Внеклассное занятие на экологическую тему «Мир вокруг нас» (4 класс)

Внеклассное занятие на экологическую тему «Мир вокруг нас»
Цель. Формирование нравственно-ценностного отношения к природе, осознание себя как части природы и бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: ватман-схема: в центре изображение человека (для лица две маски – грустная и улыбающаяся). Далее расположено пять окружностей. В первом круге- фигурка человека; второй - светло-голубого цвета, изображены микробы разных конфигураций; третий – белый: прикреплены стрелки, спирали; четвертый – ярко-синего цвета, в нем фигурки неопределённых форм; пятый – зелёного цвета: приклеены животные и растения, которые находятся под охраной (под черными квадратами). Остальное пространство листа – светло-фиолетовый цвет. Слева вверху изображено солнце с лучами, по полю звезды.
Ход
Ведущий. Ребята, сегодня у нас интересное задание. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?
- Грустный человек
- А почему он грустный? (ответы детей)
- У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человека. Тогда может быть и поймем, почему он грустный. (Роли корреспондентов распределены между учащимися).
Первый корреспондент.
Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чём пойдет речь.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Правильно, речь идет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Можно прикрепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово). Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе?
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей).
Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой – убрали микробы с голубого поля! (Ученик убирает аппликации микробов).
Ещё хорошо очищает и освежает воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Ведущий. Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поле – нам человечек будет улыбаться!
Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.
Второй корреспондент.
Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова:
Непременно каждым утром
Я включаю телевизор.
И, конечно, репродуктор,
И еще магнитофон.
- Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:
Эй, гражданка у окна,
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?
(Ответы детей).
- Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самосвалы и т.д., издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть.
А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот ещё: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнений и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.
- Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (ответы детей).
- Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.
Ведущий. Ну, вот уже два поля чистые, а пойдем дальше, на синюю страничку.
Третий корреспондент.
Не умыться, не напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
- Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А где еще находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака – это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться, нужна вода пресная и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок?
- Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, её надо беречь. А как? (ответы детей).
Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна – это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а ещё много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать? (ответы детей).
- Надо экономить воду, не выбрасывать в реки, ручьи и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна. (Убирают).
- Посмотрите, дети, какое красивое, чистое поле стало – чистая вода! А теперь зеленая страничка нашей газеты.
Четвертый корреспондент.
Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей).
- Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем существам.
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе друг!
- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей).
Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей).
- Не рвать цветы, не собирать в букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не рубить их.
- Мы запомним это правило и можем убрать черные круги (убирают круги, под ними яркие рисунки растений). Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения – природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей).
Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или ястреба и лягушки или жабы).
Ведущий. Поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.
Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающиеся лица).
Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровья человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.














13PAGE 15


13PAGE 14115




15