Мониторинг регулятивных УУД на уроках естественно-научного цикла
МОНИТОРИНГ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛАВ блок регулятивных УУД входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
планирование - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; составление плана и последовательности действий;
контроль – в форме сличения способа действия и его эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий могут применяться следующие виды заданий:
Поиск информации в предложенных источниках
Взаимоконтроль
Заучивание материала наизусть в классе
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
Целеполагание.
Ф.И.О. учащегося Уровни целеполаганияКритический Низкий Достаточный Высокий
I II III IV V VI
Отсутствие цели Принятие практической цели Переопределение познавательной задачи в практическуюПринятие познавательной задачи Переопределение практической задачи в теоретическуюСамостоятельная постановка учебной цели
1. 2. 3.
Уровни сформированности целеполаганияОтсутствие цели (плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в контроле);
Принятие практической задачи (осознает, что надо делать только в процессе решения практических задач);
Переопределение познавательной задачи в практическую (осознает, что сделал и что надо делать только в процессе решения практической задачи);
Принятие познавательной задачи (осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее);
Переопределение практической задачи в теоретическую (четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения);
Самостоятельная постановка учебных целей (выдвигает содержательные гипотезы, умеет исследовать способы действия).
2. Контроль.
Ф.И.О. учащегося Уровни сформированности контроля
Критический Низкий Достаточный Высокий
I II III IV V VI
Отсутствие контроля Контрольна уровне непроизвольного внимания Потенциальный контроль Актуальный контроль Потенциальнвый рефлексивный контроль Актульный рефлексивный контроль
1. 2. 3. Уровни сформированности контроля
Отсутствие контроля (не может обнаружить и исправить ошибку);
Контроль на уровне непроизвольного внимания (неосознанно предугадывает правильное направление действия);
Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания (в процессе решения задачи контроль затруднен, после решения – может найти исправить ошибки);
Актуальный контроль на уровне произвольного внимания (ошибки исправляет самостоятельно, но не может скорректировать правило контроля сновыми условиями);
Потенциальный рефлексивный контроль (задачи соответствующие усвоенному способу выполняет безошибочно, но не новому);
Актуальный рефлексивный контроль (контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы).
3. Оценка.
Ф.И.О. учащегося Уровни сформированности оценки
Критический Низкий Достаточный Высокий
I II III IV
V
Отсутствие оценки Адекватная ретроспективная оценка Неадекватная прогностическая оценка Потенциально адекватная прогностическая оценка Актуально адекватная прогностическая оценка
1. 2. 3. Уровни сформированности оценки
Отсутствие оценки (полагается на отметку учителя, воспринимает еенекритически, не воспринимает аргументацию оценки);
Адекватная ретроспективная оценка (критически относится к отметкамучителя, не может и не пытается оценить свои возможности, может оценить
действия других);
Неадекватная прогностическая оценка (пытается оценить свои возможности, часто допускает ошибки, учитывая внешние признаки задачи, а не ее структуру);
Потенциально адекватная прогностическая оценка (может с помощьюучителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую
перед ним задачу, но делает это с трудом);
Актуально адекватная прогностическая оценка (самостоятельнообосновывает еще до решения задачи свои силы).
Регулятивные УУД
ФИО учащихся ЦелеполаганиеПланирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка
1-е полугодие 2-е полугодие 1-е полугодие 2-е полугодие 1-е полугодие 2-е полугодие 1-е полугодие 2-е полугодие 1-е полугодие 2-е полугодие 1-е полугодие 2-е полугодие
1 2 3 МОНИТОРИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛАВ блоке коммуникативных УУД выделяют действия обеспечивающие организацию учебной деятельности:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
работа в группах
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем сверстниками.
Ф.И.О. учащегося Уровни сформированности учебного сотрудничества
Низкий Средний Высокий
I II III
Не идет на контакт (агрессивен или пассивен). Работает в паре ситуативно. Осознанно стремится к сотрудничеству
1. 2. 3. 2. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ф.И.О. учащегося Уровни сформированности умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Низкий Средний Высокий
I II III
Читает, но не понимает прочитанного, и не может найти нужных слов при высказывание обратной связи Высказывает свои мысли по алгоритму. Участвует в совместном решении проблемы (задачи)
1. 2. 3. 3. Управление поведением партнёра.
Ф.И.О. учащегося Уровни сформированности управления поведением партнера
Низкий Средний Высокий
I II III
не может и не хочет договариваться.
пассивен или агрессивен.
не предоставляет помощь. Не всегда может договориться;
Не всегда может сохранить доброжелательность.
Умеет договариваться, находить общее решение;
Владеет адекватными выходами из конфликта
1. 2. 3. Коммуникативные УУД
ФИО учащихся планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
1-е полугодие 2-е полугодие 1-е полугодие 2-е полугодие 1-е полугодие 2-е полугодие
1 2 3 МОНИТОРИНГ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛАВ блоке познавательных УУД выделяют общеучебные действия, логические и действия постановки и решения проблем.
В число общеучебных действий входят:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
В число логических действий входят:
анализ объектов с целью выделения признаков;
классификации объектов;
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ф.И.О. учащегося Уровни сформированности самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели
Низкий Средний Высокий
I II III
Не способен (а) выделять и формулировать познавательную цель на уроке. Только при помощи педагога выделяет и формулирует познавательную цель на уроке. Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель на уроке.
1. 2. 3. 2. Поиск и выделение необходимой информации.
Ф.И.О. учащегося Уровни сформированности поиска и выделения необходимой информации
Низкий Средний Высокий
I II III
Большинство умений поиска и выделения информации
не сформированы Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией Выполняет самостоятельно поиск и выделение необходимой информации.
1. 2. 3. 3. Анализ объектов с целью выделения признаков.
Ф.И.О. учащегося Уровни сформированности анализа объектов с целью выделения признаков
Низкий Средний Высокий
I II III
Логические связи устанавливать не может.
Недостаточно развита аналитико- синтетическая деятельность. Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе. Логические связи устанавливает.
Умеет сравнивать, группировать.
Мыслит самостоятельно.
1. 2. 3. 4. Классификации объектов.
Ф.И.О. учащегося Уровни сформированности классификации объектов
Низкий Средний Высокий
I II III
Проблемы с классификацией и выделением закономерностей Требуется больше времени на выполнение подобных заданий. Умеет классифицировать, устанавливает закономерности.
1. 2. 3. Познавательные УУД
ФИО учащихся самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели поиск и выделение необходимой информации анализ объектов с целью выделения признаков Классификации объектов
1-е полугодие 2-е полугодие 1-е полугодие 2-е полугодие 1-е полугодие 2-е полугодие 1-е полугодие 2-е полугодие
1 2 3