Внеклассное мероприятие для 8-10 классов театрализованное представление на тему Физика в телестудии

Телемарафон (общешкольное мероприятие для 7-10 классов)
Цели
В доступной увлекательной форме показать обучающимся, что знание законов физики может пригодиться им в различных жизненных ситуациях независимо от того, чем они будет заниматься в жизни;
Поднять престиж учебного предмета «Физика»;
Заронить мысль о том, что только знающий человек может быть успешным в жизни;
Научить участников мероприятия владеть аудиторией, работать в команде, быть коммуникабельным;
Помещение, в котором проводится мероприятие, оформляется как телестудия. Для каждой передачи подбираются ведущие. Остальные обучающиеся играют роль зрителей. Заставки названий передач и рисунки демонстрируются в виде слайдов с музыкой.
Начало праздника
Учитель физики. Сегодня в нашей телестудии записывается ряд передач. Это известные программы: «Хочу все знать», «Суд идет», «Жить здорово!», « Пока все дома», «Человек и закон», «Гидрометцентр сообщает», «Смехопанорама », «Угадай мелодию». Каждый из вас может стать участником любой из них и даже получить приз, если проявит активность и продемонстрирует хорошие знания по физике.
Прошу в студию ведущего программы « Хочу все знать». Мотор! Начали!
Программа «Хочу все знать»
На сцене появляется ведущий программы «Хочу все знать».
Ведущий. Мы получили письмо. Я зачитаю его: « Двадцатый век! Привычными стали атомные электростанции, синхронизаторы, сверхзвуковые самолеты, цветное телевидение, космические корабли, бороздящие космос. И все же, принимая сегодня как должное все эти человеческие свершения, мы не можем не удивляться творениями живой природы: чего только нет в ее «патентном бюро»! Хочу узнать о млекопитающих с физической точки зрения».
Чтоб ответить на ваш вопрос, мы пригласили в студию выдающегося физика.
Физик. С точки зрения физики рассмотрим, например, ультразвуковой локатор. Пожалуйста, он есть у летучей мыши. Реактивный двигатель? Им обладает кальмар. Точный барометр? Он имеется у лягушки ( Слайд)
А теперь подробнее об этом.
В полете летучая мышь непрерывно излучает электромагнитные импульсы ультрафиолетового диапазона, всегда обращенные по направлению полета: ее локатор постоянно меняет режим работы.
Реактивное движение, используемое ныне в самолетах и ракетах, свойственно кальмарам: они используют для своего движения реакцию выбрасываемой струи.
Лягушка – блестящий «синоптик»: ее кожа очень легко испаряет влагу. В сухой атмосфере кожа быстро обезвоживается, поэтому лягушка в такую погоду сидит в воде; в сырую погоду или когда собирается дождь она вылезает на поверхность – обезвоживание теперь ей не грозит.
Гремучая змея улавливает разницу в температуре, равную тысячной доле градуса; крысы ощущают радиацию, обыкновенный черный таракан «видит» радиацию.
Инстинкты животных, как это убедительно доказано наукой, безошибочны. Берегите наш животный мир и природу! А то настанет такое время, что не у кого будет учиться «мудрости».
Ведущий. Итак, мы ответили на заданный вопрос. Ждем ваших писем! С вами остаются я и Хозе.
Программа «человек и закон» (викторина)
На сцене появляется ведущий программы «Человек и закон».
Ведущий. Наша викторина называется «Человек и закон». С помощью подсказок игроки должны угадать имя ученого, о котором идет речь.
Первая личность
Первая подсказка. О каком ученом 18 века А.С. Пушкин говорил, что он создал первый в России университет, «он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»?
Вторая подсказка. К каким отраслям науки и техники относятся работы этого ученого?
Ответ: М. В. Ломоносов; его труды посвящены физике, астрономии, геологии, литературе, приборостроению, русскому языку.
Вторая личность
Первая подсказка. Среди ученых, внесших большой вклад в развитие физики, особое место занимает этот древнегреческий исследователь. Он родился в городе Сиракузы на о. Сицилия.
Вторая подсказка. Ему принадлежат слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»
Третья подсказка. С помощью этого закона ученый решил задачу о содержании золота и серебра в короне царя Сиракуз Гиерона.
Ответ: древнегреческий ученый Архимед.
Ведущий. Среди двух участников мы определим самого лучшего знатока физики. Игра ведется до двух очков. Итак, начали.
Третья личность
Первая подсказка. Этот ученый начал свою деятельность в качестве школьного учителя. Нобелевскую премию он получил в 1921 г. за физико-математические исследования законов фотоэффекта.
Вторая подсказка. Его письмо президенту США в 1940 г. стимулировало организацию ядерных исследований в стране. Он искал ответ на вопрос: «Что такое гравитация?» - и создал теорию относительности.
Ответ: Альберт Эйнштейн.
Четвертая личность
Первая подсказка. Один из тех, кто заложил основы современного естествознания, создатель классической физики, выдающийся английский ученый. Родился он в 1643 г. в городе Вулсторпе, окончил Кембриджский университет.
Вторая подсказка. Он открыл 3 важных закона механики.
Ответ: Исаак Ньютон.
Пятая личность
Первая подсказка. Тюбик с зубной пастой.
Вторая подсказка. Закон гидростатики, согласно которому давление на поверхность жидкости, произведенное внешними силами, передается жидкостью по всем направлениям одинаково.
Ответ: закон Паскаля.
Ведущий. Победитель нашей викторины награждается благодарственным письмом.
Программа «Жить здорово»
Ведущая. «Здоровье – не все, но без здоровья мы ничто!» (Сократ) – это эпиграф темы нашей передачи. У нас стальной взгляд, железные локти, но в организме металлов не хватает. Мы пригласили специалистов, чтобы получить подробную информацию по данному вопросу.
Т е р а п е в т. Даже самый хороший человек на 90% состоит из воды. Плюс магний, медь, железо Без калия, магния, железа и других микроэлементов человек не прожил бы и дня. Они для нашего организма и пища, и лекарство. Например, если в компот добавлять немного цинка (речь идет о микрограммах), то иммунная система воспрянет духом и окрепнет, а человек будет меньше болеть. Цинк участвует в делении клеток, без него зарождение жизни невозможно. Хотя цинк особенно необходим молодому, растущему организму, не повредит он и взрослому мужчине.
Магний – тоже серьезный элемент. Ешь мало магния – заработаешь инфаркт миокарда, гипертонию. Человек с дефицитом магния быстро устает, плохо спит, раздражается, у него развивается синдром хронической усталости.
При нехватке меди из нормального человека можно превратиться в неврастеника, да еще и с предрасположенностью к сахарному диабету и аллергии.
Не хватает кальция – вы потенциальный клиент травматолога.
Ведущая. При стрессах мы теряем цинк и магний. Почему в организме москвича микроэлементов меньше, чем, например, у нас в сельской местности?
В р а ч – п е д и а т р. Это «синдром мегаполиса». Сорок процентов московских детей испытывают дефицит магния и цинка. Таких потерь не встретишь даже среди жителей глухой деревни, где люди питаются гораздо скромнее. Но если сравнить среду обитания московского и деревенского ребенка, то в крупном мегаполисе она хуже. Не потому, что в московской почве много свинца или солей тяжелых металлов, а потому, что жизнь в столице – сплошные стрессы. Организм теряет цинк и магний именно при стрессах.
Другая причина: почти каждый московский ребенок страдает дисбактериозом. При нарушениях кишечной флоры микроэлементы усваиваются плохо. Чипсы и лимонады нарушают усваиваемость хрома, цинка, магния, кальция.
Если же мама «помешалась» на диетах и исключила из семейного рациона пищу, содержащую жиры, у ее ребенка вероятен дефицит селена, который поступает в организм с жирами. Селен питает мышцы, волосы, ногти.
Ведущая. Кому чего не хватает?
В р а ч – п е д и а т р. Если ребенок часто болеет, скорее всего он недополучает марганца. У пятилетнего ребенка и у подростков в период полового созревания, когда организм растет, происходит большой расход цинка. Если ребенок заметно подрос за лето, необходимо добавить в его рацион капусту. Цинк необходим аллергикам и людям, страдающим кожными заболеваниями.
Девочкам-подросткам требуются железо, медь, кальций, йод. Любая домохозяйка знает, что при дефиците нужно налегать на мясо, яблоки, гранаты, гречку. Медью богата говяжья печенка, бобовые, орехи.
В р а ч – к а р д и о л о г. Селен требуется тем, кому за 40, этот элемент препятствует старению. Инфаркты, инсульты в возрасте 45-55 лет часто случаются из-за нехватки селена.
Штангистам, боксерам, молотобойцам, то есть людям физического труда, требуется железо. У марафонцев, студентов физкультурных институтов, гребцов и футболистов наблюдается дефицит магния.
В р а ч – н е в р о л о г. Журналисты, особенно те, кто пишет статьи по ночам, тратят много железа, меди, кальция. Если вы вынуждены дни напролет сидеть за компьютером, вам наверняка не хватает кальция.
Магний, марганец, медь, цинк влияют на наши эмоции и работу центральной нервной системы. Если у вас бессонница кушайте этот винегрет на здоровье.
Из-за избытка свинца в организме человек не может сконцентрировать внимание. Но рассеянность также встречается при дефиците цинка, железа и марганца.
Ведущая. Каждый из нас состоит как минимум из 50 химических элементов. Но возьми любого, и окажется, что у каждого «доза» микроэлементов разная. Наше здоровье в наших руках, и мы должны помнить о химических элементах в нашем организме.
Передача « Пока все дома»
Самовар на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного благополучия. Он сам стал объектом художественного интереса, и множество мастеров декоративно-прикладного искусства принимали участие в создании его декоративного убранства.
Самовар – это часть жизни и судьбы русского народа. Самовар – это поэзия.
Мы в гостях в деревне. Попросим объяснить строение самовара.
С т а р и к. Каждый самовар состоит из:
Стенка (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения);
Кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладется топливо);
Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки);
Шейка (низ самовара);
Поддон (основание самовара);
Ручки;
Репеек (фигурная пластина, прикрепленная к стенке самовара, в которую врезается кран);
Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и с различными декоративными украшениями);
Донышко;
Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды);
Подшишки (гвозди для крепления деревянных шишек);
Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой);
Заглушка (колпачок, чтобы закрывать кувшин).
Ведущий. Каковы устройство и механизм работы самовара?
Старушка. Устройство самовара довольно примитивно. Это цельный тонкостенный сосуд с проходящей через него от топки до конфорки вертикальной трубой. Через трубу закладывается топливо. У трубы большая поверхность, поэтому вода закипает быстро и температура внутри сосуда поддерживается постоянной. Топка прикрепляется к нижней части самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Это обеспечивает устойчивость и пожарную безопасность. Воздух в трубе естественным образом поднимается вверх, что создает замечательную тягу в топке. Кран, с помощью которого вода выливается из самовара, расположен на небольшом расстоянии от дна, поэтому взвесь не попадает в чашку. В устройстве самовара нет ничего сложного, однако, Чтобы изготовить самовар, требуются знания и опыт нескольких специалистов разных профессий: наводильщиков, лудильщиков, токарей, слесарей и т.д.
Ведущий. Я видел в фильмах, как на самовар надевают сапог. Зачем это делают?
Внучка. А теперь самое и интересное. (Показывает, как надевать сапог на самовар и раздувать огонь.) Если топливо оказалось сырым или погода ненастная, самовар нужно раздувать. Это можно сделать через отверстия в стенках топки или же «крестьянским способом» - с помощью сапога, который и надевали на трубу самовара. А вообще-то в деревенских избах трубу самовара соединяют с дымоходом с помощью Г-образной трубы, которая и обеспечивает идеальную тягу.
Ведущий. А как заварить чай?
Старушка. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Тяга замедляется. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай. Существуют самовары, в которых можно приготовить одновременно чай, суп и кашу. В таких самоварах сосуд разделен на несколько отсеков, а блюда готовятся одновременно.
Ведущий. Если быть проще, то самовар – это «металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями».
Сцена первая.
Старик. Женушка! Ставь самовар, а я пока дров нарублю.
Старушка. Самовар-то я поставлю, только чем топить?
Ведущий. Чем можно топить самовар?
Внучка. Бабушка, я в лесу шишек набрала. Можно ими топить?
Ведущий. Почему шишки считаются лучшим топливом?
Ответ: Шишки смолисты, их размер невелик, а еще шишка разлаписта. Следовательно, воздух будет легко проходить сквозь нее и снабжать кислородом зону горения. Мы знаем, что для горения нужен кислород. Шишками заполняется весь «кувшин» самовара. При этом нижние шишки горят, средние загораются, а верхние нагреваются. Таким образом, тепло зря не расходуется.
Сцена вторая

Старик. Внучка! Ты самовар почистила?
Внучка. Да. Песком терла, все руки исцарапала. Видишь, как блестит самовар?
Ведущий. Для чего важно, чтобы самовар блестел?
Ответ: Блестящая поверхность вследствие отражения препятствует передаче энергии излучения, т.е. самовар медленнее остывает.
Программа «смехопанорама»
Первый ведущий. Добрый день, уважаемые телезрители и гости студии! Добро пожаловать на программу «Смехопанорама». Сегодняшний выпуск посвящаем физикам. Да-да, такие вроде бы серьезные люди, как ученые и изобретатели, умели и любили шутить.
Второй ведущий. Однажды, когда Нильс Бор работал в лаборатории, потребовалось измерить напряжение в цепи. Лаборант – любитель крепких выражений – уже отправился было за вольтметром, но Бор остановил его и предложил определить напряжение на ощупь. «Но как же я смогу это сделать?» - удивился лаборант. «Очень просто, - ответил ученый. – Если в сети будет 10 В, вы воскликните: «О черт!», а если 220 В, то выражение будет гораздо крепче»
Первый ведущий. Когда немецкий физик Вильгельм Рентген открыл Х-лучи, страну наполнили самые невероятные слухи об их могуществе. И однажды ученому пришло письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей и инструкцию, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, для поездки к ученому у него не нашлось времени. Рентген был человеком с чувством юмора, так что ответил: « К сожалению, в настоящее время у меня нет Х-лучей, к тому же пересылка их – дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне вашу грудную клетку».
Второй ведущий. Вот несколько смешных случаев на уроках. Смейтесь вместе со всеми, ибо смех не только лечит, но и учит.
Из отчета о лабораторной работе: «На лабораторной работе я вешал массу тела».
Ответ ученика на уроке: «Мы еще не установили елку, до Нового Года она полиняет».
«Вещество между молекулами называется диффузией».
Передача «гидрометцентр сообщает»
Народные приметы.
Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.
В сухую погоду насекомые не боятся намочить крылья и могут попасть в сети к пауку (слайд)
Паук неподвижен посреди паутины – к ненастью.
Зачем тратить время на работу, если во время сильного дождя паутина может порваться?!
Когда ласточки низко летают – жди ветра с дождем.
Ласточка летает с открытым клювом, захватывая им мошкару. Перед дождем атмосферное давление понижается, и мошкара летает низко над землей. Ласточке приходится летать низко (слайд).
Лягушки выскакивает на берег – жди скорого дождя.
Из курса биологии мы знаем, что лягушка в воде дышит жабрами, а на земле – легкими и всей кожей, которая в жаркую погоду может высохнуть за счет большого испарения. А это ведет к смерти лягушки. Если же намечается дождь, «пересыхание» ей не грозит (слайд)
У зайцев шерсть побелела – жди зимы.
Белый цвет – защита от врага. И новая шубка защитит от мороза благодаря более густому меху, имеющему хорошую теплопроводность.
Если утром пчелы не летят в поле, а сидят в ульях – будет дождь. А если при приближении тучи они не прячутся в улей, то дождя не будет.
При приближении дождя атмосферное давление понижается, в воздухе появляются капельки воды, которые отяжеляют крылья пчелы. Поэтому ей трудно лететь (слайд).
Гусь стоит на одной ноге – к холодам.
Когда холодно, то и земля холодная (хорошая проводимость тепла и холода). Поэтому птице приходится периодически переступать с лапы на лапу (слайд).