Педагогическая концепция Проектно-исследовательская деятельность на уроках естественно-научного цикла


Педагогическая концепция
«Проектно – исследовательская деятельность на уроках естественно-научного цикла»
Автор: учитель физики и информатики IКК
Акатова Татьяна Владимировна
ВВЕДЕНИЕ
«Важно то, что знает и делает учитель,
но еще важнее, что под его влиянием
знают и делают ученики»
Цицерон.
XXI век – эпоха перемен. Сегодня происходит реформирование российского общества, которое сопровождается изменениями во всех сферах жизни, требует обновления всех социальных институтов и систем, и, в первую очередь, образования. В современных условиях наблюдается повышение спроса на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.
В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" сказано: «…Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Рассуждая о приоритетных направлениях обновления системы образования можно говорить об усилении практической ориентации и инструментальной направленности образования. Практическая направленность образования усиливается посредством увеличения внимания к современным технологиям обучения, которые формируют практические навыки работы с информацией, ее анализа; стимулируют самостоятельную работу учащихся; формируют опыт ответственного выбора и поведения.
Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность.
Основную задачу своей педагогической деятельности вижу в создании на уроках физики и информатики такой образовательной среды, которая способствует самореализации учеников, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности.
Ведущее место среди новых технологий в педагогической практике принадлежит методу проектов, исследовательской деятельности, технологии критического мышления и пр.
РАЗЛИЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Существуют различные определения проектно-исследовательской деятельности, которые отражают его специфические признаки. Приведем некоторые из них.
Н.Ф. Талызина определила исследование как особый вид интеллектуально-эвристической деятельности учащихся, который предполагает творческую самостоятельность в поисках субъективной новизны теоретических и экспериментальных знаний [1, с.50].
А.И. Савенков определяет исследовательскую деятельность как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения» [2, с.47].
А.В. Леонтович дает определение термина «исследовательская деятельность учащихся»: «деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (…) и предполагающего наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированная, исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы» [3, с. 13].
Однако ряд исследователей отмечает, что на уроке может быть организован не весь цикл, а отдельные элементы исследовательской деятельности.
А.С. Обухов дает следующее определение: «исследовательскую деятельность учащихся можно определить, как творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которого является развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения» [4]. В этом случае не всегда нужно совершать всю процедуру исследования, возможно «в процессе поиска ответа на неожиданно заинтересовавший вопрос, осваивать те или иные способы исследования» [4].
По мнению В.И. Андреева, специфика учебной исследовательской деятельности, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные элементы [5].
Существует различие и в этапах осуществления исследовательской и проектной деятельности.
Основные этапы проектной деятельности:
1. Концептуализация (выбор области проектирования, выделение проблемы).
2. Целеполагание (создание идеального образа результата, постановка целей, задач).
3. Ресурсообеспечение (определение необходимых средств, возможностей).
4. Планирование (поэтапный план реализации).
5. Реализация.
6. Рефлексия.
Основные этапы исследовательской деятельности:
1. Сбор фактов. Выявление противоречий, формулировка проблемы.
Постановка исследовательской задачи.
2. Построение модели исследуемого явления. Выдвижение гипотез.
3. Планирование решения задачи.
4. Реализация разработанного плана.
5. Анализ и оценка результатов, построение обобщений, формулировка выводов.
Подчеркивая различия между исследованием и проектом, подчеркнем их соотношение в учебной деятельности. При выполнении учебного исследования проект может служить средством. В частности, существует термин «исследовательский проект учащегося». Приведем определение А.В.Леонтовича: «Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем и в соответствии с этапами исследования» [4].
Таким образом, проектная организация процесса исследования является средством установления истины, способом наиболее эффективного продвижения познания.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех учащихся, стимулируя учащихся к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем, его учениками и средствами информационных технологий. Работа над проектом с использованием информационных технологий помогает учащемуся сформировать познавательную мотивацию учебной деятельности; умение вычленить проблему, с последующим ее решением; умение проанализировать полученные результаты с точки зрения решения обозначенных проблем и позволяет публично защитить работу, подготовить рецензии и отзывы на предоставляемые программы и их описание, давать оценку проекту.
В своей работе я использую технологию метода проектов, так как он позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации личности. Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Создание проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.
Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:
• научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
• размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
• принимать самостоятельные аргументированные решения;
• научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с неизвестным заранее результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку про­блемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы [6].
Как показывает опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях различного типа учебно-исследовательская деятельность способствует: развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях; развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ; созданию предпосылок для развития научного образа мышления; освоению творческого подхода к любому виду деятельности; формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками; становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами; обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации; формированию развивающей образовательной среды для ребенка; профессиональному самоопределению детей; получению предпрофессиональной подготовки; содержательной организации свободного времени детей; формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности [7].
Таким образом, под исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. А исследовательский метод характеризуется как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов.
Исходя из реальной ситуации можно выделить следующие приоритетные направления развития учебно-исследовательской деятельности учащихся:
совершенствование содержания образования на принципах вариативности, создание учебно­методических комплектов для работы детских исследовательских объединений;
развитие форм дополнительного образования детей, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала личности ребенка;
разработка эффективных тематических и междисциплинарных проектов организации исследовательской деятельности учащихся;
психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся.
В современной школе роль мышления еще более возрастает. При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения и навыки, но и овладеть творческим подходом к их осуществлению, развивать устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования творческого мышления учащихся. Необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей, поэтому педагогу нужно очень хорошо знать своих воспитанников, чтобы, проектируя их развитие и воспитание, отбирать наиболее целесообразные формы и содержания деятельности. В процессе организации учебно-исследовательской деятельности учитель должен ориентироваться на средние показатели продуктивности памяти: объем, точность, длительность. Процесс познания, заключающийся в отвлеченном, обобщенном и опосредованном отражении фактов и явлений, в установлении связей и отношений, называется мышлением. С помощью мышления человек узнает факты и явления, может понять причины их существования.Создание творческих проектов формирует навыки системного подхода к решению задач и устанавливает стиль общения между педагогом и учащимся –равноправного партнерства.
Исследовательская деятельность проходит и в более серьезных масштабах. При этом есть возможность изучить любую интересующую ребят тему. Я подбираю для них подходящие для исследования данного вопроса методики и оборудование, а дети самостоятельно исследуют выбранную тему. Большое внимание уделяется практическим работам и проектной деятельности учащихся – это активизирует познавательный интерес у детей, расширяет кругозор и творческие способности. Часть исследований перерастают в проекты. Такая работа привлекает и взрослых. Исследовательские работы учащихся различаются не только по виду, но и по объему, а также по времени выполнения: в течение одного занятия, дома в течение одного-трех дней. Такие работы не требуют специального оформления и специальной защиты, ребята выступают с ними на занятии. Начальные исследовательские работы могут выполняться без предварительной подготовки, педагогу достаточно предоставить детям такую возможность и помочь организовать работу. Наиболее ёмкие работы защищаются на научно-практических конференциях .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, как показывает практика, проектно-исследовательская деятельность реально способствует формированию  нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Использование в работе проектно- исследовательской деятельности на занятиях позволяет получить ряд практических результатов: рост личностных качеств, активное участие в конференциях и конкурсах. Самое главное, участие в проектах позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ научно – исследовательских работ свидетельствует о развитии познавательных функций, об умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач.
 Благотворными плюсами исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения: планировать свою работу; предвидеть результаты; использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать, сопоставлять факты; аргументировать мнение; самостоятельно принимать решение; устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом); адекватно оценивать себя и друг друга.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать проектно-исследовательскую деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.
ЛИТЕРАТУРА
Талызина Н.Ф., Буткин Г.А. Володарская И.А. Усвоение научных
понятий в школе: Учебное пособие. –М.: Полиграф-Сервис, -1999.-112 с.
Разумовский, В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике Текст.: дис. . д-ра пед. наук /136.
B. Г. Разумовский. М., 1972. - 507 с.
Лебедева О.В. Методическая подготовка учителя физики к реализации
ФГОС // Нижегородское образование. № 3. 2013. С. 58-62.
Львовская, Г.Ф. Возможности исследовательской работы школьников в рамках компьютерного моделирования. В сборнике МКО "Научно-исследовательская деятельность учащихся". Отв. ред. Л.Е. Курнешова.Центр "Школьная книга", М., 2001. с. 91-93.
Савенков А.И. Исследовательское обучение — возможность преодолеть
«образовательный предел» // Директор шко­лы. — 2003. — № 10. — С. 35-40.
Егорова Т.А. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ком­муникативной деятельности // Исследовательская работа школьников. — 2004. — № 2. — С. 83-91.
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: АНСССР, 1988. — 147 с.
Федеральные государственные стандарты основного общего образования
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С.Полат – М., 2000