Конспект урока русского языка в 1 классе по учебно-методическому комплексу Перспективная начальная школа на тему: Способы проверки слов с парными согласными на конце слов
Конспек урока русского языка
Тема: СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ СЛОВ С ПАРНЫМИСОГЛАСНЫМИ НА КОНЦЕ СЛОВЦели деятельности педагога: создать условия для формирования навыка различения парных звонких и глухих согласных звуков (на основе наблюдений − парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими); способствовать развитию фонематического слуха, умений соотносить произношение и написание слов.
Планируемые результаты образования:
предметные: научатся различать парные звонкие и глухие согласные звуки, соотносить произношение и написание слов, читать и составлять простейшие графические схемы;
метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; познавательные – ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; коммуникативные – строят понятные для партнера высказывания; личностные УУД: имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Образовательные ресурсы: иллюстрация – Бабушка-Загадушка; предметные картинки; карточки с парными согласными.
Ход урока:
I. Организационный момент.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
II. Чистописание.
Мы построили карниз.
А теперь посмотрим вниз.
Что такое? Вот те раз!
Это буква «Б» у нас.
Учащиеся выпрямляют левую ладонь и ставят ее вертикально, зажимая между кончиками пальцев кончик карандаша. (Он должен располагаться параллельно полу.) Правую ладонь, образующую полукруг (большой палец снизу), приставляют к левой ладони.
Письмо буквы «б».
На доске: иллюстрация – Бабушка-Загадушка.
− Бабушка-Загадушка приготовила для вас загадки. Отгадайте их и определите тему урока.
1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким − сам звеню я на раздолье.
(Колос, голос.)
2) С глухим согласным − я число,
Со звонким − вид железа.
(Шесть, жесть.)
3) С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким − как огонь горяч.
(Шар, жар.)
4) Со звонким на конце он означает
Примерно то же, что «не стар»,
С глухой − по наковальне скачет,
Звенит в ушах его удар.
(Молод, молот.)
5) С глухим траву она срезает,
Со звонким − листья обгрызает.
(Коса, коза.)
− Попробуйте догадаться, как звучит тема нашего урока? (Парные согласные.)
− Сегодня мы продолжим тренироваться в написании сомнительных согласных на конце слов.
III. Актуализация опорных знаний.
− Что вы знаете о парных согласных? (Звонкие согласные произносятся с голосом, а глухие − без голоса.)
− Назовите парные согласные по звонкости – глухости.
Учащиеся называют, учитель записывает на доске или выставляет карточки:
− Эти буквы-двойняшки. Их нужно хорошо запомнить, так как с ними еще будет много хлопот. А хлопоты заключаются в том, что звонкие на конце слова оглушаются и нужно проверить, какую букву следует написать.
IV. Изучение нового материала.
1. Игра «Доскажи словечко».
Слова-отгадки записываются в тетради, устно подбираются проверочные слова.
Чтобы в цель попасть не раз,
Зоркий требуется … (глаз).
Все перетрут терпение и … (труд).
Как прекрасно все вокруг,
Если рядом верный … (друг).
2. Картинный диктант.
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения выполнять знаково-символическое моделирование.
Арбуз, виноград, гриб, утюг, флаг.
− Прочитайте слова. Как произносятся согласные на конце слов? (Глухо.)
− Какие буквы нужно писать? Почему?
− Запишите слова.
− Прочитайте вывод (с. 79).
Вывод: парные звонкие звуки на конце слов заменяются глухими.
Физкультминутка
3. Работа со звуковыми схемами.
Личностные УУД: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради.
− Говорящий Ворон напоминает знаки обозначения согласных звуков (с. 79, учебник).
− Расшифруйте по алфавиту слова и постройте к ним звуковые схемы.
(Морж, удав, лебедь, лев.)
− Почему на конце слов буквы глухих согласных звуков? (Звонкие звуки на конце слов оглушаются.)
4. Решение проблемы написания парных согласных.
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – установление причинно-следственных связей.
Парные согласные –
Самые опасные:
в–ф; г–к; д–т; з–с!
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово быстро изменяй:
Уж − ужи, труд − труды,
Еж − ежи, мост − мосты.
− Как же узнать, какую букву писать на конце слова? (Ответы учащихся.)
− Сверьте свой вариант ответа с тем, который дала Волшебница (с. 80, учебник).
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа в парах.
– Ребята, я предлагаю вам поработать в парах. Перед вами кроссворд.
1) Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз?
2) Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
3) Белая скатерть всю землю одела.
− Прочитайте слова, которые помогли вам отгадать кроссворд. (Мороз, арбуз, снег.)
− Какие согласные вы записали на конце слов? (Звонкие согласные.)
− Почему звонкие согласные?
Учащиеся предлагают варианты проверки сомнительной согласной.
Вывод: для проверки парного согласного надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звук [н].
− Волшебница дарит вам алгоритм определения правильного написания сомнительной согласной (учебник, с. 80).
− Прочитайте памятку.
2. Работа по тетради.
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения выполнять знаково-символическое моделирование; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему, установление причинно-следственных связей.
Упражнение 1, с. 42.
1) Словарно-орфографическая работа.
− Отгадайте загадку.
Если дождик, мы не тужим −
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять −
Нам под вешалкой стоять.
(Сапоги.)
− Что такое сапоги? (Обувь.)
− Чем они отличаются от другой обуви? (Они высокие, их делают из кожи, резины, других материалов.)
− Что вы можете рассказать о слове «сапоги»? (Ответы учащихся.)
Этимологическая справка.
Слово «сапоги» − древнерусское. У ученых нет единого мнения, от какого слова оно образовалось. Одни считают, что от слова «соп» − печная труба, так как сапоги напоминают ее по форме; другие − от слова «сапати», то есть сопеть, скрипеть, так как при ходьбе обувь обычно поскрипывает.
− Какая версия вам кажется более убедительной?
− Произнесите слово «сапоги» по слогам.
− Определите ударный слог.
− Подчеркните безударные гласные.
− Прочитайте фразеологические обороты и их значения.
На доске запись:
Два сапога пара (разг. ирон.) – о двух людях, вполне сходных, подходящих друг другу, в особенности по своим недостаткам.
Сапоги всмятку (разг. шутл.) – бессмыслица, чепуха.
Сапоги каши просят − износились, требуют ремонта.
Лизать сапоги − угодничать, унижаться.
Быть под сапогом − быть в полном подчинении.
2) Самостоятельная работа учащихся.
Упражнение 2, с. 42.
3) Коллективная проверка.
3. Рубрика «Хочу все знать».
− Прочитайте пары слов:
маг − маклуг − лук
пруд − прутсток − стог
род − ротплод − плот
− Составьте предложения.
− Данные слова в науке называются омофоны. Нередко омофоны используются в загадках, скороговорках для создания яркого образа, разного рода шуток, каламбуров.
VI. Итог урока.
Чтоб поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
Глухие звуки − это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
В конце слова, без сомнения,
Происходит оглушение.
− Что нужно сделать, чтобы найти проверочное слово?
− Какое слово будет являться проверочным?