Использование коммуникативных ресурсов Интернета на занятиях по иностранным языкам
Республиканская научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов и студентов по иностранным языкам: «Иностранные языки в фокусе инновационных изменений образовательных программ»
Тема: «Использование коммуникативных ресурсов Интернета на занятиях по иностранным языкам»
Автор: Хутыз Светлана Ерестемовна учитель немецкого языка, МБОУ СШ № 1 а. Тахтамукай
В последнее время интерес к изучению иностранных языков намного возрос, и условия сегодняшнего времени предъявляют всё большие требований к осознанному владению иностранным языком. Это вызвано, прежде всего, социальным заказом общества. Современная жизнь призывает обеспечить подготовку учащихся к постоянно меняющемуся миру, способствовать овладению формами межличностного и межнационального общения.
На современном этапе развития общества модернизация содержания образования тесно связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Поэтому вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе сегодня очень актуален. Это новый подход к процессу обучения, новые формы и методы преподавания. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Школа не может дать запас знаний на всю жизнь. Но школьник может взять здесь основные базовые ориентиры основных знаний. Школа в состоянии и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.
Перед учителем ставится задача – создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать и применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы проявить учащемуся свою активность, свое творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Одной из таких современных педагогических технологий является использование Интернет-ресурсов. Опыт показывает, что такая форма обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Интернет предлагает нам многообразие информации и ресурсов: электронная почта; телеконференции; видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги. Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.
Глобальная сеть Интернет дает возможность для получения любой необходимой информации учащимся и учителям: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет.
Одним из основных требований в обучении иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов является создание взаимодействия на уроке, в методике это принято называть интерактивностью. Обучая «живому» языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивает заинтересованность, а, значит, эффективность. Интерактивный подход в виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке. Здесь основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, а для коммуникативного задания это не является обязательной целью (ведь одним из самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог).
На сегодняшний день очень много сайтов, которые делают возможным путешествие по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие достопримечательности. Здесь можно найти все по выбранной теме – от фотографий достопримечательностей до интересных текстов о природных ресурсах, культурной жизни страны на изучаемом языке. Можно предложить детям путешествовать в качестве туристов или экскурсоводов. Они смогут сами «упаковать багаж» и «порекомендовать вещи, необходимые в дороге», «позвонить по контактному телефону туристических агентств и гостиниц для получения информации о наличии путевок и свободных мест», «заполнить бланки-анкеты». Отчетом о проделанной работе можно предложить ученикам создать фотоальбом, дневник своих путешествий или сделать презентацию- рекламу.
Один из практических примеров использования Интернет на уроке:
WWW-проект «Школа» (8 класс)
Цель проекта: Знакомство системой образования в Германии, словарный запас, практика с Интернет-ресурсом, развивать интерес к изучению немецкого языка.
1. Vorbereitung der WWW-Recherche „Das Schulsystem in Deutschland“. (Подготовка в классе):Обсудить изучаемую тему:
Was wissen wir ьber dieses Thema? Welcher Wortschatz ist notwendig? Zu welchen konkreten Fragen suchen wir Information
·en? Wie viel Zeit steht fьr die WWW-Arbeit zur Verfьgung? Wenn wir in der Gruppe arbeiten: wer ьbernimmt welche Rollen bei der Gruppenarbeit?
2. Durchfьhrung der WWW-Recherche „Das Schulsystem in Deutschland“. Hausarbeit: Каждый ученик в группе получает свое задание: найти информацию на веб-сайте, обработать текст, сделать словарь, подготовить вопросы, выделить важную информацию.
3. Verarbeitung. Klassenarbeit:
Дети обмениваются информацией, читают тексты, переводят слова. Результаты обобщаются.
4. Prдsentationsmцglichkeiten.
Разные формы: сделать сообщение, иллюстрированная газета, коллаж, викторина, альбом.
WWW-проект «Путешествие по Европе»
1. Findet weltbekannte Ferienziele. Sucht im Internet nach Informationen ьber die beliebten Ferienziele in Deutschland, Цsterreich und in der Schweiz. Was kann man dort sehen? Schreibt eure Antworten auf Deutsch. Verwendet deutsche Suchmaschinen ins Netz: www.goethe.de, Yahoo. de. Ferienziele wдhlen selbststдndig.
2. Plant eine Rundfahrt in einer deutschen Stadt fьr unsere Gдste. Verwendet Suchmaschinen dabei: City Net, Yahoo oder City Map. Die deutsche Stдdte: Berlin, Dьsseldorf, Dresden, Gцttingen, Hamburg, Kцln, Leipzig, Mьnchen, Potsdam, Rostock, Stuttgart oder Wiesbaden. Beantwortet die Fragen kurz:
a) Was fьr interessante Sehenswьrdigkeiten (Strassen, Plдtze, Parks, Burgen, Museen, Kirchen, Schulen, usw.) mцchtet ihr ansehen?
b) Was fьr Unterhaltung (Tanz, Sport, Film, Musik, Einkauf, usw.) plant ihr?
c) Wohin geht ihr zum Essen und Trinken (Restaurants, Cafйs, Biergдrten, Pizzerias usw.)?
Для выполнения таких заданий необходимо заранее найти все нужные адреса в Интернете, чтобы учащиеся не тратили на это время.
Интернет придаёт проекту больший динамизм, меняет его временные рамки. В ходе работы над проектами учащиеся применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную страноведческую информацию. Лучше, если тема проекта будет соответствовать учебной теме. Или она должна быть интересной для учащихся и входить в общий контекст обучения языку.
Итак, можно сделать вывод, что для реализации проекта, недостаточно определить тему. Учитель должен подготовить и организовать проведение проекта: сформировать группы, определить временные рамки проекта, какой материал кроме Интернета можно использовать, найти и дать им необходимые адреса, предложить форму презентации результатов.
Конечно, работа учителя усложняется. Учитель должен быть готов реагировать на различные вопросы учащихся, помогать им и направлять их работу. Можно сказать, что работа с Интернетом предъявляет более высокие требования к профессиональной подготовке и личностным качествам учителя. Но в процессе работы у детей появляется осознанное понимание того, что они не зря занимаются изучением иностранного языка. Этот факт является огромнейшим стимулом для дальнейшей работы.
Используя информационные ресурсы сети Интернет в учебном процессе можно более эффективно решать целый ряд задач:
-формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
-совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных материалов сети;
-пополнять свой словарный запас;
-знакомиться с речевым этикетом, особенностями культуры, традициями страны изучаемого языка.
Компьютерные технологии помогают привлекать пассивных учеников, делать занятия более наглядными, приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом, воспитывать терпимость к культуре других народов.
Если ученик получит в школе навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять, делать выводы и научится самостоятельно добывать знания, то во взрослой жизни он будет образован, информирован и сможет принимать собственные решения, сохранит свою индивидуальность.
Именно информационные технологии делают учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он полностью раскрывает свой творческий потенциал, проявляет свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.
Литература
Баклашкина М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе. Иностр. языки в школе. – 2009. – № 1.
Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий. Иностр. языки в школе. – 2009. – № 11
Макаревич И.Г. Интернет на уроках немецкого языка. Иностр. языки в школе. – 2004. – № 6.
Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам. Иностр. языки в школе. – 2003. – № 5.
Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. Иностр. языки в школе. – 2001. – № 2.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М: Просвещение, 1991.