Развитие опорно — двигательной системы.
Открытый урок по теме:
Нарушение осанки и плоскостопие.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: создать условия учащимся для эффективного усвоения знаний об осанке, предупреждении плоскостопия.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с причинами искривления позвоночника, развития плоскостопия.
Развивающие: развитие мышления: формирование умений анализировать и делать соответствующие выводы; развитие понятий « осанка», «позвоночник», «скелет».
Воспитательные: формирование стремления к здоровому образу жизни; формирование познавательного интереса к предмету; формирование научного мировоззрения.
Актуальность: изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков.
Ход урока
Организационный момент.1-2минуты
- Добрый день, ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица!
Проверка домашнего задания. 15минут
Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке. («Мышцы.Работа мышц»)
Тест 5-6человек. 2. У доски инд. Работа. 3. Тест с пропущенными словами.1человек. 4. Кроссворд.2человека. ( Слайд 2)
Орган тела, состоящий из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. ( Мышцы)
2.Какие мышцы выполняют одни и те же движения (Синергисты),а какие мышцы противоположные движения (антагонисты).
3. Какие свойства мышечной ткани вы знаете ? ( возбудимость, сократимость, растяжимость, эластичность.)
От чего зависит функция мышц? ( от мест их прикрепления)
Какие функции мышц вы знаете? ( разгибание, сгибание, отведение, вращение внутрь, приведение, вращение наружу.)
Активная фиксация органов относительно друг друга и придание определенного положения телу, при этом мышца развивает напряжение без изменения длины. (Статическая работа мышц )Смещение одних органов относительно других и перемещение тела в пространстве, при этом мышца изменяет длину и толщину.( Динамическая работа мышц)
Проблемная ситуация: Кто устанет быстрее – человек, который держит гантели в вытянутых руках или человек, который с этими гантелями делает упражнения?Обучающиеся дают ответы и формулируется вывод о том, почему это происходит именно так: - во втором случае утомление наступает медленнее, так как, мышцы сгибатели и разгибатели сокращаются попеременно и успевают отдохнуть (динамическая работа);
Изучение нового материала.
Давайте проверим вашу внимательность. И для проверки я предлагаю вам найти тему нашего сегодняшнего занятия. Для этого вы должны соотнести буквы и цифры в двух таблицах. Успехов!
па с к н т ро е н ш о о к с
17 2 11 21 7 24 3 19 9 13 5 22 10 14 23
е о и у с Н па л и и и е 6 25 15 4 20 1 26 12 18 16 27 8 28 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
н а ру ш е н и е о с а н к и и пл о с
21 22 23 24 25 26 27 28 к о с т о пи е -Молодцы, мы нашли тему нашего урока. А какую цель мы поставим перед нами? Давайте сообща, сформулируем цели нашего урока.
Учащиеся высказывают свои мнения: Нр: Узнаем , что такое осанка, плоскостопие.
-Чтобы достичь эти цели, какие задачи перед собой поставим?
-Нр: прочитать текст учебника, выписать основные понятия и термины, определения, если есть рисунки, рассмотреть, чтобы понять тему.
Сегодня мы с вами проведем урок по теме “Нарушение осанки и плоскостопие”, где вы, опираясь на свои знания и свой опыт, продолжите закладывать фундамент своего здоровья.
Учитель: Особую роль в жизни человека играет позвоночник. Его состояние очень важно для здоровья. Скажите можно ли по внешнему виду определить осанку?
По внешнему виду человека, его походки, положении головы и туловища, можно говорить о тех или иных нарушения опорно-двигательного аппарата.
Осанка - привычное положение тела в покое и при движение.( Найти в учебнике и Записать в тетрадь. )Вспомните вы в начальных классах видели плакат Ученика сидящего прямо, а как вы сейчас сидите за партами?( Слайд 3)
При правильной осанке у человека плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, мышцы хорошо развиты, походка лёгкая, нарушению осанки способствует неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное - неравномерное распределение нагрузки на тело. Неправильная посадка может привезти к искривлению позвоночника, развитие сутулости и впалой груди.
Какая же осанка может считаться правильной? Для этого давайте немного поэкспериментируем.
Практическая работа. Правильность осанки. Проверим, есть ли у вас нарушения осанки?Поднять правую руку, левая опущена, сцепить руки в замок за спиной, поменять положение рук, повторить. Если это упражнение одинаково легко выполняется с левой и с правой рукой, значит, нет нарушений осанки. (слайд 4)
Осанка не развивается сама по себе, а формируется с детства. Однако даже у взрослых ее нельзя рассматривать как нечто постоянное. Осанка меняется под влиянием окружающей среды и занятий спортом. Поэтому различные нарушения ее, в возрасте 14-18 лет, могут быть полностью исправлены.
Объяснение учителя (использование презентации “Виды искривления позвоночника». Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника.
Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника: лордозу, кифозу, “плоской спине”, “круглой спине” или сколиозу. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей (на слайдах презентации разбираются конкретные нарушения). Беседа с детьми и работа с учебником.
Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров. ( запись в тетрадь.)
Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма “Место встречи изменить нельзя” страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.( запись в тетрадь.)
Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.( запись в тетрадь.)
Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.( запись в тетрадь.)
Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого. ( Слайд 5, 6, 7, 8, 9 )( запись в тетрадь.)
Беседа. Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки и почему?( сколиоз, т.к. неправильная посадка за столом, партой.)
Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника? (Нарушением функций органов и систем прямо или опосредовано).
Ситуация.1 Мама обеспокоена неправильной осанкой дочери во время работы за столом. Девочка же считает, что раз ей так удобно, значит все в порядке. Кто прав? К чему может привести такое нарушение? (Деформация позвоночника, грудной клетки, нарушение работы легких и сердца.)( Слайд 10)
Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Как правильно сидеть”). Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования:
В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.
Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.
Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.
Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.
Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.
Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.
Ситуация.2 На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. ( слайд 11)
Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?
Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь. ( запись в тетрадь)
Профилактика плоскостопия:
Не носить слишком тесную обувь.
Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.
Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой.
Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.
Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.
Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.
Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом. ( слайд 14)
Оздоровительная минутка.
- А теперь все встали. Предлагаю провести оздоровительную минутку.
а) Для предупреждения сутулости, искривления позвоночника соединяем пальцы обеих рук за спиной, держим, чтобы мизинцы были параллельно позвоночнику.1 мин.
б) Для предупреждения плоскостопия: Сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой. Спасибо, будьте здоровы!
Закрепление знаний:
- Фронтальная беседа, решение проблемной ситуации:Ситуация. Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему? (Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины). ( слайд 15)
Необходимо ли соблюдать правильную осанку для развития костно–мышечнойсистемы?
1 Желательно
2 Не обязательно
3 Обязательно.да Влияет ли неправильная осанка на внешность человека?
Не влияет.
Влияет несущественно.
Ухудшает: фигуру, общий вид, походку, делает человека малопривлекательным. Да
Повторение терминов: осанка, сколиоз, плоскостопие. ( слайд 16)
Учитель: Сегодня вы были очень организованными, внимательными на уроке. Молодцы, ребята!
Рефлексия
Насколько полезной оказалась для вас информация, полученная на уроке?
(оцените от 1 до 5 баллов)
Выставление оценок Домашнее задание: параграф 12
Домашняя практическая работа.
Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш
Ход работы:
Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца, соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет.
Выбрать из предложенных заданий одно:
Собрать еловые шишки, используя их, придумать упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.
Самостоятельно составить тест из 10 вопросов по теме «Осанка. Предупреждение плоскостопия».
Спасибо за урок! Вы прекрасные ученики!
Тест к уроку
1.Скелетные мышцы образованы тканью….( Мышечной поперечно-полосатой тканью)
2.Внутри мышечных волокон проходят…. (Миофибриллы)
3.Мышечные волокна собраны в ….( Пучки)
4.Сверху мышца покрыта….( Фасцией)
5.Мышцы делятся на две группы по выполняемым функциям:….. (Сгибатели и разгибатели)
6.В сгибании верхней конечности участвует….. (Двуглавая мышца плеча)
7.В разгибании верхней конечности участвует…..( Трехглавая мышца плеча)