Статья на тему Система экологических занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная экология» для формирования экологической грамотности у обучающихся начального звена


Система экологических занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная экология» для формирования экологической грамотности у обучающихся начального звенаАННОТАЦИЯ. В статье представлен опыт автора в реализации дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная экология». Показано, что систематическая работа по экологическому образованию младших школьников актуальна и эффективна.
Ключевые слова: экологическое образование младших школьников, дополнительное образование.
Уже не достаточно запрещать «не рви», «не ломай», «не разоряй»; малоэффективно уповать на плохую окружающую обстановку. Актуальность изучения экологии как предмета просматривается не только в объявленных Президентом России: 2013 Годом охраны окружающей среды и 2017 Годом экологии, но и в трудах отечественных учёных. Существуют разнообразные концепции, в унисон призывающие заниматься экологическим образованием подрастающего поколения.
Именно в дополнительном образовании это возможно наиболее успешно. Десятилетний опыт реализации дополнительной (сейчас по классификации общеразвивающей) программы «Занимательная экология» (далее – Программа) во Дворце творчества детей и молодёжи им. В.М. Комарова доказывает её высокую эффективность и результативность в сфере экологического образования младших школьников.
Программа рассчитана на три года обучения и организована по ряду психолого-педагогических принципов:
- от простого к сложного;
- от эмоционально насыщенного общения с живой природой к отношению к ней как ценности;
- сочетания теории и практики;
- деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностно-ориентированный и практико-ориентированный подходы.
Программа «Занимательная экология» является модифицированной, образовательной, комплексной, развивающей мышление, воображение, фантазию и творческие способности каждого обучающегося. Она разработана с учетом индивидуальных особенностей детей.
В программе определены цель и задачи образования, сформулированы ожидаемые результаты по каждому году обучения. Обобщив их, можно сказать, что младшие школьники достигают предметных (владеют основными экологическими понятиями, соблюдают нормы и правила поведения в области «человек–общество–природа») и личностных (способны сформулировать и высказать собственную позицию по экологической проблематике, ценностно относятся к экологическому качеству ближайшего пространства, своему здоровью) результатов.Программа отличается от уже существующих опорой на краеведческий материал.
Основные формы организации занятий представлены в таблице.
Теоретические Практические
Фронтальные дискуссии. Задаётся определённая экологическая проблема и обсуждается классом Элементы игрового сюжета (например, приём «представь себе»).
Тематические игры по экологии «Что? Где? Когда?» и «Брейн ринг».
Этические беседы и разговоры с воспитанниками о природе Занятия-путешествия (например, по природным зонам России с изучением экологически проблем).
Рассказ нового материала Занятия-опыты (напр., моделирование парникового эффекта, круговорота воды в природе).
Объяснение экологических терминов Сезонные, обзорные и тематические экскурсии
Инструктаж перед экскурсией Дидактические игры (напр., «Лекарь» по лекарственным растениям Южного Урала)
Просмотр видео- и прослушивание аудиоматериалов

Успех экологического воспитания и образования по Программе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Теоретические и практические занятия прописаны для каждого года обучения в цикле конспектов, созданы презентации по ряду тем. Теоретические занятия проводятся с использованием активных способов обучения. Ребята получают необходимый опыт, овладевают умениями и навыками. На занятиях накапливаются конкретные сведения о растениях, животных Челябинской области, России и мира, явлениях неживой и живой природы, экологических проблемах региона и планеты Земля; происходит умственное и личностное развитие воспитанников.
Подбор материала для теоретических занятий осуществляется на основе художественной литературы, музыкальных и художественных произведений, информации природоохранных организаций. Также частично используются учебники и методические рекомендации по экологии.
Когда ребенок только начинает обучаться по Программе, то уровень в развитии экологической культуры проверяется по методике «Эзоп». Результаты тестирования, проводимые в начале учебного года, показывают, что дети различают и называют лишь небольшое количество животных и растений, не могут назвать их особенности, сравнивают объекты по разным несравнимым признакам, не всегда проявляют гуманное отношение по выходу из трудной ситуации. И всё же большинство воспитанников показывают базовый уровень, который они приобрели в детском саду или по окончании первого класса.
На втором году обучения дети поднимаются на новую ступень в развитии экологической культуры. Они учатся переходить от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо), соотносить свои действия и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу.
Третий год предполагает бóльшее использование частично-поисковых, проблемных, проектно-исследовательских методов обучения экологии.
Диагностические материалы к Программе выявляют сформированность основных компонентов экологической культуры по каждому году обучения.
Эмоционально-эстетический компонент показывает насколько ребёнок отзывчив по отношению к природе, другим людям.
Познавательный компонент включает систему общих и экологических знаний и представлений о природно-социальном окружении, свойствах предметов и явлений, их многообразие, связях между ними.
Деятельностный компонент включает систему экологически обусловленных и направленных умений личности, практических навыков, привычек, поступков, видов деятельности в социально-природной среде.
Рефлексивный компонент показывает насколько ребёнок умеет адекватно оценивать свое поведение и поведение других людей с позиции экологической культурности.
Ценностно-мотивационный компонент включает понимание таких ценностей как жизнь, природа, родная земля, заповедная природа, здоровье человека, милосердие и забота о живом, а также интересы, потребности, мотивы, желания, побуждающие осуществлять экологическую деятельность и поведение на своём уровне [классификация приведена по 1].
По данным итогового тестирования можно сделать вывод о том, что, несмотря разный уровень знаний в начале занятий, в конце изучения Программы уровень знаний учащихся выравнивается и значительно растет. Итоговый контроль показал, что ученики успешно усваивают материал занятий, обобщённый уровень качества составил 70%.
Таким образом, планомерная и целенаправленная педагогическая деятельность по Программе позволяет установить, что она:
- развивает эмоциональное восприятие природы и её составляющих объектов;
- позволяет актуализировать и развить познавательный интерес к природе и ответственное отношение к её состоянию;
- способствует воспитанию начальных навыков экологической культуры, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гущина Э.В., Коробицына Т.В. Особенности внеурочной деятельности экологической направленности на ступени начальной школы // Сборник материалов Международной научно-практической конференции (18-20 ноября 2014 г.). Выпуск 13. Санкт-Петербург / Под ред. проф. Н.Д. Андреевой. – СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2014. – С. 110-113.
Чириков В.И. Развитие экологической культуры детей в школе // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. г. Томск, 2-3 ноября 2006 г. / Под ред. О.И. Кобзарь, Т.В. Хахалкиной. – Томск: SST, 2006. – С. 27-28.