Конспект урока по познанию мира на тему Однолетние, двулетние, многолетние растения (3 класс)
Класс : 3 «Б» Предмет: Познание мираТема: Однолетние, двулетние, многолетние растенияЦель: сформировать представление о продолжительности жизни растений, познакомить с однолетними, двулетними и многолетними растениями. Задачи: 1) учащиеся познакомятся с однолетними, двулетними и многолетними растениями, научатся соотносить растение с одной из групп, закрепят знания о разнообразии растений 2) у учащихся будут развиваться познавательная активность, речь, умения сравнивать, анализировать и делать выводы 3) ребята заинтересуются предметом, будут бережнее относиться к миру растений.Оборудование: Картинки «Срок жизни растений», детские рисунки деревьев, кустарников, трав.
Ход урока. 1. Организационный момент. Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь, приготовьтесь работать на уроке.Вот звонок нам дал сигналПоработать час насталТак что время не теряеми работать начинаем.Всё ль на месте, всё ль в порядкеКнижки, ручки и тетрадки?Есть девиз у нас такойВсё, что нужно под рукой.- Сегодня на уроке познания мира мы продолжим говорить об удивительном мире растений. За каждый правильный ответ вы будете получать цветок. В конце урока вы сможете обменять полученные цветы на оценки.2. Актуализация знаний. а) Беседа - Мы с вами начали изучать царство растений. Давайте вспомним, как называется наука, изучающая растения? (Ботаника) - А у нас на доске на какие группы разделены растения? (Деревья, кустарники, травы, водоросли) - Что узнали о водорослях? - Назовите отличительные особенности каждой группы. А по условиям произрастания какие группы растений вы знаете? (Влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, теневыносливые, теплолюбивые, морозоустойчивые) - Какие растения называются дикорастущими? (которые растут в лесах, в степи сами по себе)- Какие растения называются культурными? (те растения, за которыми человек ухаживает)3. Основная часть урока. - Ребята, докажите, что растение это живой организм. (Растения питаются, дышат, растут, размножаются) - Растения, как и другие живые организмы, имеют возраст. Одни растения живут всего несколько месяцев. Весной они прорастают из семян. Летом и осенью цветут, дают плоды с семенами и отмирают. Другие наоборот живут десятки и тысячи лет. Растение, которое весной развивается из семени, а осенью отмирает называется однолетним. Это горох, огурцы, подсолнечник, перец, помидоры и другие. Двулетние растения на первом году жизни прорастают из семян, но не цветут. Цветы и плоды с семенами появляются у них на второй год. Дав семена, двулетние растения отмирают. Морковь, капуста, свёкла, петрушка — это двулетние растения. Деревья и кустарники живут много лет. Они цветут и дают семена каждый год. Каждый год на них появляется новая листва, ствол становятся шире, они растут, становятся всё выше и выше. Это многолетние растения. У многолетних травянистых растений есть луковицы, клубни, корневища. Из них ежегодно вырастают новые растения. Они цветут, дают плоды и отмирают. А луковицы, клубни, корневища зимуют в почве. Многолетних растений в природе много. Это лук, чеснок, тюльпан, крапива, одуванчик, земляника. 4. Физминутка. Игра «Деревья, кустарники, травы» Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). Яблоня, шиповник, подорожник, клён, малина, одуванчик, смородина, репейник, сосна.5. Работа с учебником. Продолжительность многолетних растений разная. Есть такие, которые живут 3 года, есть – 3 тысячи лет. - Прочитайте об этом в учебнике на странице 80. - Ребята, а кто из вас знает, как определить возраст дерева? -Возраст деревьев можно определить по количеству колец. Каждое кольцо соответствует одному году жизни.- Прочитайте об этом в учебнике на странице 80. 6. Закрепление. Работа в группе по карточке. - Подпишите название растения и определите, к какой группе оно относится, соедините стрелкой. 1 группа 2 группа 3 группанарисовать рассмотрите растениепо одному рисунку опишите, определите однолетних к какому виду растений двулетних оно относится.многолетних 7. Домашнее задание. Прочитать в учебнике о сроке жизни растений на странице 79 – 81, подготовить пересказ. 8. Подведение итогов. Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело. Выставление оценок.