Описание опыта педагогической деятельности «Игровые технологии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников по русскому языку в 4 классе»
Первая ступень общего среднего образования – основополагающая часть всего образовательного процесса для учащегося. Свою задачу, как учителя начальных классов, вижу в том, чтобы, во-первых, не погасить искру любознательности, заложенную в каждом ребенке природой, во-вторых, научить детей познавать окружающий мир, т.е. заложить основы для формирования умственной самостоятельности – научить учиться, и, в-третьих, сформировать коллектив класса – коллектив единомышленников, друзей, которые целых одиннадцать лет будут вместе путешествовать по стране Знаний. Главные принципы моей работы:
• «Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии её качеств, черт и проявлений, а не только ученик!» Шалва Амонашвили.
• «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Плутарх
• «Терпение и труд все перетрут».
Для решения всех трех задач, которые я ставлю для себя, лучше всего подходит организация образовательного процесса через постоянное включение в него игровых моментов.«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский).
В начале своей педагогической деятельности я использовала в образовательном процессе игры скорее интуитивно, когда чувствовала, что дети устали от какого-либо вида деятельности. В дальнейшем включение игровых моментов в ход урока стало для меня и моих учеников обязательной составляющей. А вот основательно изучать влияние игры на образовательный процесс я начала, когда на базе нашего учреждения стал реализовываться инновационный проект«Внедрение модели методической подготовки педагогов к реализации технологии личностно-ориентированного обучения учащихся в учреждении образования». Я стала членом инновационной команды и со всей ответственностью отношусь к реализации данного проекта. Чтобы отслеживать результаты внедрения в практику работы игровых технологийя,вместе с педагогом-психологом, провожу следующие виды диагностики:
- определение уровня удовлетворенности образовательным процессом;
- изучение мотивов учения по Н.Г. Лускановой;
- диагностику уровня школьной тревожности Филлипса;
- изучение познавательного интереса учащихся;
- анализ успеваемости учащихся.
Так проанализировавуровень удовлетворенности образовательным процессом учащихся 3 класса на начало 2012/2013 учебного года (приложение 1), я выяснила, что 60% учащихся отметили, что на уроках бывает скучно, 85% детей устают на уроках.
Изучив познавательный интерес моих учеников, обратила внимание на то, что на уровне высокой познавательной активности по основным предметам интерес к урокам русского языка западает. Так, познавательный интерес по классу в среднем в октябре 2012 составлял78%, а по русскому языку только 64% (приложение 2). Из 6 моих учеников на высоком и достаточном уровнях по результатам прошлого учебного года успевают двое (33,3%), еще у двоих учеников на среднем уровне отметки только по русскому языку. Изменить данную ситуацию в лучшую сторону, я решила, мне поможет активное использование на уроках русского языка игровой технологии.
В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.
В любой урок можно внести элементы игры. Игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.
В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках, т.е. помимо учебной задачи, решается задача формирования умственной самостоятельности.
Итак, все вышесказанное было положенов основу создания программы «Все уроки открытые» по русскому языкупо теме«Игровые технологии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников» (приложение 3). Программа «Все уроки открытые» создана и реализуется в рамках инновационного проекта в этом году в нашей школе по многим предметам. Всю вторую четверть мои уроки и уроки моих коллег, участвующих в реализации инновационного проекта, были открыты для посещения и обмена опытом.
Работая над созданием своей программы, я включала в каждый урок дидактические игры. Ценность игр заключается в том, что на их материале можно повышать интерес к изучению русского языка, улучшать качество знаний, умений и навыков, расширять и обогащать словарный запас учащихся, способствовать повышению культуры речевого общения и поведения; реализовать программу за курс начальной школы. Примером такой игры может служить игра «Из одного – много». Ее дидактическая задача: закрепить навыки деления слов на слоги.
Средства обучения: плакат, карточки с заданием.
Содержание игры: я помещаю на доске слово, написанное на плакате. Даю задание составить из его букв новые слова, но с условием.
1 вариант – составляют слова, состоящие из одного слога.
2 вариант – составляют слова из двух слогов.
Задание по желанию. Составить слова из трех, четырех и из пяти слогов (если возможно). Например: слово «Золушка»:
1 слог – шок, лук…; 2 слога – зола, лоза…
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и неуверенности при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создают положительный эмоциональный настой в ходе урока.Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Считаю очень полезным применять игры на воспроизведение правил. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил. При закреплении материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной, а так же игры-путешествия. Целесообразно проводить игры в виде соревнования, например, «Умники и умницы», илидля проведения соревнования в таблице на доске звёздочками отмечаю дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков), я создаю ситуацию успеха, спрашивая такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает «звезду». В конце урока вместе с детьми подводим итоги соревнования, обязательно обращая внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Стараюсь очень тактично относиться к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся анализируем не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.
Игра помогает донести до учащихся трудный материал в доступной форме.
С помощью игр в процессе обучения не только закрепляю знания учащихся, но и активизирую их внимание. Так игра «Найди пару» используется и как физкультминутка, и как активный способ закрепления изученного материала.
Дидактическая цель: закрепить правила правописания изученных орфограмм.
Средства обучения: рукавицы из бумаги.
Содержание игры: на рукавицах, вырезанных из плотной бумаги, написаны слова на определенную орфограмму. Раздаются рукавицы ученикам, они должны найти пару.
Замечательная игра «Да-нет-ка» развивает у детей мышление, логику, внимание и воображение.
Дидактическая цель: определить содержимое «черного ящика», которое поможет сформулировать основную задачу урока, будет талисманом урока, поможет главному герою урока исполнить заветное желание или др.
Средства обучения: «черный ящик», предмет-загадка.
Содержание игры: необходимо назватьпредмет, находящийся в «черном ящике», для определения содержимого нужно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет».
У игры множество вариантов. Главное ее достоинство – развитие таких качеств как умение правильно и четко формулировать вопросы, выделять признаки предметов, корректно вести себя во время фронтальной работы.
Заполняя дневник педагога-инноватора, я отмечаю успехи и проблемы, возникающие в работе. Так в ходе работы я выяснила, что нельзя очень часто использовать командные соревнования на уроке: у детей в классе начинают складываться группировки, которые не просто соревнуются на уроке, но вступают в противоборство и во внеурочное время. Чтобы избежать этого использую создание подвижных групп, что, конечно, снижает соревновательный эффект, но не нарушает единства в классном коллективе.
В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. Так постепенно игровая учебная деятельность становится исследовательской. Мини- исследования мы проводим уже с первого класса: это наблюдение за природными явлениями, за ростом и развитием комнатных растений, собственным ростом, и др. С учётом возраста учащихся темы становятся разнообразней: «Снег полезный и вредный», «Кошки в жизни человека» и т.д. В 2012/2013 учебном году вместе с моей ученицей Архипенко Марией мы работали над темой «Замечательное число «ТРИ». В исследовательской работе основное внимание уделялось занимательности материала, межпредметным связям. Мы собирали информацию о числе «три» не только на уроках математики (состав числа, трехзначные числа, задачи в три действия), но и на уроках литературного чтения: в каких произведениях, предметах, действиях встречается цифра «три». С данной исследовательской работой мы участвовали в школьной конференции, и как лучшую в школепредставляли на районе.
Исследовательская деятельность ученика вырабатывает у него умение формулировать проблему, определять через постановку задач пути её решения, планировать свою работу; развивает наблюдательность, критичность мышления, стимулирует самостоятельную образовательную деятельность.
Промежуточный результат работы как по реализации программы «Игровые технологии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников по русскому языку в 4 классе», так и по инновационной деятельности, уже получен: познавательный интерес в классе по результатам октября 2013 года возрос и составил 90% в среднем, а по русскому языку – 71%; 66,7% учащихся класса закончили вторую четверть на высоком и достаточном уровне. Впереди – участие в первом этапе областнойолимпиаде по учебным предметам для учащихся 4-8 классов учреждений общего среднего образования, изучение познавательного интереса в конце учебного года.
Обучая детей, я воспитываю, в первую очередь, себя. Не так просто в повседневной педагогической деятельности постоянно соблюдать великие педагогические правила, действующие во все времена:
- Любите ребенка!
- Сопереживайте ему!
- Принимайте таким, какой он есть!
- Уважайте его!
- Одобряйте!
Приложение 1
Результаты анкетирования по выявлению уровня удовлетворенностиобразовательным процессом учащихся 3 класса (сентябрь 2012)
№ п/п Вопрос Ответы учащихся
Да (%) Нет (%)
I 1 Тебе нравится школа, в которой ты учишься? 100 2 Тебе интересно учиться в школе? 100 3 На уроках ты узнаёшь много нового и интересного? 100 4 У тебя добрые учителя? 100 5 Объяснения учителей на уроках тебе понятны? 100 6 Много интересного знают твои учителя? 85 15
7 Учитель справедливо оценивает твой труд? 100 8 Тебя учат, как вести себя в обществе? 85 15
II 1 Тебе в школе весело? 100 2 Бывает так. Что тебе нечем заняться в школе? 60 40
3 В школе много интересных дел? 100 4 В школе есть возможность отдохнуть? 100 5 Ты на уроке устаешь? 85 15
6 Тебе бывает скучно на уроке? 60 40
7 Тебе нравиться такое расписание уроков? 85 15
8 Тебе нравиться, как проходят перемены? 100 9 В школе хорошо кормят? 100 10 В школе уютно и красиво? 100 III 1 Тебя любят и ценят учителя? 100 2 Учитель всегда приходит тебе на помощь? 85 15
3 Ты доверяешь учителям? 100 4 У вас дружный класс, где все помогают друг другу? 70 30
5 Ты хорошо чувствуешь себя в классе? 100 6 У тебя в школе много друзей? 100 7 Ты любишь, когда твои родители приходят в школу? 100 8 Ты в школу идешь с удовольствием? 100 IV 1 В школе о тебе заботятся? 70 30
2 Ты замечаешь в школе какие-нибудь хорошие изменения? 85 15
3 Если бы у тебя появилась возможность выбирать, ты бы выбрал снова эту школу? 100 4 Ты знаешь директора своей школы? 100 5 Ваш заместитель директора часто приходит к вам в класс? 100
Приложение 2
Сравнительный анализ результатов изучения
познавательного интереса (ПИ) учащихся 4 класса
Приложение 3
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель проекта
Яцкова С.А._________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Игровые технологии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников по русскому языку в 4 классе»
Канина Ирина Викторовна,
учитель 1 квалификационной
категории
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
Хузеева С.А.__________
2013
г.п.Тереховка
ВСЕ УРОКИ ОТКРЫТЫЕ
Пояснительная записка
к рабочей программе
«Игровые технологии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников»
ЦЕЛИ:
1) обмен педагогическим опытом и повышение профессионального уровня учителя в процессе инновационной деятельности;
2) повышение познавательного интереса и качества знаний по русскому языку.
УЧАСТНИКИ:
-учащиеся 4 класса,
-члены творческой группы по внедрению инновационного проекта,
-педагоги школы, проявившие интерес к игровой технологии.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
Успешное овладение знаниями на 1 ступени общего среднего обучения невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но урок будет интересен, если он будет проходить с различными игровыми моментами, на которых дети чувствуют себя раскрепощенными. Игровая технология, используемая на уроках, поможет учащимся легко и интересно справиться с заданиями различных уровней.
Включение элементов занимательности является обязательным для данных уроков с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей роли предмета.
При помощи данной программы учитель продемонстрирует:
индивидуальный педагогический стиль;
достижения на очередном этапе профессиональной деятельности;
апробированные формы уроков, виды и приемы работы.
ОЖИДАЕМЫ Е РЕЗУЛЬТАТЫ:
– повышение интереса к изучению русского языка;
– повышение качества знаний, умений и навыков;
– расширение собственного словарного запаса учащихся;
– повышение культуры речевого общения и поведения;
- выполнение программы за курс начальной школы.
Учащиеся должны знать и уметь:
1) определять падеж имени существительного по падежным и смысловым вопросам и предлогам;
2) правильно употреблять падежные окончания имён существительных;
3) склонять имена существительные в единственном и множественном числах;
4) различать три склонения имен существительных;
5) отличительные признаки имени прилагательного как части речи.
Учащиеся должны уметь:
- быстро принимать решение в нестандартной ситуации;
- находить способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели;
-наслаждаться игрой;
-работать коллективно;
Программа предусматривает развитие у учащихся:
интереса к русскому языку как к учебному предмету;
мотивации к изучению русского языка;
творчества и обогащение словарного запаса;
углубление и расширение знаний и представлений о родном языке;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка.
Конкретные результаты реализации программы:
-познавательный интерес по предмету составит не менее - 70 %;
-качество знаний по русскому языку - не менее 60% учащихся, успевающих на высоком и достаточном уровнях;
-результативное участие в первом и втором этапах олимпиады по русскому языку.
Педагоги, участвующие в программе, познакомятся с игровыми методами, применяемыми на уроках русского языка, увидят на практике апробированные и более удачные формы работы, научатся преподносить коллегам свой стиль преподавания, смогут применять в собственной практике понравившиеся элементы из различных методик, направленных на личностно-ориентированное развитие учащихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Игровые технологии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников по русскому языку в 4 классе »
№
п.п Дата Тема урока Цель урока Используемая форма организации образовательного процесса Приме-чание
1 06.11 Определение падежа имени существительного по падежным и смысловым вопросам и предлогам 1.Знать алгоритм определения падежа имени существительного, падежные вопросы;
2.Уметь пользоваться алгоритмом определения падежа имени существительного 1. Игра «Парад падежей»
2.Игра «Собери лукошко»
2 13.11 Обобщение знаний о падежах 1.Систематизировать знания учащихся о правописании падежных окончаний имён существительных.
2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, связную речь.
Игра –путешествие «В царстве Существительного» 3 15.11 Три склонения имен существительных 1.Создать условия для работы над понятием «Склонения имен существительных ".
2. Развивать умение различать и определять падежи имен существительных по совокупности их признаков. Игра» Кот Леопольд и мыши» (игра используется при работе с классом, на орфографических пятиминутках). 4 19.11 Склонения имен существительных 1.Отрабатывать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже).
2. Развивать умение различать и определять падежи имен существительных Игра «Морское путешествие» 5 27.11 Правописание падежных окончаний им.сущ.1-го, 2-го, 3-го склонений 1.Формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; познакомить с приёмами правописания безударных окончаний имен существительных 1-госклонения, 2.Развивать орфографическую зоркость 1.Игра «Бегущие минутки»
6 13.12 Правописание окончаний имён существительных множественного числа 1.Познакомить учащихся с особенностями дательного, творительного, предложного падежей имён существительных множественного числа.
2.Отрабатывать навык
правописаний окончаний имён существительных множественного числа, их правильного употребления в речи. 1.Игра «Крылатые слова»
2.Игра
« Волшебная палочка» 7 24.12. Имя прилагательное как часть речи 1.Способствовать овладению учащимися следующими понятиями: имя прилагательное как часть речи, роль имен прилагательных в речи;
2.Развивать навыки само- и взаимооценки результатов учебной деятельности учащихся.
Урок –путешествие по морю