Урок по биологии «Пищеварительные железы » (8 класс)
Тема урока: «Пищеварительные железы »
№ 47 8 класс
Задачи урока: Дата_________
формировать знания учащихся о строении, функции пищеварительных желез;
развивать логическое мышление, память, умение обобщать, анализировать;
воспитание бережного отношения к своему здоровью, заботиться о правильном питании, вести здоровый образ жизни.
Средства обучения:
рисунок «слюнные железы», «печень», схемы, учебник, тест, кроссворд, учебник, тетрадь
Ход урокаОрг. момент:
Сообщение темы урока и задач.
Проверка знаний учащихся.
Ответы на вопросы:
Из каких отделов состоят зубы?
Какое строение имеет зуб?
Какие группы зубов у человека?
Сколько зубов у взрослого человека?
В каком возрасте появляются молочные зубы?
В каком возрасте они меняются на постоянные?
Как правильно ухаживать за зубами?
Активизация знаний учащихся:
Процесс пищеварения складывается из следующих этапов:
механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, ее размельчение и смешивание с пищеварительными соками;
расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений;
всасывание этих соединений в кровь и лимфу
удаление непереваренных остатков из организма.
Органы пищеварения
Органы пищеварения состоят из:
пищеварительного канала;
пищеварительных желез.
Пищеварительный канал образуют ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник.
Пищеварительными железами называют те железы, которые находятся во внутренней стенке пищеварительного канала (например, железы желудка и кишечника), и те, которые связаны с пищеварительным каналом протоками: три пары слюнных желез, печень и поджелудочная железа.
Пищеварительные железы
слюнные печень поджелудочная
железы внешней секреции железа смешанной секреции
3 пары:
околоушные- 20- 30 грподъязычные- 14-15 грпдчелюстные – 5 грПищеварительные ферменты.
Пищеварительные ферменты. Ферменты – биологические катализаторы, при помощи которые происходит расщепление пищи. Они представляют собой белки сложного строения. Наибольшую активность они проявляют при температуре 37-39°С. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент специфичен, то есть действует на строго определенный субстрат. Ферменты работают строго при определенных условиях. Фермент слюны амилаза – в слабощелочной среде; фермент желудка пепсин – в кислой среде; ферменты поджелудочной железы трипсин и амилаза в слабощелочной среде. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют активность.
Во рту пища смешивается со слюной, которая выделяется тремя парами слюнных желез: подъязычных, поднижнечелюстных и околоушных. Кроме того, вся слизистая оболочка ротовой полости усеяна мелкими железками. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну, а подъязычные – самую вязкую. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость. В ротовой полости расщепляются сложные углеводы до простых.
При воспаление околоушных желез они увеличиваются и становятся отчетливо видны. Это заболевание называется паратитом – свинкой.
В двенадцатиперстную кишку поступает сок поджелудочной железы и желчь из печени. Желчь - это зеленовато-желтая жидкость горького вкуса. Под ее воздействием жиры распадаются на маленькие капельки, так что общая их поверхность увеличивается. В таком виде они становятся более доступными для действия ферментов. Кроме того, желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы, в частности трипсин - фермент, расщепляющий белки до аминокислот. Пищеварительные сок поджелудочной железы содержит ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы. Подобным образом действует кишечный сок, выделяемый остальными отделами тонкой кишки.
Нервно-гуморальная регуляция пищеварения
Нервная регуляция пищеварения происходит рефлекторно. Это удалось установить с помощью фистульной методики, которую применил И.П.Павлов. За данные работы он получил Нобелевскую премию. Фистула - искусственно созданное отверстие для выведения наружу продуктов, находящихся в полостных органах или железах. Так, для того чтобы исследовать выделения слюнной железы, И.П.Павлов выводил один из ее протоков наружу и собирал слюну. Это давало возможность получить ее в чистом виде и исследовать состав. Было выяснено, что слюна выделяется как при попадании пищи в ротовую полость, так и при ее виде, но при условии, если животному знаком вкус этой пищи. По предложению И.П.Павлова рефлексы были разделены на безусловные и условные. Безусловные рефлексы - врожденные рефлексы, свойственные всем особям данного вида. С возрастом они могут меняться, но по строго определенной программе, одинаковой для всех особей этого вида, Безусловные рефлексы – это реакция на жизненно важные события: пищу, опасность, боль и так далее. Условные рефлексы - это рефлексы, приобретенные в течении жизни. Они дают возможность организму приспособиться к меняющимся условиям, накапливать жизненный опыт. Опыты по фистульной методике показали, что раздражение вкусовых рецепторов вызывает секрецию не только слюны, но и желудочного сока. Поэтому пища, смешанная со слюной, попадает не в пустой желудок, а в желудок, уже подготовленный к ее приему, то есть наполненный пищеварительным соком. Это было показано И.П.Павловым в опытах с мнимым кормлением. Собаке перерезали пищевод и оба конца выводили наружу. Когда животное ело, пища вываливалась из отверстия в пищеводе. Содержимое желудка выводилось наружу с помощью специальной трубки. Несмотря на то, что в желудок пища не попадала, секреция желудочного сока все равно в нем происходила. Более того, если собака была голодна, то любой сигнал, связанный с едой, вызывал как отделение слюны, так и отделение желудочного сока. Это условно-рефлекторное отделение желудочного сока И.П.Павлов назвал аппетитным соком. Когда же пища попадает в желудок и растягивает его, пищевое возбуждение завершается и сменяется ощущением насыщения. Оно наступает раньше, чем пища всосется и кровь обогатится питательными веществами. Следовательно, существует тормозной рефлекс на наполнение желудка, предохраняющий от переедания.
Гуморальная регуляция пищеварения.
После того, как питательные вещества всосутся в кровь, начинается гуморальное отделение желудочного сока. Среди питательных веществ имеются биологически активные вещества, которые, например, содержатся в овощных и мясных отварах. Продукты их расщепления через слизистую оболочку желудка всасываются в кровь. С током крови они попадают к железам желудка и те начинают усиленно выделять желудочный сок. Это позволяет обеспечить длительное сокоотделение: белки перевариваются медленно, иногда в течение 6 часов и более. Таким образом, желудочное сокоотделение регулируется как нервным, так и гуморальным путем.
IY. Закрепление.
Что образует пищеварительную систему?
Почему пищеварительные железы относятся к внешним железам?
Что такое ферменты? Какую функцию они выполняют?
1. Где происходит механическая обработка пищи?
а) в желудке
б) в ротовой полости
в) в толстом кишечнике
г) в ротовой полости и желудке.
2. Какие условия необходимы для расщепления белков в желудке?
а)температура тела, кислая среда, наличие ферментов желудочного сока
б) щелочная среда, температура тела, наличие ферментов желудочного сока
в) температура тела, желчь, кислая среда
г) кислая среда, температура тела.
3. Какую функцию выполняет кишечник?
а) секреторную, двигательную
б) секреторную, двигательную, пищеварительную
в) секреторную, двигательную, всасывающую
г) секреторную и всасывающую.
4. Какое действие оказывает желчь на питательные вещества?
а) разделяя жиры на мельчайшие капельки, облегчает расщепление пищеварительными соками
б) расщепляет жиры на глицерин и жирные кислоты
в) облегчает расщепление белков
г) облегчает расщепление углеводов.
5. На какие питательные вещества действуют ферменты поджелудочного сока в щелочной среде при температуре тела?
а) на белки и жиры
б) на жиры и углеводы
в) на белки, жиры и углеводы
г) на углеводы и белки.
6. Какие продукты образуются при расщеплении белков?
а) глицерин и жирные кислоты
б) глюкоза
в) аминокислоты
г) глюкоза и аминокислоты.
7. Какие продукты распада питательных веществ всасываются в кровь?
а) жиры
б) глюкоза, глицерин и жирные кислоты
в) аминокислоты
г) жиры и глюкоза.
Y. Домашнее задание п. 44
YI. Итог урока, выставление оценок