Методическая работа на тему: «Поурочное планирование занятий по развитию пространственной ориентации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей рабочей речевой программе для детей 6-7 лет с ОВЗ в микрогрупповом режиме»


Поурочное планирование работы с детьми 6-7 лет.
Пространственно-временные представления.
Занятия №1-3
Тема: «Понятия «выше-ниже» относительно собственного тела».
Цель: развитие пространственных представлений.
Задачи: развивать оптико-пространственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений, формировать понятия «выше-ниже» относительно собственного тела, уточнять и дифференцировать пространственные понятия «выше-ниже».
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Упражнение «Это я»:
Это глазки. Вот. Вот. (Дети показывают сначала левый, потом правый глаза).
Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом за правое).
Это нос. Это рот. (Левой рукой показывают рот, правой – нос).
Там спинка. Тут живот. (Левую ладонь кладут на спину, правую – на живот).
Это ручки. Хлоп, хлоп. (Вытягивают вперед обе руки, два раза хлопают).
Это ножки. Топ, топ. (Кладут ладони на бедра, два раза топают).
Дети совместно со специалистом рассматривают в зеркале части лица, затем показывают их на себе, друг на друге (Ответы детей: волосы, уши, брови, глаза, ресницы, нос, губы, подбородок)
2. Игра «Лифт».
- Ваши руки- это лифт. Части лица – это этажи.
-Какие этажи вы видите? (Ответы детей: лоб, брови, глаза, нос, щеки, рот, подбородок).
-Поставьте руки напротив носа. Наш лифт поднимается вверх от носа до лба. Какие этажи он проехал? Что выше носа? Что выше глаз? Куда ехал лифт? (Вверх) и т. д. А теперь лифт едет вниз ото лба до подбородка. Какие этажи он проехал? Что ниже лба? Что ниже глаз? Куда ехал лифт?
3. Рисунок детьми портрета.
-А теперь давайте вспомним какие части лица вы знаете? (Ответы детей: волосы, уши, брови, глаза, ресницы, нос, губы, подбородок).
-Молодцы! А теперь давайте с вами нарисуем собственный портрет (На первом занятии дети рисуют собственный портрет, на втором занятии-портрет друга, на третьем- портрет педагога).
Занятия № 4-5
Тема: «Понятия «выше-ниже» относительно собственного тела».
Цель: развитие пространственных представлений.
Задачи: развивать оптико-пространственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений, формировать понятия «выше-ниже» относительно собственного тела, уточнять и дифференцировать пространственные понятия «выше-ниже».
Раздаточный материал: цветные карандаши.
Ход занятия.
1.Игра «Мячик и яблоко».
Я на левую ладошку (показать левую ладонь);
Круглый мячик положу (кулак правой руки положить на левую руку),
Покатаю, поваляю (поводить кулаком по ладони),
Под грибочком посижу (прикрыть кулак левой ладонью),
Ну, а в правую ладошку (показать правую ладонь) Красно яблочко возьму (кулак левой руки положить на правую ладонь),
Покусаю, пощипаю, (щипать и мять кулак),
Поваляю и умну! (крутим кулак правой руки, «съедаем» все).
2. Игра «Лифт».
- А сегодня мы едем на грузовом лифте. Встаньте около столов. Положите руки на живот и поедем вверх до головы.
-Какие этажи мы проезжали? (Ответы детей: Грудь, плечи, шея, голова).
-Куда ехал наш лифт? (Вверх).
-Что выше живота? Что выше груди? И т.д.
Аналогично движется лифт вниз.
3. Рисунок человека с прорисовыванием всех частей тела.
-А теперь давайте вспомним какие части тела у нас есть? (Ответы детей: ступни, ноги, колени, живот, грудь, плечи, шея, голова).
-Молодцы! А теперь давайте с вами нарисуем человека.
(На пятом занятии в упражнении №3 дети рисуют своего друга.)
Занятия № 6- 7
Тема: «Формирование понятий «выше-ниже».
Цель: развитие пространственных представлений.
Задачи: развивать оптико-пространственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений, формировать и дифференцировать понятия «выше-ниже.
Раздаточный материал: цветные карандаши.
Ход занятия.
1.Игра «Посмотри».
Движения выполняются в соответствии с текстом.
Посмотри направо,
Посмотри налево,
Посмотри на небо - нет ли туч,
Погляди вниз на дорожку - нет ли луж,
Ничего не нашел, домой пришел.
2. Упражнение «Ветрянка».
Специалист на доске рисует портрет человека, рассказывает, что ребенок заболел ветрянкой, у него выскочили 4 точки ниже носа, 2 точки выше подбородка, 1 точка ниже бровей. (Дети выполняют задание у себя в тетрадях). Потом малыш выздоровел и необходимо стереть 4 точки ниже носа,2 точки выше подбородка, 1 точку ниже бровей. (Дети в тетрадях выполняют задание).
3. Рисунок детьми портрета.
-А теперь давайте вспомним какие части лица вы знаете? (Ответы детей: волосы, уши, брови, глаза, ресницы, нос, губы, подбородок).
-Молодцы! А теперь давайте с вами нарисуем портрет мамы
(На седьмом занятии в упражнении№3 дети рисуют портрет папы).