План урока на тему Учимся писать сочинение (9 класс)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
(выполнение задания 15.3)
Учимся писать сочинение.Цель урока:
сформировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9-м классе (выполнение задания 15.3).
способствовать выявлению умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
содействовать усвоению учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди для формирования культуры ведения беседы.
Задачи:
1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3) воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме.
Ход урока
1.Вступительное слово.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Тема нашего урока необычна. Она заключена в вопросительном предложении: Ты напишешь сочинение? Кто ответит: Да? Поднимите руки. А вот результаты пробного ОГЭ показали, что несколько человек вообще не приступили к написанию сочинения. В связи с этим мы снова проработали этот этап экзамена.
Все вы уже знаете, что ОГЭ состоит из трёх частей: сжатого изложения, тестовой части и сочинения-рассуждения : 15.1 – написание сочинения на лингвистическую тему
и 15.2 и 15.3 на морально-этическую тему. Сегодня за урок всю экзаменационную работу мы проделать не сможем. Мы готовимся над написанием сочинений 15.3.
Поэтому цель нашего урока:
- показать умение понимать основную мысль прочитанного текста, - показать умение выражать свою точку зрения на освещаемую тему, - показать умение приводить аргументы.
2.Беседа
1.Чем необычно сочинение – рассуждение?
(Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации.)
Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ фрагмента из предложенного текстаи самостоятельное суждение на предложенную тему .2. Какова структура написания сочинения-рассуждения? (Тезис, аргументы, вывод)
3. Разберёмся в понятиях.
3. Структуру сочинения
- Какие фразы-связки можно взять для нашего сочинения?
1.(Пишем слово, которое надо объяснить), в моём понимании, - это….2.- Аргументируя свою точку зрения, обращаюсь к предложенному тексту
- Докажем эту мысль на примере
(Пишем ФИО автора). В нём говорится о том, как (что)… (Приводим пример, подтверждающий вашу точку зрения, из этого текста)3. - Нечто подобное было и в моей жизни. (Пишем аналогичный случай из жизни) - Попытаемся раскрыть значение тезиса на примере, взятом из рассказа, повести, романа, стихотворения (Пишем аналогичный случай из литературы)4. Итак, мы пришли к выводу, что (пишем то же самое, что и во вступлении, только другими словами).
4. Чтение задания 15.3
5. Каков смысл слова «ДРУЖБА»?1. объясняя смысл слова дружба, избегайте такой формулировки: Дружба - это когда ... ;
2. выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ: а) назвать понятие (дружба), б) назвать более широкое понятие (например, отношения), в) указать отличительный признак (например, основанные на ...);
3. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей (см. последнее предложение вступления).- Что нам поможет дать определение понятию? (текст сжатого изложения)
6. Чтение текста
7. Пушкин-лицеист
Ребята, чтобы нам лучше понять содержание текста, давайте вспомним биографию Пушкина, его лицейские годы. Кто были его друзьями по лицею?
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.(Ст. «Разлука»)
- Но сегодня мы будем о ком говорить?
- Что не получалось у него?
( у него были проблемы со стихосложением, хотя он очень хотел научиться писать стихи)
- Можно ли сказать, что он издевался над Вильгельмом?
8. Краткий пересказ текста .
Друзья Пушкина по лицею приходят навестить его во время болезни. Он рад их визиту. Вильгельм просит его прочесть новые стихи. Все они писали стихи, но с пушкинским творчеством их было несравнимо. Труднее всех это искусство давалось Виленьки, но, тем не менее, поэзию он считал призванием своей жизни. Пушкин любил друга за преданность поэзии, за желание добиться своей цели. Пушкин читает довольно обидные строки, посвящённые Вильгельму. Но тутже автор этих строк подбегает к другу с просьбой простить его. Виленька не держит обиды на поэта и просит повторить его ещё раз стихотворение.
- Почему друзья Пушкина восхищались его стихотворением? (они понимали, что его стихи намного выше их стихотворных опытов).
- Прочтите фрагмент из текста, где видно, что Вильгельм не держит зла на Поэта? ( пр. 48-55)
7. Какие литературные произведения мы можем взять в качестве второго аргумента?
- Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- В.Г. Короленко «В дурном обществе»
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
8. Написание частей сочинения.
В целях экономии времени я предлагаю написать сочинение типа 15.3 по частям: 1 ряд – вступление и заключение, 2 ряд – аргумент из текста, 3 ряд – аргумент из жизни. На это время нам отводится 10 минут
9. Заключение
Итак, общими усилиями мы написали несколько сочинений 15.3. Я думаю, наша сегодняшняя работы не прошла бесследно. Многие из вас на нашем уроке-практикуме ликвидировали свои пробелы. И я хочу вернуться к теме урока: Ты напишешь сочинение? Отрицательного ответа быть не должно.