Технологическая карта по теме «Вынужденная автономия человека в природной среде». (6 класс)
Технологическая карта по ОБЖ
Тема: «Вынужденная автономия человека в природной среде».
Составил учитель ОБЖ
МБОУ Валуйчанская СОШ
Курской А.Ф
Цель
- познакомить обучающихся с безопасным
поведением человека в природных условиях;
- формировать у детей и подростков
сознательное отношение к вопросам личного,
общественного выживания и безопасности;
- воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе; предвидеть и предупредить опасность.
Тип урока
изучение нового материала
Планируемые результаты
личностные
метапредметные
предметные
-демонстрировать приобретённые навыки адаптации при автономном существовании человека в природной среде;
- проявлять самостоятельность и ответственность за свои по- ступки;
- определять мотивы учебной деятельности.
- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;
- оценивать свои достижения на уроке;
- анализировать, извлекать из него информацию;
- делать выводы.
- познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия вынужденной автономии, с факторами, способствующими возникновению или развитию экстремальных ситуаций;
- изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению, а также правила поведения в условиях вынужденной автономии.
- воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, а также чувство уважения и заботы по отношению к природе;
Межпредметные связи
география, технология, экология (обучение умению задавать вопросы)
Методы обучения
- по уровню активности: активные методы, по источнику получения знаний: словесные (рассказ учителя, диалог «учитель-ученик», наглядные), по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстрационный; проблемного изложения (постановка проблемы перед учащимися при введении темы); частично-поисковые (использование сведений из различных источников информации), практическая работа.
Средства обучения
презентация, раздаточный материал, электронное приложение
Ход урока
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
УУД
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности.
Каждого человека подстерегает немало опасностей, которые надо уметь предвидеть, избегать, а если что-то опасное случилось, то уметь действовать. Самое главное умение в жизни - это умение правильно действовать в случае любой опасности. Предлагает учащимся ответить на вопросы
1.Что это такое – автономное существование?
2.Какие виды автономии бывают и в чем их различие?
3.При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?
4.Как вы считаете, что необходимо знать и уметь человеку, чтобы правильно действовать в условиях автономного существования в природных условиях?
Отвечают на поставленные вопросы, актуализируют личный опыт
Участвуют в определении темы урока
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Сегодня мы совершим с вами путешествие на самолете. Но для того, чтобы пройти в наш самолет необходимо заполнить посадочный талон (маршрутный лист у каждого на столе)
Организует выполнение задания в раздаточном материале: обсудить варианты выполнения задания с одноклассниками.
Помогает определить учебную задачу урока.
Рассматривают маршрутные листы, обсуждают с одноклассниками
Определяют учебную задачу урока.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
Организация познавательной деятельности
-предлагает прочитать тексты (раздаточный материал)
-организует выполнение задания в маршрутных листах.
-после того как дети закончат работу, учитель просит кого-либо из них прочитать свой вариант ответа и объяснить, почему.
-начинается обсуждение. Затем правильный вариант показать на слайде.
- читают тексты.
- выполняют задания (работают в группах).
- представляют результаты работы.
- переводят правила в знаково-символическую форму
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.
Подведение итогов
Предлагает вопросы для обсуждения.
Предлагает вернуться к маршрутным листам, сделать вывод о том, от чего и от кого зависит наша безопасность в условиях вынужденной автономии.
Помогает учащимся сделать вывод о том, что в окружающем мире не существует абсолютно опасных или безопасных мест и предметов. Важно правильно вести себя в любой ситуации.
Очень важно, чтобы этот урок не превратился в «страшилку» для учащихся. Важно не запугать детей возможными опасностями, которые окружают их в повседневной жизни, а научить их правильно вести себя, спокойно и адекватно реагировать на возможные экстремальные ситуации, делать правильный выбор.
Спрашивает учащихся, чему научил их этот урок.
Обсуждают ответы на вопросы, высказывают своё мнение, делают выводы.
Определяют личностный смысл изучения темы, делают вывод.
Определяют возможность практического применения полученных знаний.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Дополнительный материал:
Зафиксировать правила поведения при вынужденной автономии в природной среде в дневнике безопасности
Диагностика достижения планируемых результатов:
тесты (рисунок с потенциально опасными явлениями в природной среде)
Дополнительные творческие задания:
делают макеты костров, знаки бедствия ( с помощью деревянных брусков), изготавливают фильтр для очистки воды
15