Урок географии в 8 классе по теме: Изменение атмосферного давления, осадков, снежного покрова на территории страны


Урок: №26.
Класс: 8.
Предмет: география.
Дата проведения: _____________
Тема: Изменение атмосферного давления, осадков, снежного покрова на территории страны.
Цель: создать условия для продолжения формирования знаний о климате, познакомить с особенностями распределения атмосферных осадков на территории страны.
Учебно-воспитательные задачи: 1.Объяснить учащимся особенности распределения атмосферных осадков на территории Казахстана. 2. Закрепить понятия из курса физической географии 6 и 7 классов: климат, солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, воздушная масса, циркуляция атмосферы, трансформация воздушных масс, атмосферный фронт ,циклон, антициклон ,коэффициент увлажнения, испаряемость ,испарение, амплитуда температуры, изотерма, изобара, среднемесячная температура, климатообразующие факторы. 2.Закрепить умения работы с климатическими диаграммами и климатическими картами. 3.Продолжать интеллектуальное воспитание : развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности; нравственное воспитание :установление добрых отношений ,сотрудничества и взаимопомощи. Оборудование: физическая карта Казахстана, атласы Казахстана, учебники, контурные карты. Тип урока: комбинированный.  Ход урока:
Этап урока Содержание Методы
Орг. момент Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие. Всесторонняя проверка знаний. Фронтальный опрос
- Распределение температуры воздуха на территории Казахстана?
- Как будут изменяться температуры на равнинной территории Казахстана?
- Каковы среднегодовые температуры на севере и юге?
- Каковы средне январские и июльские температуры на севере, юге?
- Какие минимальные температуры на севере и юге?
- Где в Казахстане самое холодное место?
- С чем связаны оттепели на территории Казахстана зимой?
- Как изменяется температура на севере и юге во время оттепели?
- Какие отрицательные последствия возникают после оттепели?
- Почему суточная амплитуда температур летом на юге выше?
- Где самая высокая суточная амплитуда температур? Почему?
- Что такое температурная инверсия?
- Где, когда и почему возникает температурная инверсия?
- Какие задания и вопросы вызвали затруднение? Почему?
- Какие пробелы и неточности в знаниях вы обнаружили?
Инд опрос. Работ с тестами. Инт. Задание.
А. Используя предложенные термины, составьте мини-рассказ:-подстилающая поверхность; -высокое давление; -низкое давление; -регионы; -ветер; -циркуляция атмосферы Индивидуалустный опрос.
Фронтальн устный опрос.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний. - Сегодня мы продолжим разговор об особенностях климата Казахстана и климатообразующих факторах.
Запишите тему урока «Изменение атмосферного давления, осадков, снежного покрова»
- Какова цель нашего урока?
- На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели?
- Какой способ работы вы можете предложить?
- Какими источниками информации вы можете воспользоваться? Мотивация.
Запись в тетради.
Фронтальная беседа.
Усвоение новых знаний. - Какие особенности климата Казахстана связанны с атмосферными осадками?
1. Информация учебника. Самостоятельное изучение.
2.Вывод. (Сухость воздуха. Незначительной количество осадков на большей части территории республики.)
- Влажность воздуха и количество осадков на какой-либо территории определяет влияние океанов.
- Как вы думаете, какие океаны будут оказывать влияние на климат Казахстана, а какие нет? Почему?
3. Фронтальная беседа.
- Давайте вспоминать воздушные массы. С каких океанов воздушные массы доходят до территории Казахстана, как они влияют на климат?
(с Северного Ледовитого – арктические – понижение температуры; с Атлантического – морские умеренные – атмосферные осадки)
- Среднегодовое количество осадков колеблется от 130 до 1600мм.
1. вариант:-сравнить количество осадков в январе в городе Актау и Петропавловске ;-сравнить годовое количество осадков в Костанае и Усть-Каменогорске2 вариант:-сравнить количество осадков в июле в Шымкенте и Алматы;- сравнить годовое количество осадков в Караганде и Кызылорде4. Работа с картами атласа.-каким образом показано годовое количество осадков?-укажите регионы наиболее и наименее увлажненные участи КазахстнаСамое малое количество осадков – Мын-Арал (130мм) западнее озера Балхаш;
Самое большое количество осадков – Западный Алтай (1600мм) верховья реки Малая Ульба.
- Как будет изменяться количество осадков на равнинных территориях? (с севера на юг и с запада на восток уменьшаться)
- На севере большее количество осадков выпадает в тёплый период – 70-80%, на юге зимой – 50-60%.
5.Работа в парах. Причина образования сухого дождя
«Сухой» дождь – это явление, когда дождевые капли, не доходя до земной поверхности, испаряются (наблюдается на юге).
- Каковы особенности распределения осадков в горах?
(наветренные склоны от 500мм и более)
6.Особенности снежного покрова на равнинных территориях:Работа с таблицей
Снежный покров Север Юг
Толщина снежного покрова 20-30см 10-15см
Продолжительность залегания 125-165 дней 40-60 дней
7. Понятие о К увлажнения.
Испарение – фактический объём испарившейся влаги.
Испаряемость – возможное испарение при данных среднегодовых температурах.
Коэффициент увлажнения – отношение годового количества осадков к показателю испаряемости.
К = О/ ИК>1 избыточное увлажнение; K=1 достаточное увлажнение;
K<1 недостаточное увлажнение. Работа с тестом сучебникаРабота с картами
Запись в тетради.
.
Анализ табличных данных
Закрепление. Работа в группах.
1.Кзылорды 2. Алматы 3.Шымкента 4. Петропавловска 5. Астаны
6. Караганды
Инд. Задание. Проанализировать климатограммы учебника.
Инд. Задание 2 в северной части Казахстана 70-80% годовых осадков приходится на теплое время года (в июле) Почему? Карты атласа
Климатограммы учебника
Дом.зад. §22,24 (пересказ), вопросы 1,2. Запись в дневнике
Итог урока. Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.