Конспект урока по литературе на тему Мир детства в изображении писателя. По произведению А.Погорельского Черная курица,или Подземные жители.


Конспект урока по литературе
Класс: 5 б
Дата: 24.11.16
Учитель:Михайлова Е.Л.
Тема: А.Погорельский «Черная курица,или Подземные жители». Мир детства в изображении писателя.
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить учащихся с психологическим мастерством А. Погорельского в изображении детского характера
Задачи:
Образовательные: учить видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, составлять их тематические группы, совершенствовать технику чтения.
Коррекционно-развивающие: развитие умения анализировать текст, умения вступать в диалог по прочитанному произведению, умения сравнивать;
Воспитательные: воспитание чувства ответственности за свои поступки, делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою.
Личностные: осваивает нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, выявляет актуальность идеи произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использует ее для решения различных учебных задач.Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Методы обучения: частично-поисковый,
Оборудование урока: учебник  «Литература 5 класс» В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2012», I часть, ПК, мультимедийная установка, презентация подготовленная учителем, презентация подготовленная учеником, карточки со словами, называющими эмоции.
Этапы:
1.Организационный момент
2. Постановка темы урока
3.Актуализация знаний.
4.Валеологическая пауза
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
7.Домашнее задание
8.Рефлексия
Ход урока:
1.Организационный момент, мотивация к деятельности
Подготовка класса к работе.
Самоопределение (Л)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
2. Постановка темы урока
О каком писателе мы говорили на уроке? Какое произведение он написал?
О чем продолжим разговор на уроке? Сформулируйте тему урока…
3.Актуализация знаний.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль на уровне произвольного внимания; осуществляет контроль, оценку действий партнера. Познавательные: строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;  развивает навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами учебной ситуации; осуществляет рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Как вы думаете, можно ли назвать прочитанную историю сказкой?
Докажите, что это сказка?
-
(есть сказочный зачин “жил-был”волшебное число “3” – три сна
волшебный предмет – конопляное зёрнышко
чудесные превращения
курица разговаривает с Алёшей.
- А чем эта волшебная повесть не похожа на волшебную сказку?
У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.
- Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?
(Отражены реалии того времени: точная география: месторасположениеИмя, возраст мальчика ,Алеше было 10 лет)

Дома вы должны были поработать с текстом сказки.
Возьмите карточки №1.
на которых указаны события, описываемые в сказке. Расположите их в правильном порядке. Поставьте цифры от 1...до 6
 
Жизнь Алеши в пансионате.
Спасение Чернушки.
 
Алеша в подземном королевстве.
 
Первая встреча Чернушки и Алеши.
 
Алеша и король.
 
Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.
 
Приступаем. (4 мин).Обменяйтесь карточками. Давайте проверим.
Если у вас ни одной ошибки- ставьте «5»
Если 1ошибка -«4»
Если 2 ошибки-«3»
Работа с вопросами презентации.
4.Работа с текстом
Чтение по ролям(с.126-127)
5.Валеологическая пауза
А сейчас закройте глаза, представьте, что на месте Алеши вы . Представьте курицу Чернушка,которая вас зовет. Какая она?
Откройте глаза.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Работа с карточками №2
Предметные УУД: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши, воспринимать и анализировать текст, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, давать характеристику герою.
Личностные УУД: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, 
Коммуникативные УУД: излагает свое мнение и аргументирует его; вступает в учебный диалог, а также участвует в коллективном обсуждении учебных проблем, соблюдая правила речевого поведения и этические нормы.
Обучающиеся получают задание: заполнить таблицу:
Алёша до получения конопляного семечка
Найти опорные слова в тексте, которые характеризуют Алешу.(с.122)
« …умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили, ласкали», «часто скучно бывало,… грустно», «разлучен с родными», «стал привыкать», «чувствовал одиночество», «единственным утешением было чтение книг», «знал наизусть деяния славнейших рыцарей», «переносился в старинные века», «пристально смотрел в дырочки в заборе», «кормить курочек», «особенно любил… Чернушку»запись в таблицу
Коммуникативные: излагает свое мнение и аргументирует его; вступает в учебный диалог, а также участвует в коллективном обсуждении учебных проблем,
Какие качества Алеши проявились здесь в этой части произведения?? (Твердость, щедрость, доброта)
- Как назвал Алешу автор? (Избавитель)
- Как бы вы оценили поступок Алеши? (Это благородный поступок)
8.Домашнее задание
Обучающиеся записывают д/з
Умение выражать свои мысли (К)
Рефлексия (П)
Смыслообразование (Л)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)
Рефлексия,
Выставление оценок за урок.