3. Формируют умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя.
4. Развивают организаторские способности.
5. Воспитывают чувство сопереживания.
6. Стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.
В основном, содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки. Например, для 7-го класса наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа игр-путешествий: «Путешествие по Австралии», «Путешествие по Атлантическому океану», «Будущее Антарктиды». В 8 – 10-х классах игры постепенно изменяются, в них используются более сложные ситуации (пресс-конференции, уроки-ярмарки, круглые столы).
Среди учащихся 6 -9-х классов было проведено анкетирование. Цель – выявить отношение учащихся к различным формам уроков.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
1. Из всех форм урока наибольшее число учащихся, независимо от возраста, отдают предпочтение игровым.
2. Связи между игровой формой и успешностью обучения не отмечается. Выбор игр больше связан с личностными характеристиками: общительностью, активностью, социальным статусом, занимаемым в классе.
3. В 7-х, 9-х классах отдается предпочтение комбинированному уроку.
4. Урок-практикум большой интерес вызывает у учащихся 6 -7-х классов, а в 8 -9-х классах он постепенно снижается (это работа с контурными картами).
5. Отношение к уроку-зачету между класса незначительно.
Главная задача игровых технологий – привить навыки изучения нового материала и закрепление пройденного, а также создать хорошее психологическое настроение в классе.
Большая часть игровых моментов в моей работе приходится на обобщение и контроль знаний. Но я стараюсь их включать и в процессе изучения нового материла и закрепления умений и навыков. Чаще использую игры в 6 -8-х классах, но есть необходимость их использования и в старших классах.
Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, так как есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребности подростков в общении.
Технология личностно ориентированного подхода в обучении, рассчитанная на раскрытие потенциальных возможностей личности. Осуществляется при всем многообразии методов и форм обучения.
Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природе и социально-экономическом повседневном окружении подростка, следовательно, географические знания могут стать базой для разнообразной практической его деятельности, в творческом росте личности подростка. География является для подростка не только источником новых сведений о мире, не только инструментом познания части объективной деятельности, но и необходимым фактором его
нормального психологического развития. В настоящее время проблемы
творческого становления молодого поколения приобретают
приоритетное значение, как для системы образования, так и для
развития общества в целом, для исторической судьбы России в
ближайшие десятилетия.
Литература
1. Маркова А.К. и др. / Формирование мотивации учения/ Просвещение, М. –1990.
2. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. /Мотивация учения и её воспитание у школьников./ Педагогика, М.– 1983.
3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю./ Психологический справочник учителя/ Просвещение, М. – 1991.
4. Под ред. Васильевой З.И., Ахаян Т.В. и др./ Изучение личности школьника учителем/ Педагогика, М. – 1991.
5. Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» М., 1998г.
6. Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!» М., 1990г.
7. А.К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» М., 1988г.
8. .Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии» М., 2000г.
9. А.А. Окунев «Урок? Мастерская? Или.» М., 2001г.
11. И.Э. Унт «Межпредметные связи и умственное развитие учащихся» М. 1986г.
12. Д. А. Белухин «Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах» М., 2006 г.
13. Подласый И.П. «Педагогика» т.1,2. Москва, Владос, 2001.
14. Арапов, А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы /А.И. Арапов. - Новосибирск: НГПУ, 2003. - 243 с.
15. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы /Е.В. Бондаревская. - Ростов – на - Дону, 1997. -С.126.
16. Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
17. Воспитание школьников. Научно-методический журнал, "Школьная пресса", 3 / 2003.
18. Выготский, Л.С. Педагогическая психология, т.5[/Л.С. Выготский. – М.:Просвещение, 1982. - С.- 135
19. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. 2-е издание испр.и перераб. /О.П. Елисеев. -СПб.: Питер, 2003.-512с.
20. Ермолаева, М.В. Психология развития/М.В. Ермолаева. – М.:Просвещение, 2003. - 246 с.
21. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 405 с.
22. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК /Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.
23. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения / С.П. Макаров// Педагогический вестник. – 1994.-№1.- С.2-10.
24. Мухина, В.С. Возрастная психологии :Учебник для студ. Вузов.-7-е изд. Стереотип /В.С. Мухина.- М.:Издательский центр «Академия», 2003.- 456с.
25. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3:– 3-е изд. /Р.С. Немов. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
26. Орлов, В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками /В.А. Орлов// Адукацыя i выхаванне. 1992. - №2. – С.23.
27. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе /И.М. Осмоловская. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998. - 137 с.
28. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.:Просвещение, 1998. - С. 56.
29. Перевозный, А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность /А.В. Перевозный. – М.:Просвещение, 1996. – 523 с.
30. Перевозный, А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования /А.В. Перевозный. Мн.: Академия последипломного образования, 1998.- С.109.
31. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков. – М.:Просвещение, 1997.- С. 135.
32. Подласый, И.П. Педагогика: Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений / И.П. Подласый. - М:Просвещение: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996. – 432с.
33. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн./И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 576 с.
34. Психологический словарь/ под ред. В.В. Давыдова и др. – М.:Просвещение,2001. – С.364.
35. Психология: Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.:Просвещение, 1990. – С.312.
36. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.:Просвещение, 1998.- 312 с.
37. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики /М.Н. Скатин. – М.:Просвещение, 2004. – С.316.
38. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
39. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания/Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.:Творческий центр «Сфера», 2002.- 160 с.
40. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. М.:Педагогика, 1990. – С.221.[i]
Игровая технология
как средство реализации
личностно-ориентированного подхода
на уроках географии
Ковалева Т.В.
учитель географии
МБОУ СОШ №2
Выступление на заседании МО
учителей ЕМЦ
2012-2013 уч.год
15