Мастер-класс «Методическая кухня учителя: готовим урок на основе технологии самообучения на основе самоорганизации»
Мастер-класс
«Методическая кухня учителя: готовим урок на основе технологии самообучения на основе самоорганизации»
Краткая информация
Достоинством данного мастер-класса является его вариативность, возможность адаптации для решения различных задач. Мастер-класс (далее МК) спроектирован в соответствии со структурой урока открытия новых знаний, что само по себе нацелено на решение одной из целей МК. Кольцевая композиция МК придает ему завершенность, гармоничность.
Цель мастер-класса:
1) знакомство участников с особенностями построения урока с использованием технологии самообучения на основе самоорганизации;
2) знакомство участников мастер-класса со структурой урока открытия нового знания.
Внимание! Заявленные цели могут решаться как комплексно (1+2), так и выборочно (2).
Планируемые результаты
Участники мастер-класса:
- познакомятся с элементами технологии самообучения на основе самоорганизации (автор – доцент кафедры информатики и вычислительной техники ПГГПУ Кирикович Т.Е.);
- через проигрывание ситуации, приближенной к реальной, познакомятся с вариантом организации наиболее сложных этапов урока открытия нового знания: этапа актуализации и фиксирования индивидуального затруднения;
- получат опыт проектирования путей освоения учебного материала в соответствии с технологией самообучения на основе самоорганизации.
Ход мастер-класса
Деятельность ведущего
1. Этап мотивации (самоопределения) к деятельности Приглашаю вас на свою методическую кухню (вариант: выяснение ожиданий участников, формулировка целей и задач).
Назовите, пожалуйста, прилагательное, которое вы могли бы использовать для оценки приготовленного блюда.
Возможные варианты участников:
Вкусный, калорийный, диетический, великолепный, неудачный, полезный и т.д. Прилагательные записываются на доске
Ведущий: Прежде чем мы посетим кухню методическую, давайте заглянем в виртуальную. Сколько здесь знакомых и незнакомых блюд! (выясняют значение). Что бы вы выбрали для себя?
Карпаʹччо? Блюдо из тонко нарезанных кусочков сырого мяса, приправленных оливковым маслом с уксусом и (или) лимонным соком. Это закуска или холодное блюдо.
Азу? Восточное кушанье из мелко нарубленных кусочков мяса, тушенных в остром соусе.
Пюре? Рагу? А может быть, вы предпочтете сациʹви? Большой толковый словарь определяет это слово как мясное грузинское блюдо с острым, пряным ореховым соусом; сам этот соус.
Можно предложить капеллини, кончильетте, лингуини, маччерони, орикетти и т.д. (Приложение 1).
В качестве напитков можно предложить кофе и боржоми.
Участники выбирают понравившиеся блюда.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения
Задание. Используя прилагательные, которые мы с вами записали, оцените, пожалуйста, предложенные блюда.
Как правило, участники испытывают затруднение – кто-то использует средний род, кто-то – мужской.
3. Выявление места и причины затруднений
Выявляется причина затруднений
Участники формулируют причину затруднений – не могут точно определить род
Ведущий говорит о том, что подобная ситуация была предложена ребятам. Только им нужно было подобрать название для видеоролика, героем которого был какаду. Ребята не могли определиться: наглый какаду (птица тащила за хвост кота), наглое или наглая какаду.
Вариант: просмотр видеоролика (1,3 минуты)
4. Этап проектирования решения проблемы
Далее, в соответствии со структурой урока открытия новых знаний, участникам мастер-класса, как и обучающимся, было предложено найти выход из создавшейся ситуации – что будем делать?
Участники предложили свои варианты.
1) посмотреть в словаре (ведущий обращает внимание на то, что некоторые слова в языке появились, но в словарях вы их можете еще не найти)
2) кто-то предлагает оценить блюда другими словами: было вкусно, мне понравилось и т.д. (ведущий указывает на то, что синонимичная замена возможна, язык позволяет это сделать, но говорит о том, что такой вопрос может быть и на экзамене, и тогда мы уже не сможем заменить)
3) например, ребята высказали предположение, что «все равно есть какое-нибудь правило».
Как узнать эти правила?
И снова варианты: спросить, прочитать в учебнике, обратиться к видеоурокам (ранее у ребят был такой опыт) и т.д.
5. Этап реализации построенного проекта, знакомство с новым материалом
Ведущий обращает внимание участников МК на то, что в технологии самообучения на основе самоорганизации, учитель при проектировании урока предусматривает пути освоения учебного материала (Приложение 2). Так на рассматриваемом уроке ребятам было предложено воспользоваться материалами учебника (1 путь), обратиться к схемам (на предыдущих уроках ребята учились читать схемы, это был 2 путь освоения материала) и третий путь – наблюдения над языковым материалом. Обучающиеся могут выбрать и свой вариант.
Знакомство с материалами Приложения 2.
Обсуждение возможных формулировок заданий (Приложение 3)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Ведущий мастер-класса обсуждает с участниками следующие вопросы: какой из предложенных путей является наиболее легким? какой трудным? какой - эффективным?
Как правило, участники приходят к выводу, что для разных людей будет удобен свой вариант и что подобные решения позволяют на практике решать проблему индивидуализации обучения.
Кроме этого, ведущий обращает внимание на то, что путь, освоения материала, предложенный участникам МК, - это вариант освоения материала от частного к общему. При таком подходе к освоению материала обучающийся наблюдает за частными проявлениями правила (закона и т.д.) и на основе этих наблюдений делает собственные выводы.
7 и 8 этапы реализуются в зависимости от целей МК (варианты предложены ниже Далее ведущий кратко проговаривает содержание следующих этапов: этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи - представление интеллект-карт, этап самостоятельной работы с проверкой по эталону – упражнения, а в конце второго урока – тест с последующей самопроверкой. В качестве рефлексии на первом и втором уроках – отчет капитанов о проделанной работе (что удалось? с какими затруднениями встретились? и т.д.)
Примечание. Если целью МК является освоение участниками структуры урока открытия новых знаний, то, при наличии времени, участники могут спроектировать эти этапы самостоятельно или в группах с последующим обсуждением (7 этап - самостоятельная работа с самопроверкой по эталону).
Если позволяет время, а также в зависимости от целей МК (знакомство с элементами технологии или освоение структуры урока открытия новых знаний), участники МК осваивают теоретический материал и определяют род тех существительных, с которыми работали в начале урока (8 этап – включение в систему знаний и повторение).
9 этап – рефлексия
Рефлексия по содержанию – соотношение ожиданий и достигнутых результатов.
Участникам предлагается оценить проведенный мастер-класс, используя слова, которые были записаны в начале урока на доске. Оценка участников МК:
Мастер-класс был полезным: я еще раз «проиграла» структуру урока открытия новых знаний, а также познакомилась с новой для меня технологией
Мастер-класс был калорийным, потому что за короткое время мы получили много «калорий» - знаний и умений.
МК – был вкусным. Вам удалось приготовить его так, что я получила не только знания, но и удовольствие от участия
МК был «острым», Вы смогли обозначить «болевые» точки современного урока
Мастер-класс был восхитительным! Спасибо!!!
Литература
1. Миронова Н. А.Конспект урока русского языка по теме "Неизменяемые существительные" для 6 класса.
2. Кирикович Т.Е. Лекции по технологии самообучения на основе самоорганизации. Лысьва, 2012 г.