Разработка урока на тему «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» (6класс)
МОУ Шатковская ООШ
ТЕМА: «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека
в природной среде».
Провела: Игонина Юлия Анатольевна
2015 год
ЦЕЛИ урока:
- сформировать у учащихся представления о возможностях выживания в условиях дикой природы и выработать моральную готовность к преодолению трудностей автономного пребывания в природной среде.
ЗАДАЧИ:
- изучить правила поведения и способы жизнеобеспечения в условиях автономного существования в природе;
- формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи;
- развивать любознательность и совершенствовать творческие способности учащихся.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- игровые технологии;
- компьютерные;
-технология коллективного взаимообучения.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Создаются 2 команды, выбирается капитан, раздаются карточки с заданиями;
- определяется время на подготовку и порядок очередности ответов;
- хоровые ответы и выкрики не засчитываются как результат;
- при работе над ошибками текстами учебника пользоваться нельзя, а записями в тетради – можно;
- перед блицтурниром следует отрепетировать по одному вопросу;
- после каждого этапа команды должны знать свой результат.
ХОД УРОКА:
Организация класса.
Проверка домашнего задания: заполнение таблицы (приложение )Сообщение темы и цели урока. Учитель называет тему урока, знакомит учащихся с целью урока и объявляет, что урок будет проводиться в виде игры (учащиеся заранее перед уроком рассаживаются по командам – мальчики и девочки).
Команды придумывают себе названия
Ученикам предлагается ответить на несколько вопросов:
1) Что такое автономное существование.
Ответ: Автономное существование - это продолжительное существование одного человека или группы лиц без пополнения запасов продовольствия и воды и без связи с внешним миром.
2) Назовите основные причины вынужденного существования.
Ответ:
3) Вспомните основные задачи, от решения которых зависит безопасность и спасение человека в условиях автономного пребывания.
Ответ: - преодоление страха и возможного стрессового состояния;
- оказание помощи и самопомощи в случае травмы или ранения;
- спасение имущества и запасов продовольствия;
- ориентирование в пространстве и времени для определения маршрута и выхода к людям;
- построение временного укрытия;
- разведение огня, добыча воды и пищи;
- установление связи или подача сигналов бедствия.
По ходу урока ученики вклеивают в свои тетради памятки (приложение)
ЗАДАНИЕ 1 «Сооружение временного жилища»
Просмотр презентации по окончанию просмотра каждая команда на листочках пишет название временных укрытий с последнего слайда. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл
ЗАДАНИЕ 2 «Макет укрытия»
Из предметов на вашем столе сделайте макет временного укрытия. Макет оценивается в 1 балл.
ЗАДАНИЕ 3 «Питьевая вода».
Каждой команде предоставляется право назвать способы очистки воды, которые необходимы:
За каждое правильно названное слово игрок получает 1 балл. Если у команды нет варианта ответа, слово без подготовки может назвать другая команда и получить 2 балла.
Показ презентации про добывание воды
ЗАДАНИЕ 4 «Главное пища»
При автономном существовании необходимо обеспечить себя пище. В природных условиях её добывать охотой рыбалкой отыскать съедобные растения ягоды грибы и орехи Но существую также и ядовитые растения.
Командам даются картинки со съедобными и ядовитыми растениями они должны набрать себе съедобные растения. За правильный выбор съедобных растений 1 балл.
ЗАДАНИЕ 5 «Рыбалка»
На столе лежат предметы из них необходимо изготовить рыболовную снасть. За правильное изготовление удочки начисляется 1 балл
ЗАДАНИЕ 6 «ЧТО ЗДЕСЬ НЕ ТАК ?»
В течение 2-3 мин. Командам объясняется с помощью презентации про костры.
Затем они получают задания, в тексте которых допущены смысловые ошибки. За каждую обнаруженную ошибку команда получает 1 балл.
Задание для 1 команды.
Найдите в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их и пронумеруйте. Замените их на правильные. Запишите в ответе правильные слова, соблюдая нумерацию.
Место для костра. Костер необходим для приготовления жилища (1), сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей. Вначале необходимо определить место для костра. Выберите полянку, защищенную от палящего солнца (2). Очистите предполагаемое место для костра от сухой травы, листьев, камней (3). Для надежности можно обложить костер рюкзаками (4). Не разводите костер возле стройных (5) деревьев: они могут загореться. Зимой не следует разжигать костер под большими деревьями: пар (6), скопившийся на них, может капать (7) вниз и погасить его.
Ответы: 1 Пищи. 2. Дождя. 3. Плоские. 4. Камнями. 5. Сухих. 6. Снег. 7. Обрушиться.
Задание 2 команде.
В тексте найдите ошибочно вписанные слова и подчеркните их.
Разведение костра. Чтобы развести костер, нужны спички, дрова, песок (1). Но крупные поленья вы спичками не зажжете. Поэтому соберите растопку. Лучшая растопка – березовая кора, тоненькие сухие веточки, частокол (2). Они разгораются, испаряются (3) моментально и бывают сухими даже при небольшом дожде.
Приготовьте растопку, подберите, подсчитайте (4) веточки потолще. Как только разгорится растопка, надо подкладывать веточки все толще и толще, а потом укладывать толстые поленья. Сложнее разжечь костер в непогоду, когда идет дождь или снег. В этих условиях постарайтесь чем-нибудь накрыть, покрасить (5) растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы: оргстекло, резина, кремень (6), бумага, если они у вас окажутся. Для заготовки дров не обязательно иметь пилу, топор и корзину (7). В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника.
За каждое обнаруженное неправильное слово – 1 балл.
ЗАДАНИЕ 7 « Сложи костёр»
Ученикам предлагается из спичек сложить костёр.
1 команде костёр для приготовления пищи.
2 команде для обогрева, просушки одежды и обуви.
За правильно сложенный костёр начисляется 1 балл.
ЗАДАНИЕ 8 « Сигналы бедствия»
Командам предлагается посмотреть слайд с международными сигналами бедствия и запомнить, потом заполнить таблицу (приложение). За каждый правильный ответ начисляется 1балл
ЗАДАНИЕ 9 «ЧТО ЭТО?»
Команды должны отгадать по 5 загадок, ответы на которые связаны с ориентированием на местности.
1 команда.
1. Рассыпалось к ночи зерно, глянули поутру – нет ничего. (Звезды на небе)
2. Ты от нее, а она за тобой, ты за ней – она от тебя. (Тень)
3. Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь. (Горизонт)
4. Не хожена дорожка, посыпана горошком. (Млечный путь)
5. Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью ложусь. (Река)
2 команда.
Всю зиму пролежал, весной в речку сбежал. (Снег)
В самоцветах хоромы богаты, и живет в них хозяин рогатый. (Месяц)
Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес)
В синем мешочке пуговиц полно. (Небо)
Много рук, а нога одна. (Дерево)
Баллы за правильные ответы аналогичны первому этапу.
ЗАДАНИЕ 10 БЛИЦТУРНИР «КТО КОГО?»
На заданный вопрос игрок без подготовки отвечает одним словом: «Да» или «Нет». За правильный ответ – 1 балл
Вопросы 1 команде:
Определите, правильно ли утверждение, что:
1 - самый надежный способ обеззараживания воды – кипячение (да)
2 - доброй приметой при уходе с места аварии является вязание пучков; (нет)
3 - компас боится металлических предметов; (да)
4 - с помощью ковша можно ориентироваться на местности; (да)
5 - первая нормальная реакция человека, попавшего в опасную ситуацию – стресс. (да)
6 - большой камень возле костра полезен; (да)
7 - при выборе места для костра главным требованием должна быть пожарная безопасность. (да)
8 – увидев в лесу ручей следует идти против его течения ( нет)
9 – дикорастущие корневища, луковицы и клубни можно употреблять в пищу без кулинарной
обработки ( нет)
10 – тень человека в полдень указывает на юг (нет)
Вопросы 2 команде:
Определите, правильно ли утверждение, что:
1 - желание вернуться домой служит важным условием выживания в автономном существовании; (да)
2 - выживание – это пассивная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях; (нет)
3 - компасом темной ночью пользоваться нельзя; (нет)
4 - при заготовке дров для костра обязательно нужен топор; (нет)
5 - шерстяные носки, надетые на руки, спасут их от мороза; (да)
6- тень может помочь при определении сторон горизонта; (да)
7 - любая карманная мелочь в критической ситуации может быть полезной; (да)
8 - мягкие вещи лучше положить в середину рюкзака; (нет)
9 - костер можно разжечь на снегу. (да)
10 – Человеку в сутки достаточно 1,5 – 2 л воды (да)
Анализируя игру, учитель выясняет у ее участников: кто, по их мнению, отвечал лучше и какую они ставят ему оценку?
Кроме самоанализа учеников, учитель дает оценку игрокам, отмечает их умение сочетать теоретические вопросы с практическими действиями, подчеркивает активность, сообразительность, объявляет оценки.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС:
«Что надо сделать и что должно быть у вас, чтобы продержаться до появления спасателей?»
ОТВЕТ : жилище, вода, пища, огонь.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ:
Учитель называет команду – победителя.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: выучить памятки в тетради.
Придумать кроссворд на тему «Автономное пребывание в природе»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Место для костра. Костер необходим для приготовления жилища, сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей. Сначала необходимо определить место для костра. Выберите полянку, защищенную от палящего солнца. Очистите предполагаемое место для костра от сухой травы, листьев, камней. Для надежности можно обложить костер рюкзаками. Не разводите костер возле стройных деревьев: они могут загореться. Зимой не следует разжигать костер под большими деревьями: пар, скопившийся на них, может капать вниз и погасить его.
Разведение костра. Чтобы развести костер, нужны спички, дрова, песок. Но крупные поленья вы спичками не зажжете. Поэтому соберите растопку. Лучшая растопка – березовая кора, тоненькие сухие веточки, частокол. Они разгораются, испаряются моментально и бывают сухими даже при небольшом дожде.
Приготовьте растопку, подберите, подсчитайте веточки потолще. Как только разгорится растопка, надо подкладывать веточки все толще и толще, а потом укладывать толстые поленья. Сложнее разжечь костер в непогоду, когда идет дождь или снег. В этих условиях постарайтесь чем-нибудь накрыть, покрасить растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы: оргстекло, резина, кремень, бумага, если они у вас окажутся. Для заготовки дров не обязательно иметь пилу, топор и корзину. В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника.
Места, пригодные для строительства временного жилища
Места, непригодные для строительства временного жилища
Располагаться на ровной и возвышенной площадке.
Иметь источник питьевой воды.
Вокруг должно быть достаточно сухого топлива для костра.
Находиться на продуваемом от мошкары месте.
Иметь возможность для применения сигналов бедствия.
В лесу, среди сухостоя, а в горах – под склоном, подверженным осыпям.
Места, расположенные слишком близко к воде
Вблизи одиночных, отдельно стоящих деревьев.
Вблизи гнезд пчел и шершней.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Разведение костра
заготовить растопку;
положить растопку на землю;
поджечь костёр двумя-тремя спичками;
положить на растопку ветки потолще;
соблюдать правила пожарной безопасности.
Добывание воды 1. Конденсатор 2. Сбор влаги с деревьев 3. Сбор росы 4. Растопить снег Очистка воды 1. Кипячение 2. Фильтрование 3. Обеззараживании Опреснение воды 1. Замораживание 2. Дистиллятор
Нужен врач, серьёзная рана.
Место для посадки
Требуется карта и компас
Нужна пища и вода
Нужны медикаменты
Всё в порядке
Нет
Да
Виды автономии
Различия
Урок ОБЖ 6 классЗаголовок 115