Внеклассное занятие на экологическую тему: Природа — наш общий дом.
Областное государственное казенное образовательное учреждение для учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Кохомская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида»
«Природа – наш общий дом»
(внеклассное занятие)
Подготовила и провела:Лылова Елена Тимофеевна
Кохма 2014 г.
Воспитательское занятие на тему:
«Природа – наш общий дом»
Цель: формирование элементарных экологических знаний.
Задачи:
- развитие интереса обучающихся к природе и ее охране;
- расширение и углубление необходимых экологических и нравственных знаний, в том числе формирование знаний о роли нелюбимых животных в природе и жизни человека;
-включение детей в деятельность по оказанию помощи природе, выработка навыков культурного поведения в природе;
-коррекция эмоциональной сферы, стимулирование появления и проявления нравственных и эстетических переживаний ребенка, показ красоты и неповторимого своеобразия каждого вида животных.
Тип занятия: Комбинированный
Учащихся в классе: 10
Краткое описание воспитательского занятия:
«Природа – это дом, в котором мы живем.
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под сводом голубым, под светом золотым.
Хотим мы в этом доме жить вовеки».
Оборудование: показ фотографий через мультимедийную установку; костюмы для показа сценки; выставка книг.
-И так, ребята, все мы собрались, давайте начнем наше занятие, которое называется «Природа – наш общий дом» - (ф. №1)
Словарная работа: «природа»
- Природа – это дом для растений, дом для животных, дом над которым днем плывут белые облака, а ночью - серебристые звезды.
- 1 - Растения
- Давайте вместе вспомним, что мы называем растениями.
(Это трава, деревья, кустарники.)
-Сейчас я буду загадывать вам загадки о деревьях, а вы постарайтесь отгадать о каком дереве идет речь.
1. Что же эта за девица:
Не швея, не мастерица.
Ни чего сама не шьет,
А в иголках круглый год. ( Ель) - (ф. № 2)
2. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина) - (ф. №3)
3. С какого дерева упал этот листочек? (Клен) - (ф. №4) Осенью клен кажется особенно красивым.
4. Что это? (желудь)
На каком дереве вы его можно увидеть? (на дубе)- (ф.№5,6)
5. По весне в лесу высоком,
На опушках и в глуши,
Всех я вкусным, сладким соком
Угощаю от души. (Береза) - (ф.№7)
6. С какого дерева эти иголки? (Сосны) – (ф. №8)
7. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обтесают,
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)- (ф. №9)
В процессе отгадывания загадок на экране появляются изображения с деревьями: (рябины, клена, дуба, березы, сосны, ели, липы.)
- Молодцы. Вы хорошо знаете названия деревьев.
-А теперь подумайте и скажите, как назвать одним словом место, где растет много разных деревьев?
Лес – словарная работа.
-У меня в руках конверт со словами: лес, наше, богатство, береги, его.
-Сейчас я порошу девочек: Анжеллу и Наташу составить из этих слов предложение и прочитать его.
-Пока девочки составляют, вы отгадайте мою загадку.
- Богатырь стоит богат.
Угощает всех ребят:
Ваню - земляничкой,
Таню - костяничкой,
Петю - сыроежкой,
Костеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой! (лес)
- Действительно лес очень богат: и грибами ,и ягодами ,и лечебными травами. И всеми своими богатствами он щедро делится с нами.
Девочки читают предложение, которое составили: -
«ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО, БЕРЕГИ ЕГО!» - (ф. №10)
-Посмотрите, как выглядит лес в разное время года.
( показ иллюстраций леса в разное время года) - (ф.№11,12,13,14)
-Правда, красиво? Как манит лесная тропинка зайти в лес.
-Ребята, вы хотите отправиться в путешествие по лесу? - Да.
-2 – Обитатели леса.
-Ребята, скажите, а в лесу кто ни будь живет?
-Лес является домом для многих животных.
- Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете лесных жителей?
Загадки о животных.
1.Рыжая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала, и с собой унесла. (Лиса)- (ф.№15)
2.На гору бегом,
А с горы кувырком. ( Заяц) - (ф.№16)
3.Кто на дереве дуплистом,
замахал хвостом пушистым? (Белка)- (ф.№17)
4. Сыт бываю только летом,
В час, когда малину рву.
И пол - года без обедов
И без завтраков живу. ( Медведь) – (ф.№18)
5. Идет, иглы на себе несет,
Чуть кто подойдет,
Свернется в клубок-
Ни головы, ни ног. ( Еж) – (Ф.№19)
-Вот, ребята, скольким обитателям - лес, является домом. И поэтому его надо беречь.
-3-Спасатели леса.
(Стук в дверь, принесли телеграмму.)
-Ребята, сорока принесла срочную телеграмму:
"Помогите, спасите! В лесу пожар! Мальчики Федя и Витя разожгли костер. Но вдруг, огонь быстро пополз по сухой траве. Дети испугались и побежали из леса домой. Пламя продолжает разгораться! Помогите! На деревьях в гнездах маленькие птенчики, а под елочками сидят беззащитные зайчата. Спасите их!"
- Пойдемте спасать лес и их обитателей.
Игра "Спасатели леса"
-Ребята, чтобы спасти зверей, нужно преодолеть препятствия.
Задания:1.Пройти по мостику через ручей (вытянутая прыгалка);
2.Обойти завал из деревьев (обежать вокруг стула);
3.Спасти одно животное (взять одну игрушку и вернуться в команду).
Выигрывает та команда, которая спасет больше зверей.
( Сели на свои места.)
- Ребята, зверей мы спасли, а пожар в лесу не потушили. Вот он весь и сгорел. Посмотрите, как выглядит лес после пожара.
( показ файлов №20,21)
-Как вы думаете, может ли в таком лесу кто-либо жить?
- А вы, пойдете туда по грибы, ягоды? - Нет.
- Назовите мне причины лесных пожаров?
(Не осторожное обращение с огнем, выброшенная сигарета, гроза...)
-Как надо себя вести в лесу, чтобы этого не случилось?
Не разводить костер, а если вы обнаружили в лесу угольки догорающего костра, то обязательно присыпьте их землей или залейте водой. Если вы увидели тлеющую сухую траву, притопчите ее ногами, не в силах затушить огонь, нужно сообщить о пожаре взрослым или позвонить в пожарную службу-01.
-Чтобы лес восстановился, потребуется много лет.
(показ иллюстрации после пожара через два года.) - (ф.№22)
-4- Жалобная книга природы.
-Ребята, какие животные вам нравятся? Каких животных ирастения вы не любите? За что? Почему?
-Змеи, лягушки, крапива, мухомор.
-Кусаются, жалят, ядовитые...
-Ребята, в природе все взаимосвязано. Истребление одних животных, приведет к исчезновению других видов животных. Так, к примеру, медведи коалы питаются только листочками и веточками эвкалиптового дерева. Если уничтожить все деревья эвкалипта, то очаровательные мишки просто вымрут. К сожалению коалы не употребляют в пищу листья других деревьев. (ф. – 23)
У меня в руках "Жалобная книга природы". Сейчас ребята нашего класса прочитают некоторые жалобы из этой книги. А вы должны догадаться, от имени какого животного или растения составлена жалоба.
- -Ребята, вот мы познакомились с некоторыми жалобами растений и животных, но их намного больше.
- Подумайте, какую помощь природе вы уже сейчас можете оказать?
( Содержать в чистоте территорию вокруг школы, не загрязнять леса и реки, изготовлять кормушки для птиц, подкармливать их; не срывать редкие растения.)
- Как следует вести себя при встрече с животными в природе?
(Не надо их трогать, лучше отойти в сторону; не подходить близко к их жилью.)
-Можем ли мы сказать про животных и растения «нужные» или «ненужные»? ( Нет.)
- Надо твердо знать: любое животное – часть природы, и каждое в ней играет свою важную роль.
-5- Правила поведения на природе.
- Давайте вспомним правила поведения на природе.
( Ситуативные задания по правилам поведения на природе.)
-Я буду задавать вопрос и к нему несколько вариантов ответов, а вам
нужно выбрать один правильный вариант ответа, и кратко пояснить, как надо поступить, чтобы не нанести вреда природе.
1. Мы увидели на дороге красивого жука. Ваши действия?
· Остановимся и понаблюдаем
· Откинем в сторону палкой; вдруг он ядовитый
· Отнесем домой, посадим в банку, понаблюдаем и выпустим на улицу.
2. Вы увидели гнездо, в котором находятся птенцы. Что надо делать?
· Надо пройти мимо и не трогать
· Взять птенцов домой
3. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, настоящий это белый или ложный. Что надо сделать?
· Оставить его на месте
· Спросить у друзей
· Срезать и взять с собой
4. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра. Что надо сделать?
· Оставить все как есть
· Залить водой или затоптать ногами до полного исчезновения дыма или
пара
· Закидать землей
· Сообщить в пожарную часть
5. После похода остался мусор. Ваши действия?
· Закопаем в яму.
· Унесем домой, и выкинем в контейнер для мусора.
· Оставим все как есть. Вокруг и так много мусора.
· Сожжем бумагу.
-Посмотрите на эти знаки. О чем они говорят? (ф. №30) - отв. детей
-Молодцы. Вы все знаете как правильно вести себя. Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не причинит вред животному.
-6-Инсценировка стихотворения «Пойманная птичка».
По стихотворению А.А. Пчельниковой «Птичка»
-Ах, поймалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети;
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете!
-Ах, зачем, зачем я вам.
Миленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети!
-Нет, не пустим, птичка, нет!
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет;
Чаю с сухарями
-Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю:
В поле мошек я ловлю,
Зернышки сбираю
-Так замерзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке:
А у нас-то! В золотой
Будешь жить ты клетке!
-О! Не бойтесь: в теплый край
Улечу зимою.
А в неволе светлый рай
Будет мне тюрьмою.
-Птичка, птичка! как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили б грустить:
Все б тебя ласкали.
-Верно, детки; но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.
-Правда, правда! Птичка, ты
Не снесешь неволи
Ну, так Бог с тобой – лети
И живи на воле!
_ Вы очень внимательно слушали выступление ребят. Какой вывод можно сделать?
Нельзя ловить птиц. Им в неволе очень плохо, они могут погибнуть.
-7- Итог занятия.
Подходит к концу наше занятие. Вы хорошо отвечали на все мои вопросы. Так скажите мне, как вы теперь будете относиться к природе? Будете ли ее беречь?
-Так давайте начнем с сегодняшнего дня проявлять свое уважение к природе. Посмотрите внимательно на деревья, растущие вокруг школы и вблизи ее. Какие они большие и красивые даже в зимнее время года. Они были б еще красивее, если бы вы не ломали ветки, не лазали по деревьям.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
На этом наше занятие закончено, всем спасибо. Берегите природу, растения, животных. Не причиняйте им вред. Читайте книги о природе и животных.
- Книжная выставка.
Демонстрация литературы по теме.
Список использованной литературы.
1.Акимушкин И.«Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные».
2.Махлин М.Д. «О тех, кого не любят».
3.Пособие для внеклассных занятий по экологии. «В союзе с природой».
4.Журнал « Начальная школа» № 9, 2012 г.
5.Русские народные сказки: «Царевна – лягушка», «Варежка», «Теремок».
6.Детская энциклопедия «мир леса».
7.Твоя первая энциклопедия «самые маленькие животные»
8.Энциклопедия для детей «Все о животных».
9.Паустовский К., Скребицкий Г., Ушинский К., Бианки В. «Рассказы о природе»
10.Бианки В. «Синичкин календарь».
11.Житков Б. «Рассказы о животных».
12. Сладков Н. «Лесные сказки».
Жалоба от лягушки: "Сама знаю, что не красавица. Но не всем же быть красавицами! А польза от меня большая. Увидев меня, многие шарахаются в сторону, а кто-то и камнями норовит забросать. А за что? Придумали, что от меня на руках бородавки бывают... Чушь какая-то!"
А я совсем не вредная. У меня действительно выделяется через кожу беловатая сильно пахнущая жидкость, но никаких бородавок от этой жидкости не бывает. Просто так я спасаюсь от врагов. Мы, лягушки, питаемся разными насекомыми. Спасаем людей от назойливых комаров.
Комментарий специалиста.
- Ребята, весной в высыхающих лужицах погибают большое количество икринок лягушек. Люди должны в это время заботиться о сохранении их потомства, и переносить икру в более глубокие водоемы. Рассмотрите внимательно лягушку. Она ведь вовсе не противная, да же, наоборот, в ней есть что-то симпатичное. Обратите на ее большие внимательные глаза, на большой, как будто улыбающийся рот. Не случайно лягушка стала героиней многих сказок.
«Царевна – лягушка», «Теремок», «Варежка», «Лягушка путешественница».
Жалоба от змей: "Как жаль, что меня боятся почти все люди. Я ведь просто греюсь на солнышке и не трогаю никого. А какая я красивая! Полосками разноцветными переливается моя чешуя. Многих людей своим ядом исцеляю. Не убивайте меня!
Комментарий специалиста.
- Змеиный яд может помочь в лечении разных болезней, они питаются разными видами грызунов. Тем самым спасают наши урожаи.
Обратите внимание на то, какая красивая кожа у змей, какие необычные узоры на спинах. Из-за этой красоты змеи издавна страдали. Их убивали, а из кожи делали сумки, обувь. В нашей стране змеи охраняются законом.
Жалоба от водяных лилий: "Мы - белоснежное чудо на воде. Как мы красивы! А вы нас обрываете. Для чего? Мы ведь в вазе стоять не можем, сразу вянем. Любуйтесь нами, когда мы растем в воде".
Комментарий специалиста.
- Некоторые виды водяных лилий занесены в список исчезнувших. И мы никогда уже не сможем полюбоваться их красотой.
Жалоба от крапивы: "Меня узнают даже слепые, лишь прикоснутся ко мне. Я же не виновата, что мною провинившихся мальчишек по мягкому месту поколачивают. А ведь из меня не только разные лекарственные настои можно приготовить, но и очень полезные щи, супы, салаты. В Великую Отечественную войну я многих от голода спасла".
Комментарий специалиста.
- Крапива прекрасно останавливает кровотечение, вылечивает простуженное горло, насыщает организм витаминами: А, С, К. Из ее стеблей раньше получали волокно для выработки тканей (похожее на шелк). Об этом говорится даже в сказке Андерсена « Дикие лебеди». Помните, из чего Эльза плела рубашки для своих братьев – диких лебедей?
Жалоба от мухомора: "Я - очень красивый гриб! Моя шляпка красная, вся в горошках. Люблю выделяться среди других грибов. Зачем же вы меня ногами сбиваете? Сами вы меня не едите, а вот некоторые животные меня в пищу употребляют. Да, и красота от меня в лесу".
Комментарий от специалиста.
- Мухомор действительно отпугивает своим запахом мух. Из мухоморов делают отвары, которыми лечат некоторые болезни. Но, несмотря на свою красоту, в пищу мухоморы употреблять нельзя.
15