Поурочный план по теме Однолетние,двулетние и многолетние растения


Предмет: Познание мираТема: Однолетние, двулетние, многолетние растенияЦель: сформировать представление о продолжительности жизни растений, познакомить с однолетними, двулетними и многолетними растениями. Задачи: а) учащиеся познакомятся с однолетними, двулетними и многолетними растениями, научатся соотносить растение с одной из групп, закрепят знания о разнообразии растений б) у учащихся будут развиваться познавательная активность, речь, умения сравнивать, анализировать и делать выводы в) ребята заинтересуются предметом, будут бережнее относиться к миру растений.Оборудование: Картинки «Срок жизни растений», детские рисунки деревьев, кустарников, трав, карточки для игры в «Крестики-нолики» и для выполнения самостоятельной работы, цветы. Ход урока. 1. Организационный момент. Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь, приготовьтесь работать на уроке.Вот звонок нам дал сигналПоработать час насталТак что время не теряеми работать начинаем.Всё ль на месте, всё ль в порядкеКнижки, ручки и тетрадки?Есть девиз у нас такойВсё, что нужно под рукой.- Сегодня на уроке познания мира мы продолжим говорить об удивительном мире растений. За каждый правильный ответ вы будете получать цветок. В конце урока вы сможете обменять полученные цветы на оценки.2. Актуализация знаний. а) Беседа - Мы с вами начали изучать царство растений. Давайте вспомним, как называется наука, изучающая растения? (Ботаника) - А у нас на доске на какие группы разделены растения? (Деревья, кустарники, травы, водоросли) - Что узнали о водорослях? - Назовите отличительные особенности каждой группы. А по условиям произрастания какие группы растений вы знаете? (Влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, теневыносливые, теплолюбивые, морозоустойчивые) - Какие растения называются дикорастущими? (которые растут в лесах, в степи сами по себе)- Какие растения называются культурными? (те растения, за которыми человек ухаживает)б) Проверка домашнего задания. Игра «Крестики-нолики» - Если вы согласны с моим утверждением ставьте – Х, если не согласны – О 1. Влаголюбивые растения, это растения которые живут в воде. – О 2. Культурными растениями называются те за которыми ухаживают люди. – Х 3. Ель, сосна – это дикорастущие растения. – Х 4. В жарких пустынных районах растут засухоустойчивые растения. – Х 5. Семена дикорастущих растений разносит ветер и вырастают снова. – Х6. Капуста, яблоня – это культурные растения. – Х 7. Дикорастущие растения растут в садах, огородах. – О 8. Кукуруза теневыносливое растение. – О 9. Все растения важны в природе. – Х Проверка в паре. - Если вы допустили 1-2 ошибки, поставьте «4», 3-4 ошибки – «3», ну а если вы допустили 5 и больше ошибок, то вам обязательно дома надо будет повторить тему «Какие бывают растения» 3. Основная часть урока. - Ребята, докажите, что растение это живой организм. (Растения питаются, дышат, растут, размножаются) - Растения, как и другие живые организмы, имеют возраст. Одни растения живут всего несколько месяцев. Весной они прорастают из семян. Летом и осенью цветут, дают плоды с семенами и отмирают. Другие наоборот живут десятки и тысячи лет. Растение, которое весной развивается из семени, а осенью отмирает называется однолетним. Это горох, огурцы, подсолнечник, перец, помидоры и другие. Двулетние растения на первом году жизни прорастают из семян, но не цветут. Цветы и плоды с семенами появляются у них на второй год. Дав семена, двулетние растения отмирают. Морковь, капуста, свёкла, петрушка — это двулетние растения. Деревья и кустарники живут много лет. Они цветут и дают семена каждый год. Каждый год на них появляется новая листва, ствол становятся шире, они растут, становятся всё выше и выше. Это многолетние растения. У многолетних травянистых растений есть луковицы, клубни, корневища. Из них ежегодно вырастают новые растения. Они цветут, дают плоды и отмирают. А луковицы, клубни, корневища зимуют в почве. Многолетних растений в природе много. Это лук, чеснок, тюльпан, крапива, одуванчик, земляника. 4. Физминутка. Игра «Деревья, кустарники, травы» Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). Яблоня, шиповник, подорожник, клён, малина, одуванчик, смородина, репейник, сосна.5. Карта - семантика Растут Продолжительность жизни Употреб в пищу Дают семена Группыогород поле сад Од л Дв л Мн л да нет да нет деревья кустарники травыПшеница + + + + +Морковь + + + + +Сосна + + + + + 6. Работа с учебником. Продолжительность многолетних растений разная. Есть такие, которые живут 3 года, есть – 3 тысячи лет. - Прочитайте об этом в учебнике на странице 80. - Ребята, а кто из вас знает, как определить возраст дерева? -Возраст деревьев можно определить по количеству колец. Каждое кольцо соответствует одному году жизни.- Прочитайте об этом в учебнике на странице 80. 7. Знакомство с интересными фактами из жизни растений. Заранее подготовленные ученики рассказывают о растениях долгожителях. ВладиславНезабываемое ощущение - находится рядом с деревом-долгожителем. Подумать только, это самые древние живые существа на земле! Они являются очевидцами всех великих событий человеческой цивилизации. К самым долгоживущим деревьям на нашей планете относят ель обыкновенную. Возраст самой древней ели - 9550 лет, произрастает она в шведской провинции Доларна. Интересно, что ель выглядит совсем не старой. Ученые провели анализ генетической информации и открыли неожиданное совпадение: по их утверждению стройная ель на горе Фулу имеет тот же генетический материал, что и останки под ней. Оказывается после отмирания древнее дерево, по неустановленным причинам, дало молодой побег, тем самым продлив себе жизнь. ЕвгенияК следующим в списке долгоживущих деревьев относят секвойю и баобаб. Их возраст может достигать 5000 лет. К тому же, секвойя является одним из самых высоких деревьев на планете, высота отдельных экземпляров достигает 115 метров. Кора калифорнийской секвойи очень толстая, местами до 30 сантиметров. Она обладает одним необычным свойством: при соприкосновении с огнём она обугливается и превращается в тепловую защиту для дерева. Когда гуляешь среди этих гигантов, создается впечатление, что ты попал в сказку! РадмирБаобаб является одним из самых толстых: окружность его ствола может составлять 9-10 метров, при этом в высоту он небольшой, всего 18-25 метров. Уникальной особенностью баобаба является способность впитывать до 120 тыс. литров воды. Под толстой корой дерева находятся мягкие и пористые ткани, впитывающие воду как губка и необходимые для выживания дерева в период долгой засухи в Африке. 8. Закрепление. Работа в группе по карточке. - Подпишите название растения и определите, к какой группе оно относится, соедините стрелкой. 1 группа 2 группа 3 группанарисовать рассмотрите растениепо одному рисунку опишите, определите однолетних к какому виду растений двулетних оно относится.многолетних9. Обобщение. Кластер- Какие растения называются однолетними? (Те растения, которые живут один сезон) - Приведите примеры однолетних растений. - Какие растения называются двулетними? (Двулетние – это растения, которые цветут и дают семена на второй год жизни) - Приведите примеры. - Какие растения называются многолетними, которые живут несколько лет) - Приведите примеры. 10. Разгадывание ребусов. - Отгадайте ребусы. Определите, к какой группе относится растение. (Ландыш – травянистое многолетнее растение; роза – кустарник, многолетнее растение; чистотел – травянистое многолетнее растение; помидор – травянистое однолетнее растение; бук – дерево, многолетнее растение; мимоза – многолетнее растение.) 11. Домашнее задание. Прочитать в учебнике о сроке жизни растений на странице 79 – 81, подготовить пересказ. 12. Подведение итогов. Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело. Подсчет цветов. Выставление оценок.