открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности человека Вынужденная автономия человека в природной среде


Методическая разработка урока по ОБЖ
Автор: учитель ОБЖ МАОУ «Бондюжская ООШ » Кошелева Татьяна Витальевна
Тема урока: « Вынужденная автономия человека в природной среде»».
Класс: 6 класс.
Цель урока: обучение поведению в вынужденном автономном существовании в природе на уроке основы безопасности жизнедеятельности.
подготовить учащихся к неожиданным изменениям в жизни, учить действовать в вынужденной автономии чётко, грамотно.
Задачи урока:
1. Раскрыть сущность содержания понятия «вынужденное автономное существование» человека в природе.
2. Выявить основные причины и проблемы вынужденного автономного существования человека в природе.
3. Определить задачи обучения выживанию в вынужденном автономном существовании в природной среде.
4. Раскрыть особенности обучения учащихся правилам поведения при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ.
Обучающие
1.Формировать у детей и подростков сознательное отношение к вопросам личного, общественного выживания и безопасности.
2.Обучать детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций
Развивающие
1.Способствовать развитию навыков познавательной деятельности
2.Способствовать развитию коммуникативных компетенций
Воспитывающие
1.Способствовать воспитанию навыков само- и взаимопомощи,
безопасного группового поведения
Этапы урока:
Организационный момент -1 мин.
Закрепление домашнего задания – 10 мин.
Проблематизация. Постановка проблемы. Формулирование темы - 1 мин.
Знакомство с новой темой -30 мин.
Закрепление изученного материала - тесты
Подведение итогов. Домашнее задание- 3 мин.
Форма урока: комбинированныйОборудование урока: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Что такое добровольная автономия?
Что является наиболее доступным и распространенным видом добровольной автономии?
Чем характерен активный туризм?
Основная цель активного туризма?
На сколько категорий сложности подразделяются туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов?
Сколько длится пешеходный маршрут первой категории и какова его протяжённость?
Что случилось в октябре 1911г.?
8. Какую цель преследовал Ален Бомбар, проведя 60 дней в автономном пребывании в океане?
9 . Добился ли он, на ваш взгляд, желаемых результатов?
10. Вспомните про рекорд Фёдора Конюхова в 2002 году
- Мы продолжаем изучать автономное существование человека в природе, только сегодня речь поведём о вынужденной автономии человека в природной среде.
Изучение нового материала
Вынужденная автономия человека в природной среде –
это когда человек неожиданно, помимо своей воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой.
Советы по выходу к людям
Успокойся.
Реально оцени обстановку.
Прими решение, как вести себя, чтобы сохранить жизнь и здоровье.
От чего зависит безопасность человека:
От его духовных и физических качеств.
От общей подготовки к пребыванию в природной среде.
Способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения цели: выжить, выйти к людям.
Знания:
Добывать питьевую воду.
Обеспечивать себя пищей.
Устраивать ночлег, укрытие от непогоды.
Ориентироваться на местности.
Двигаться в нужном направлении.
Подавать сигналы бедствия.
Советы попавшему в экстремальную ситуацию:
Успокойся, оцени обстановку.
Определи наиболее опасные факторы и попытайся найти наиболее приемлемый путь выхода.
Определи место своего вынужденного нахождения.
Прими решение и приступай к выполнению.
Рационально распределяй силы.
Не впадай в панику, побеждай страх.
Контролируй свои эмоции, действия.
Контролируй свои эмоции, действия
Контролируй свои эмоции, действия
Реальные примеры вынужденной автономии человека в природной среде.
Рассказ учащегося о самоходной барже унесённой в океан.
Рассказ учащегося о военном лётчике Алексее Маресьеве.
Рассказ учащегося о военном лётчике ВВС России Дмитрии Петрове.
Закрепление изученного материала
Тест
Если во время движения на маршруте вы заблудились и не можете найти свои следы, то следует:
а) прислушаться к звукам, чтобы потом двигаться подальше от дорог или рек;
б)остановиться и оценить ситуацию, искать тропу или дорогу, ручей или реку;
в)найти возвышенное место и оглядеться, а затем двигаться в направлении захода солнца.
2. Чтобы не заблудиться в лесу, нужно брать с собой:
а) компас и карту и следить за своим передвижением;
б) опытного человека- проводника, знающего окрестности;
в) охотничью собаку.
3. Что помогло солдатам с баржи продержаться?
а) знали и верили, что им прейдут на помощь, надо только продержаться;
б) неразумно тратили запас продуктов;
в) боялись;
г) был страх
4. Что не относится к советам Дмитрия Петрова?
а) если вы попали в ситуацию вынужденной автономии в природной среде, то не оценивайте свои возможности с учётом климатогеографических условий и времени года;
б) не ищите верного пути, а действуйте, как вам подскажет ваша интуиция;
в) не учитесь побеждать в себе страх;
г) не впадайте в панику, если встретились с неожиданным препятствием, а подумайте, как его преодолеть, сократив риск до минимума.
5. Какую ягоду ел на моховом болоте Алексей Маресьев?
а) голубику;
б) чернику;
в) бруснику;
г) клюкву.
Домашнее задание
Чтение параграфа 4.3.
Дома вы должны ещё раз повторить всё, о чём мы говорили сегодня на уроке и самостоятельно или группой составить памятку-буклет «Какие качества помогают человеку преодолевать трудности».
Памятку можно представить в электронном виде. Следующий урок мы начнем с конкурса-представления памяток-буклетов.
Рефлексия деятельности на уроке
Ответы на вопросы:
Был ли для тебя полезен этот урок?
Со всеми ли заданиями ты справился?
Что наиболее понравилось на уроке?
Что не понравилось?
Над чем тебе необходимо ещё поработать, чтобы в полной мере освоить материал урока?

Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ РАБОТЫ НА УРОКЕ ОБЖ
Тема урока: «Добровольная автономия человека в природной среде»
Ф.И. ученика __________________________________________________
Вид учебной деятельности на уроке Критерии оценки Самооценка ВзаимооценкаОценка учителя
Ответы на вопросы Выполнение теста «5» – выполнил всё задание правильно;
«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
«1» – вообще не выполнил задание. (1) Средний балл за работу на уроке: