Конспект урока «Основные способы образования слов в русском языке» (5 класс, учебник С.И.Львовой, В.В.Львова, использование технологии проблемного диалога)


Конспект урока «Основные способы образования слов в русском языке»
5 класс, по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова
(использование технологии проблемного диалога)
1. Постановка темы урока и поиск решения (подводящий к теме диалог):
Морфемный разбор слова: прибрежный
Вспомним, что такое морфема и какие морфемы вы знаете.
- …
Для чего нужны морфемы?
-…
Какие из названных морфем можно было бы объединить в одну группу и по какой функции?
-…
Какое слово в определении этих морфем их объединило?
- Образующие новые слова - словообразующие.
Как вы думаете, какую новую тему мы сегодня будем проходить?
- Словообразование (тема вывешивается на доску).
2. Постановка проблемы (знакомство с основными морфологическими способами образования слов):
Подводящие к проблеме диалог и задание:
Давайте разберем это слово по составу (2 ученика у доски). Как образовано это слово? Этот способ похож на известные нам способы образования? Что это за способ?
-Предложите название для способа словообразования с помощью приставки (одним словом)?
- Приставочный.
Предложите название для способа словообразования с помощью суффикса (одним словом)?
-Суффиксный, суффиксальный, …
Предложите название для способа, которым образовано само слово «Словообразование».
- …
Как вы думаете, а наука лингвистика уже придумала названия для этих способов? Хотите их узнать? Возьмите большой лист из раздаточного материала. На первых трех кармашках вы видите название трех (уже интуитивно известных вам) способов образования слов в русском языке. Прочитайте их.
-…
Давайте попробуем определить, каким из этих способов образованы следующие слова (возьмите слова Комплект под номером 1 и попробуйте распределить их по кармашкам) – работа в парах, одна пара работает у доски Флипчат 1.
самолёт
водоём
стройматериалы
правнук
заморозить
прибрежный
пограничник
подсвечник
игрушка
букварик
Проверка задания.
Постановка проблемы: Получилось ли распределить все слова? Почему? С каким затруднением (проблемой) мы столкнулись? Что мы можем предположить?
- Нам известны не все способы.
Так какую же цель мы должны поставить перед собой на этот урок?
- Узнать, какие способы образования слов существуют в русском языке.
Подводящее к решению проблемы задание:
Давайте разберем слова, которые вы никуда не смогли поместить. Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Разбор слов на доске по 1 человеку на слово.
Разбор слов: прибрежный, пограничник, подсвечник, стройматериалы.
Давайте подумаем, как обозначить те способы словообразования, которые нам демонстрируют эти слова.
- …
Как мы можем проверить наши догадки? (Учебник с. 5) Совпадают ли наши догадки с информацией из учебника?
- (Чтение правила в учебнике).
Какие еще сведения, которые облегчают запоминание, можно почерпнуть из правила учебника?
- Условные обозначения.
Давайте отразим схемы на соответствующих кармашках. Теперь мы получили образец-тренажер с 5-ю способами образования слов в русском языке.
Проговаривание результата во внешней речи:
Попробуйте рассказать обо всех 5-ти способах.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (приставка – привстать на носочки и потянуться, суффикс – присесть руки домиков, сложение – хлопок в ладоши, соединительный гласный – топнуть)
Задания на закрепление нового материала с элементами проблемных ситуаций.
Распределите следующие слова по кармашкам:
Белить
Отбелить
Отбеливать
Отбеливатель
Что любопытного вы заметили в этих словах?
- Это однокоренные слова.
Проанализируйте состав этих слов, что интересного в них с точки зрения словообразования?
- …
Как вы к этому пришли. Объясните.
-…
Мы можем проверить это? Найдите эти слова в Приложение 3. На С.24. (Словарик словообразовательных цепочек). Что мы с вами создали?
- Словообразовательную цепочку.
Давайте познакомимся с правилом на с. 6. Какие новые понятия мы встретили? Что такое словообразовательная цепочка?
Как вы думаете, зачем нужны такие цепочки?
-…
- Помните, вначале урока вы сказали, что способ с использованием суффикса можно назвать суффиксным, однако, правильный вариант: «суффиксальный». Позавчера Лиза сказала: «Хотите расслабительный массаж?» Правильно ли она образовала определение? Может ли нам помочь словообразовательная цепочка? Что мы найдем в ней?
-…
То есть словарь словообразовательных цепочек может помочь найти правильный способ образования слова и избежать ошибок. Также мы можем воспользоваться словарем образования слов русского языка (показать), чтобы узнать, от каких слов образованы интересующие нас слова. Используя этот словарь, мы также не ошибемся в разборе. Например, попробуем разобрать слово «царевич»? Разберите это слово в своей тетради. Сколько суффиксов у вас получилось? 1 или 2? Мы легко можем проверить это по словообразовательному словарику. Проверьте – с. 23.
Но иногда ошибки вовсе не являются ошибками, а отражают процесс развития языка… Дети, особенно маленькие, часто придумывают новые слова. Вот послушайте, как описывает этот творческий процесс К.И. Чуковский, тот самый Чуковский, о котором мы говорили на литературе. Он не только писал свои стихотворные сказки, не только переводил английскую литературу, но и наблюдал за языком детей, и написал об этом книгу: «От двух до пяти». Несколько примеров из нее:
С.10-11,
С. 12,
С. 35.
Дети, конечно, неосознанно используют такие способы образования слов, которые не закрепились в литературной норме. Но есть и сознательное использование, например, в поэзии:
- Юнна Мориц «Песенка совы по имени Дуся» (прочитать отрывок)
- В. Хлебников «Заклятие смехом» (прочитать) Флипчат 2.
Почему новые слова в стихотворениях не считаются ошибками? Зачем их использует автор? Объясните, какой новый смысл (оттенок смысла) появляется в новом слове.
Обобщение с закрепляющим заданием:
Соотнесите слово с 1 из способов словообразования. Объясните свой выбор:
Флипчат 3.
юннат
загадка
поджарить
зарплата
квадроцикл
солить
опылить
застенок
приморский
воевода
Рефлексия: Какую цель мы ставили на сегодняшнем уроке? Достигли ли мы ее? Остались ли у вас какие-либо вопросы? Задайте их. Если вопросов больше нет, то запишите домашнее задание. Вы можете выбрать одно из трех предложенных заданий на дом.
Д/З на выбор:
У. 404 с. 7
Составите схему изученных способов словообразования, поясните ее примерами
Попробуйте придумать свои неологизмы (новые, необычные слова) с помощью каждого изученного способа словообразования.
Флипчат 4 (домашнее задание)
Спасибо за работу на уроке!