Методическая разработка Реализация межпредметных связей на уроках математики
Творческая тема
учителя математики
СШ №3
Гутиковой
Галины Николаевны
г. Севастополь
2013 г.
Методическая разработка
«Реализация
межпредметных связей
на уроках математики
с предметами
естественного цикла».
I. Актуальность темы.
За многие годы своей педагогической деятельности я не раз задавала себе вопрос, на который всегда ищу ответ:
- Как сделать так чтобы изучение математики было интересно для учащихся?
- Как сделать так чтобы учащиеся могли ориентироваться в потоке информации получаемой ими?
- Как помочь учащимся стать инициативными и самостоятельными?
- Как развить детское творчество?
XXI век – век новейших технологий, основанных на базовых законах природы. Математика – это фундаментальная основа всех наук естественного цикла, которые в свою очередь составляют основу научно-технического прогресса.
Обучение и развитие ребенка во многом напоминают этапы развития человечества, поэтому использование межпредметных связей (МС) на уроках позволяет вести обучение математики в выбранном контексте. А это в свою очередь повышает мотивацию обучения, развивает творческий потенциал ученика и учителя.
Кроме того, использование МС будят фантазию детей, позволяют организовать поиск решения (каждый раз новым способом), что создает благоприятный эмоциональный фон для обучения.
Главным моментом считаются не способности человека, а его мотивация и жизненные цели. В связи с этим усилия педагогов должны быть направлены на помощь к ученику в обретении личностных смыслов, на развитие прежде всего тех способностей, которые нужны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком.
II. Теоретическая основа и понятийность.
Межпредметные связи выполняют в обучении математики ряд функций.
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель математики формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию математики. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении математики Учитель математики, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексныйподход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения математики.
Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
III. Сущность моего опыта.
«Математическая мысль без устали бьется
О скалистый берег, препятствующий
Ее проникновению на новые территории,
Но даже гранитные утесы не выдерживают
Ее могучего натиска, неослабевающего
На протяжении столетий, и рушится,
Открывая перед математикой новые просторы»
(Автор неизвестен)
За многие годы своей педагогической деятельности я работала над несколькими темами. Сначала – «Объективное оценивание знаний учащихся» (функция – контроль); «Дифференцированный подход в обучении математики» (функция – стимуляция и мотивация). Со временем изменение моего мировоззрения привели к тому, что я решила развивать в своей педагогической работе тему «Реализация МС». Причины оказалось две: 1) дети часто на уроках математики задают вопрос: «Где нам это пригодится в жизни?»; 2) другая проблема состояла в том, что учащиеся испытывали трудности при составлении уравнений в задачах в 5 классе. Услышав однажды: «И кто только эти задачи придумал?». Я предложила выполнить такое творческое домашнее задание: самостоятельно составить задачу с одним неизвестным, нарисовать рисунок и решить её. Меня поразило разнообразие составленных задач.
Преподавая математику в классах различных профилей (общеобразовательных, гуманитарных, естественных) я провела сравнительный анализ интересов и особенностей познавательной деятельности учащихся. Учащимся классов естественной группы казалось легко отвлечься от конкретного содержания задачи и уловить ее математическую суть. Для учащихся гуманитарного профиля имеет значение в содержании задачи, условие должно соответствовать реальной действительности.
Пришлось на каком-то этапе изменить одну из основных форм обучения – урок. Так как у учащихся появились потребности в знаниях (почему? где? зачем? применяем математические знания), то на уроках я использовала:
Анализ жизненных ситуаций
Биографии ученых, общественных деятелей
Содержание некоторых разделов смежных наук
Обращение к жизненному опыту учащихся
История научных открытий
Показ практической значимости изучаемого материала
В системе работы с одаренными детьми я делаю акцент на двух аспектах:
Организация традиционной учебной деятельности.
Организация внеурочной и внешкольной совместной деятельности учащихся и учителя.
Соответственно индивидуальных интересов учащихся среднего и старшего звена несколько лет назад мы начали работать над такими темами как: «Математика в военном деле» 10 класс, «Живая геометрия» 7 класс, «Математические закономерности в химических формулах» 8-9 классы, «Черчение и математика: взаимопроникновение и взаимовыручка» 9 класс, «Биология в бассейне математики» 6-10 классы, «Математический огород» 5-6 классы.
Результаты работ учащихся в виде разработок и рефератов и их эмоциональные выступления на школьных конференциях показали, что эти темы интересны и другим учащимся. Выводы учащихся убедили и уверили всех учащихся, что математика интересная и увлекательная наука.
Таким образом, творчество конкретного учителя заключается в определении принципов и механизмов их реализации. Учитель включает в целевой блок – содействие развитию у школьников умений и навыков научных методов познания. Для наиболее полного раскрытия возможности конкретного ученика нужно обеспечить максимальное влияние на мотивационные аспекты не только деятельности, но и личности (стимуляция деятельности и поведения).
Мое творческое кредо: «Зародить непосредственный интерес к предмету в целом и дать ученику возможность оценить роль математики в его планах на будущее». Этом мне помогает эмоциональный комфорт при предъявлении ученику нового для него знания или вида работы, при возникновении сомнений, трудностей, отсутствие боязней ошибки при выражении своего мнения и точки зрения, а также потребность в преодолении шаблонов.
Никому еще не повредило относиться к себе критически. Пласт, который я подняла своей научной темой предоставляет мне возможность развиваться самой (как учителю), генерировать идеи и осуществлять широкий перенос знаний и умений от одной науки к другой. Наиболее мне близка связь математики с природой (т.е. биология, география, физика), а значит проводить и развивать мини-исследования, находить нужную информацию, переносить ее и применять в условиях задачи (сопровождая все мероприятия театральными сценками).
На базовом уровне я выделила два направления: исследовательская работа и театрализованные действия. При его создании использовала успешный опыт Хуторского А. В., Эльконина Д. Б. и др., добавив свое видение. Эти идеи продолжают жить, в настоящее время я ее перерабатываю вместе с дидактическими и другими методическими материалами.
Желаю всем творческих успехов и самореализации!
Библиография
Макагон Е.В. «Подготовка педагога-исследователя в условиях последипломного образования». – Сев. 2008.
Пригожин А.И. «Нововведения: стимулы и препятствия». – М. 1989.
Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения». – М. 1996.
Хуторской А.В. «Современная дидактика». – Спб. 2001.
Гузик М.П. «Учить учиться». – М. 1981.
Сысоева С.О. «Педагогическое творчество». – К. 1998.
Чередов И.М. «Формы учебной работы в средней школе». – М. 1998.
13PAGE 15
13PAGE 14515
15