Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему Способы образования слов (6 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 Г. БЕЛГОРОДА
(МБОУ СОШ №7 Г. БЕЛГОРОДА)
Конспект урока
по русскому языку в 6-м классе
Тема: «Основные способы образования слов в русском языке»
Выполнила: учитель русского
языка и литературы
Тагирова А. А.
Белгород, 2014 год
Цели урока:
ознакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке; учить определять способы образования слов;
развивать умения планировать, контролировать, и анализировать собственную учебную деятельность;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать сообразительность, мышление, память;
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову? воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационный этап
Нацеливание на работу. Проверка готовности класса к уроку
Вступительное слово учителя
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения. Теманашего урока: «Основные способы образования слов в русском языке».
Сегодня мы с вами познакомимся с различными способами образования слов, и вы должны будете принять активное участие в нашей исследовательской работе и научиться определять способ образования слова, а также строитьсловообразовательные цепочки. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, тему урока и слова классная работа.(Запись на доске числа и названия темы урока).
2. Повторение пройденного
Фронтальный опрос.
(В это время 4 человека получают карточки с заданиями.См. приложение).
Загорать на пляже, Беречься от загараРасполагать свободным временем,Школьный возрастУтренняя заряМолоко пригорелоВозлагать надеждыПолезные растенияВзобраться на пригорокГористая местностьСобираться за грибами Запереть дверь
- Ребята, давайте вспомним основные понятия, касающиеся темы «Состав слова».
- Что такое морфема? (значимая часть слова.)
- Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)
- Что такое приставка? Для чего она нужна? (Приставка- это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)
- Что такое суффикс?Для чего он служит? (Суффикс- это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.)
- Что такое суффикс? Для чего он служит?(Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.)
- Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание-это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов с словосочетании и предложении.)
– Мы с вами уже закончили разговор о чередующихся гласных в корне слова. Давайте вспомним их правописание.
- Как же определить, в каком случае писать А, а в каком О в корнях -ГАР-/ -ГОР-? (Под ударением – А, без уд. – О. Н.: загореть – загар)
- А в корнях -ЗАР- / -ЗОР-? (Под уд. – О, без уд. – А. Н.: заря – зоря.
- Давайте вспомним и те корни, о которых мы говорили в 5 классе:
-РАСТ- / -РАЩ- / -РОС- (вырастить-выращивать-вырос Искл: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль) -ЛАГ- / -ЛОЖ- (положиться – полагаться)-БЕР- /БИР-, -ПЕР- / -ПИР-, -МЕР-/-МИР- и др. (соберу-собирать).
3. Изучение нового материала
1 )Лаборатория словообразования
Инсценировка
(учитель при помощи заранее заготовленного плаката показывает инсценировку на тему «Словообразование»)
Слово «Дом»: Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли снова маленьким. Но как?
Словообразователь: Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам.
Суффикс «-ик»: Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом).
Слово «Дом» (размышляя):… или больше?
Суффикс «ище»: Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части. (Становится на есто–ик-.)
Слово «Дом» (обрадовавшись): Вотр это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким – стану, захочу быть большим – буду! Спасибо Вам, Словообразователь.
Словообразователь: Это не меня благодарить надо, а ваших помощников.
(Все уходят).
Исследовательская работа
- Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?
- Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.
(На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.)
- Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?(Присоединяет карточку с суффиксом – ок - .)
- Такой способ словообразования называется суффиксальныма.
Запишите в тетрадь схему и название этого способа.
- Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?
(Присоединяет карточку с приставкой пере-.)
- Как называется этот способ? Запишите схему и название способа.
В это время учитель вешает карточки с корнем –един- и окончанием –ый.
- Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему? (Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами –я-, -ть-.)
- Прочитайте на странице 55 учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название.
- Почему в слове бессуффиксный две С?
- Как вы понимаете значение этого слова?
(Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем –смотр-, суффиксами –е-, -ть-.)
- Образуйте от этого слова другоебессуффиксным способом.
- Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.
- Итак, перечислите 4 основных способа образования слов.
А теперь давайте вспомним, что же такое словообразование?
- Сделайте вывод о том, что же такое словообразование. (Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова). – А от чего и с помощью чего образуются новые слова. (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
4. Закрепление изученного материала.
Задание по рядам.
1 ряд. Строительная мастерская.
Смоделируйте слова по схемам, вставляя корни. (Пере~ка, ~оватый, ~ о ~ ный).
2 ряд. Творческая мастерская.
Составьте с данными словами более полную цепочку. (Свобода, единый).
3 ряд. Бухта синонимов.
Замените слова сложными словами - синонимами. (Высотный дом, блондин, мгновенно, разлив реки, неглавный (неважный)).
4 ряд. Путешествие в прошлое.
Пользуясь этимологическим словарём, объясните происхождение слов. Ошеломить, опешить.
Работа по учебнику
- Выполнение упражнения 123 (2 человека работают у доски, остальные обучающиеся в – в тетради).
- Выполнение упражнения 125 (2 человека работают у доски, остальные – в тетради).
- Выполнение упражнения 126 (самостоятельно).
Дополнительная карточка для сильных учеников. (3 человека получают карточки для самостоятельной работы в тетради)
Вставьте пропущенные буквы:
Творческое задание.(1 человек получают карточку для работы в тетради).
Вставьте пропущенные морфемы
Лингвистическая разминка.
– Как вы понимаете смысл выражения «Значение действия у имен существительных вторично»?
- Образуйте от этих глаголов слова бессуффиксным способом: бегать, поджигать, восходить.
- Запишите 3 – 4 существительных, образованных бессуффиксным способом. Составьте сними предложения.
Итог урока
Работа с сигнальными карточками.
Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны.
Есть четыре морфемных способа образования слов.
Слово ручной образовано суффиксальны способом.
Слово бег образовано бесприставочным способом.
Слово бежать образовано приставочно-суффиксальным способом.
Слово лесной образовано от слова лес.
Домашнее задание: П. 26. Упр. 128, 129.