Урок изобразительного искусства по теме: «Скульптурный портрет»
Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе
по теме: «Скульптурный портрет» (2-й урок)
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО) Ткаченко Елена Александровна
(МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 им. Г.К. Жукова»)
Название материала Урок по теме: «Скульптурный портрет» (2-й урок)
Класс (возраст) 6 класс (11-12 лет)
Учебный предмет Изобразительное искусство
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс Предметная линия учебников под редакцией
Б.М. Неменского.
Учебник:
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) Презентация, текстовый документ.
Тип урока Урок формирования новых знаний, умений, навыков.
Техническое оснащение
Оборудование, материалы Ноутбук, экран, проектор, презентация «Портрет в скульптуре».
Карточки – заготовки для составления алгоритма предстоящей деятельности, схема «Солнышко обдумывания», памятки работы над проектом.
Плакаты: «Пропорции лица человека», «Мимика», заготовка портрета, выполненная на первом уроке, пластилин, стеки, дощечки – подставки для пластилина, тряпки для вытирания рук.
Цели, задачи Создать условия для развития творческого интереса;
развить творческие и коммуникативные способности ребенка; привить навыки сотрудничества с другими людьми; активизировать навыки эмоционального общения; прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников; осмысливать её и использовать для выполнения проекта.
Задачи: дать первоначальное представление обучающимся о проекте в целом, его видах и формах; познакомить с этапами работы над творческим проектом; показать пути создания творческих групп; формировать навыки создания образа в скульптурном портрете; выполнить скульптурный портрет былинного героя.
Планируемые результаты:
Личностные: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
осваивать художественную культуру, как сферу материального выражения духовных ценностей.
Метапредметные:
Коммуникативные: уметь слушать, вступать в диалог, работать в коллективе, участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы.Познавательные: уметь выбирать и обосновывать тему проекта; подбирать необходимую информацию для реализации проекта; прорабатывать структуру совместной деятельности участников; творческого проекта; оформлять результаты проектной деятельности.
Предметные:
Знать материалы и выразительные возможности скульптуры.
Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека.
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое, на усмотрение автора) Данный урок входит в раздел «Вглядываясь в человека. Портрет». Тип урока – формирование новых знаний, умений, навыков.
Урок составлен с опорой на психолого-педагогическую характеристику класса с учетом возрастных особенностей обучающихся. По наполняемости обучающимися класс средний, поэтому на уроке использовался дифференцированный подход. Работа в группах велась по принципу «сильный помогает слабому». Деление класса на 3 группы было осуществлено таким образом, что в них вошли ученики разного уровня обучаемости. Для активизации изучения достаточно серьезного и объемного материала на уроке были использованы различные методы: словесные, наглядные, частично-поисковый метод, исследовательский метод, метод прогнозирования. Также были использованы различные формы работы: работа с текстом учебника, работа с изобразительными терминами, работа с наглядным материалом и прочее. Работа на уроке активизирована, еще и тем, что перед обучающимися поставлена конкретная типовая задача, и они видят конечную цель. Обучающиеся сами себя оценивали (рефлексия).
На уроке идет сочетание различных форм работы. Каждый новый вид занятий включает отработку и закрепление разнообразных УУД.
Каждый этап урока сопровождается контролем учителя и самоконтролем обучающихся для выявления степени усвоения материала.
Содержание урока полностью соответствуют требованиям программы.
Ход урока
Ход урока
Этап урока,
время Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Задачи этапа.
УУД
1.Организационное начало урока.
Эмоциональный настрой.
(1 мин.) -Здравствуйте, ребята!
-Проверьте свою готовность к уроку.
-Давайте улыбнемся друг другу, постараемся доставить себе радость и положительные эмоции. 1.Встают из-за парт.
2.Проверяют школьные принадлежности.
3.Улыбаются друг другу.
4. Организация внутренней речи. Способствует созданию состояния психо-эмоциональной стабильности, внешней мотивации.
УУД (личностные):
-внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношенияк процессу обучения;
-мотивационная основа учебной деятельности
2. Актуализация знаний обучающихся.
Целеполагание.
Создание проблемной ситуации. Определение темы урока, постановка цели, определение плана учебных действий.
На доске висит карта города Курска. На столе лежат изображения памятников города Курска, с обратной стороны которых написаны вопросы для повторения.
- Что такое портрет?
- Что такое скульптурный портрет?
- На какие два вида делится скульптура?
(Памятники: поэту А.С. Пушкину, музыканту Г. Свиридову, историческому герою
А. Невскому). - Все эти скульптуры являются достойным украшением нашего города.
- Ребята, какой из этих памятников больше всего подходит к теме нашего урока?
- Почему?
- Молодцы!
- Хочу напомнить вам, что все мы - участники творческой мастерской и каждая группа выполняет свое творческое задание.
- Давайте вспомним, какая проблема стоит перед нами?
- Какую цель вы сформулировали?
- Каков план работы ваших творческих групп?
- Скажите мне, на каком этапе выполнения творческого проекта вы сейчас находитесь?
Обучающиеся отвечают на вопросы и крепят изображения к карте города Курска.
-Жанр ИЗО искусства, изображающий человека.
- Объемное изображение человека.
-Скульптура делится на круглую скульптуру и рельеф.
- Памятник
А. Невскому.
- Потому что он больше всего похож на богатыря.
- Помощь в оформлении кабинета истории.
- Выполнить бюсты былинных персонажей из пластилина.
- 1. Выбрать героя.
2. Подобрать материал для изготовления.
3. Собрать информацию о выбранном герое.
4. Выбрать отрывок из литературного произведения, характеризующий образ героя.
5. Выполнить бюст выбранного персонажа.
(на первом уроке – заготовку, на втором – детальную проработку)
6. Выполнить презентацию своего персонажа.
- Сегодня нам нужно закончить лепку бюста и выполнить презентацию.
Обеспечивает высокий уровень вовлеченности обучающихся в учебную деятельность и развитие их интеллектуальных качеств.
УУД
(познавательные, регулятивные):
-самостоятельное формирование познавательной цели данного этапа урока;
-сохранение учебной задачи;
-осуществлять пошаговый контроль;
-постановка и формулировка темы и плана урока.
Активизация терминологической речи.
УУД (познавательные):
-выделение опоры, значимой для построения цепочки мыслительных операций;
- осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач.
3. Стадия практического осмысления.
Работа с информационным полем.
У вас на столах стоят заготовки скульптурных портретов, выполненные на прошлом уроке. Воспользуйтесь алгоритмом выполнения
II этапа работы над скульптурным портретом.
1.Определяем середину на заготовке.
2.Вдавливаем места для глаз, карандашом проделываем небольшие отверстия и вставляем заранее приготовленные шарики.
3.Выделяя лобную часть головы, прорабатываем надбровные дуги.
4.Добавляем веки, и примазываем. Дорабатываем детали.
5.Методом вытягивания моделируем нос.
6. Добавляем скулы, подбородок. Утяжеляем щеки, прорабатываем. Все добавленные детали аккуратно примазываем.
8. При помощи стеки намечаем место, где будет рот.
9. Лепим уши.
10. Добавляем образные особенности.
Активизация имеющихся знаний.
УУД (познавательные, регулятивные, личностные):
-развитие распределения внимания;
-учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
-формирование умения работать в группе.
4. Практическая работа. - Обратите внимание, на доске висит плакат «Пропорции лица человека», воспользуйтесь им.
Не забывайте смотреть на свою работу с разных сторон. Думайте о своем персонаже, мысленно как бы превращаясь в него. Обучающиеся выполняют бюст былинного героя, используя алгоритм работы над скульптурным портретом.
Разграничение области знания и незнания по данной теме.
УУД:
(познавательные, регулятивные, личностные):
-формирование умения рациональной работы с информацией;
-формирование самооценки, уровня собственных знаний;
-осуществление пошагового контроля;
-развитие умения корректировать информацию;
5. Физкультминутка
У.: -Расслабьтесь, примите удобное положение и повторяйте движения для глаз за нашими помощниками: стрелкой, звездочкой, точкой. А сейчас давайте встанем и встряхнем кисти рук. Способствует снятию эмоционального и статического физического напряжения. Способствует поддержанию активной мыслительной деятельности.
УУД
(коммуникативные):
-формирование умения пользоваться средствами невербального общения.
6. Этап контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция. Итак, работа над портретами окончена, и я предлагаю участникам творческих групп подготовиться к защите своих работ. Вам необходимо обсудить работы в группе и представить только одну. Для этого воспользуйтесь памяткой «Алгоритм презентации творческой работы».
-Предлагаю начать, представление творческих работ. В своих презентациях вы можете использовать подготовленные вами выдержки из литературных произведений и исторические справки. Творческие группы выполняют презентации своих работ.
Обсуждение работ. Оценка деятельности творческих групп УУД
Коммуникативные:
-создание ситуации речевого высказывания, участие в диалоге;
регулятивные:
-формирование умения предвидеть трудности, осознание их причин и способов избегания;
-развитие аналитическо-синтетической операции мышления;
-формирование умения доказывать свою точку зрения.
7. Подведение итогов занятия. - Подведем итог нашей работы. Каждая группа выполнила скульптурный портрет былинного героя для кабинета истории. Ваши работы послужат хорошим наглядным пособием для проведения уроков не только истории, но и литературы и изобразительного искусства. Вы справились с заданием.
8. Рефлексия 368046149047 Узнал
368046142342 Повторил
368046121006 Научился
3680461289293680461289303680467066336804633477 Я Удивился
Задумался
с кем поделиться
Запомнил
Определил
перспективу Обучающиеся делятся своими мыслями об уроке. Определение психо-эмоционального состояния обучающихся к концу урока.
УУД
(коммуникативые, личностные):
-адекватно использовать речевые средства для решения заданной задачи;
-формулировать собственное мнение;
-выявлять
учебно- познавательный интерес.