Конспект урока по основам православной культуры (ОПК) на тему Чистый ручеёк нашей речи
Внеклассное занятие по ОРКСЭ для 4 класса
Тема занятия: «Чистый ручеёк нашей речи»
Цели занятия:
- повторить известные и усвоить новые сведения о культуре речи;
- дать сведения, расширяющие кругозор, развивать коммуникативные навыки;
- совершенствовать навыки вежливого поведения в обществе.
Учащиеся должны знать:
- значение термина «этикет»;
- основные формулы этикета;
- качества хорошей речи.
Учащиеся должны уметь:
1.Понимать содержание высказывания, услышанного впервые.
2.Давать ответы на вопросы.
3.Бегло и правильно говорить вслух.
4.Работать индивидуально и в группах.
5.Употреблять формулы этикета.
6.Определять ошибки в общении и избегать их в сходных речевых ситуациях.
7.Критически мыслить, анализировать услышанное и делать самостоятельно выводы.
Оборудование: плакаты с эпиграфами к уроку, мультимедийное оборудование, видеозапись фрагментов из мультфильмов, карточки с заданием.
Эпиграфы:
1. «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».
(Антуан де Сент Экзюпери)
2. «На доброе слово не надо скупиться: сказать это слово – что дать напиться».
(Николай Рыленков)
Ход занятия
І.Сообщение темы и цели занятия
ІІ.1Вступительное слово учителя
. Обратите внимание на эпиграф к уроку: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Эти слова принадлежат французскому писателю Антуану де Сент Экзюпери. Вдумаемся в их смысл. Человек не может жить без общения, оно ему необходимо, это – радость, удовольствие, роскошь.
-Вспомните, какой литературный герой жил на необитаемом острове? (Робинзон Крузо) Он был многого лишен: еды, одежды, предметов домашнего обихода. Но больше всего Робинзон страдал не от голода и лишений, а от одиночества, ему не с кем было общаться. Без общения человек перестает быть человеком. Лишить человека общения – жестокое наказание, так поступают с преступниками, помещая их в одиночную камеру. Живя в обществе, люди учатся следовать общим законам, вести себя так, чтобы всем было удобно, комфортно. Поэтому появилось понятие «этикет».
-Вспомним, что это слово обозначает: этикет – правила вежливого поведения; речевой этикет – правила общения с использованием «волшебных» слов, формул вежливости.
- В разные времена и у разных народов правила вежливого поведения, (т.е. этикет) отличаются. О некоторых отличиях нам расскажут наши знатоки этикета в рубрике «Знаете ли вы, что»
2.Знаете ли вы, что
1-й ученик. Раньше говорили «покорнейше благодарю» вместо современного «спасибо»; «бью челом» говорили, если хотели обратиться с просьбой (потому что при этом кланялись до пола, ударялись лбом); а обращения «милостивый государь», «покорный слуга» отражали неравенство между людьми.
2-ой ученик. Было время, когда люди на Руси обращались друг к другу только на «ты». В 16 веке из Польши пришла мода на уважительное «вы». В 19 веке это обращение в дворянском обществе стало обязательным даже в семье. Этим подчеркивалось уважение к собеседнику.
3-ий ученик. Китайцы, японцы, индийцы не понимают традиции европейцев трогать друг друга руками при встрече, обниматься, целоваться – они считают это неприличным и оскорбительным для себя.
4-й ученик. Англичанин, если он настоящий джентльмен, не может начать письма к своему врагу без слов «Дорогой сэр». Представьте себе такое предложение: «Дорогой сэр, вы – подлец!».
5-й ученик. Незнание обычаев другого народа может привести к курьёзам. Например, если спросить у болгарина: «Не хотите ли отведать этого блюда?», и ответ положительный – он покажет головой – «нет» и, наоборот, кивнет, если ответ отрицательный.
Вывод. Посещая ту или иную страну, полезно знать обычаи другого народа, в том числе, правила речевого этикета. Почему? Чтобы не попасть в неловкое положение, не обидеть людей, с которыми будешь общаться.
3.Учитель:
- Теперь предлагаю вам рассмотреть конкретные примеры и ситуации, совместно составить памятку «Правила общения», записать ее в тетрадь, а также поместить ее в «Классном уголке», чтобы ею пользоваться.
Пример №1
1-й ученик.
Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака –
Молчали Бука и Бяка.
И Бука думал со скукой:
«Чего он так смотрит – букой?»
А Бяка думал: «Однако
Какой он ужасный бяка»
Вопросы:
-Можно сказать, что они были приветливы?
-Чем они могли расположить к себе друг друга?(Улыбнуться, поздороваться)
Правило №1. Будьте доброжелательны и вежливы.
-Какие слова вежливости (или формулы вежливости) вы знаете?(Учащиеся приводят примеры)
Пример №2
2-ой ученик.
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже 12 лет.
Но говорит он до сих пор
не «коридор», а «колидор»,
«Дилектор» входит в кабинет ...
«Закрыт магазин на обед ...»
«Хозяйка мой стаканы...»
«Секет, свеклу,
пекеш блины».
И до меня дошел черед:
«Портфель» он «портфелем» зовет. (Ю.Тимянский)
Учитель:
-Вы заулыбались: чем вас рассмешило стихотворение? Почему речь мальчика звучит смешно?
- Неправильно ставит ударение
- Не выговаривает звук [р]
-Где же найти вариант правильного произношения? Конечно, в словаре. Каком? (Орфоэпическом)
Правило №2. Старайся говорить правильно.
Учитель.
- Как издавна приучали детей говорить, четко произнося все звуки? Хорошее произношение, дикцию отрабатывали скороговорками. Какие знаете вы? (Дети приводят примеры)
Например.
Волки рыщут, пищу ищут.
Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
В живом уголке жили ежи и ужи.
Шапкой Миши сбили шишки.
При дроворуба на трех дворах дрова рубят.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Хвала халве.
Жутко жуку жить на суку.
Шла Саша по шоссе...
От топота копыт пыль по полю летит.
У пеньков опять пять опят.
Пример №3
3-й ученик.
Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит на «01»,
Срочно сообщает:
-Я не знаю, как начать...
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться ...
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело...
Можно трубку положить:
Все уже сгорело!
Вопрос: почему же «все уже сгорело»? (Говорил долго, путано)
Учитель. Как нужно сообщить о пожаре? (Ясно, четко, быстро, потому что в экстремальной ситуации счет идет на секунды).
Правило №3. Говори ясно, четко, без лишних слов.
Учитель.
-В народе сложились свои неписаные правила поведения. Сейчас мы попробуем себя в роли знатоков фольклора. Поскольку пословиц много, то мы разделимся: с одной группой пословиц будут работать индивидуально 4 человека, а мы все вместе выполним эту работу коллективно, но уже с другими пословицами. Пословицы разделены пополам. Нужно совместить «половинки», получить целое высказывание, понять его смысл и подумать, какое правило можно сформулировать.
Группа «знатоков» из 4 человек получает задание:
1.Доброе слово / и кошке приятно.
2.Доброе слово / железные ворота откроет.
3.Ветры горы разрушают, / слово народы подымает.
4.От доброго слова / язык не усохнет.
Вывод. Слова, особенно добрые, хорошие, обладают большой силой.
Нужно почаще говорить их друг другу.
Обращаем внимание на эпиграф №2
Правило №4. На доброе слово не надо скупиться
Все вместе совмещаем «половинки» таких пословиц:
1.Слово – не воробей / вылетит – не поймаешь.
2.От одного слова / да навек ссора.
3.Язык мой – враг мой / прежде ума глаголет.
4.Слово – не стрела / а пуще стрелы ранит.
5.Долго думал / да хорошо сказал.
Анализируем пословицы, делаем вывод: необдуманные, обидные слова могут навредить, обидеть другого человека.
Правило №5: Взвешивай каждое слово, сначала думай, а потом говори.
Пример №6.
Эпизод из мультфильма (Пух пришел в гости к Сове)
Обсуждение.
1.Что было хорошо? Поздоровались.
2.Что было неверно? Пух стучал ногой в дверь. Сова перебивала, не давала ему договорить.
Правило №6. Не перебивай, умей слушать!
Пример №7
Эпизод из мультфильма (Пух и Пятачок в гостях у Кролика)
Обсуждение.
1.Он звал их в гости?
2.Кролику было интересно общаться с Пухом и Пяточком?
3.Не слишком ли они засиделись?
4.Можно сказать, что гости были навязчивы?
Правило №7. Общение должно быть интересно всем собеседникам, не будьте навязчивы.
Учитель:
- Российский писатель Григорий Остер открыл, как нужно воспитывать непослушных детей. Дело в том, что если давать им полезные советы, то они их не выполняют. Например, им говорят: «Мойте руки перед едой» - не моют; «Учите уроки» - не учат. Находчивый писатель понял, что нужно делать все по-другому: давать не полезные, а вредные советы. Непослушные дети сделают все наоборот и получится как раз правильно.
Наши артисты подготовили небольшую инсценировку по книге Г.Остера «Вредные советы».
1-й ученик.
Если вы собрались другу
Рассказать свою беду,
Брать за пуговицу друга
Бесполезно – убежит,
И на память вам оставит
Эту пуговицу друг.
Лучше дать ему подножку,
На пол бросить, сверху сесть
И тогда уже подробно
Рассказать свою беду.
2-ой ученик.
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говорил.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
3-й ученик.
Если к папе или к маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!».
И когда со стула тетя
С перепугу упадет
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребенком,
Папа руку вам пожмет.
4-й ученик.
Будь вежлив с мамами друзей,
Здоровайся входя.
Сердитых слов не говори.
По пустякам не спорь.
Ногами топать и кричать
На мам чужих нельзя,
Ведь есть у каждого из нас
Для этого своя.
5-й ученик.
Приближаясь к незнакомым мальчикам,
Девочка должна уже заранее
Им навстречу корчить рожи злобные,
Камни, палки, кулаки показывать
И угрозы разные выкрикивать.
Пусть издалека еще почувствуют,
Что не даст себя в обиду девочка.
6-й ученик.
Если все тебя хотят
Отучить кривляться,
Громко глупости кричать
Хныкать и плеваться,
Дергать кошек за хвосты,
Девочек за косы,
Незнакомым задавать
Дикие вопросы,
Бить ногами всех подряд,
Кашу есть руками
И показывать язык
Бабушке и маме,
Это трудно, но у них
Может получиться.
(все вместе)
Будь готов тогда всему
Заново учиться.
Учитель:
-Эти вредные советы рассчитаны на людей с хорошим чувством юмора. На самом деле, полезнее следовать нашей памятке и тогда общение с вами будет всем приятно.
ІІІ. Рефлексия
-Что такое этикет?
-Что узнали нового?
-Пригодится ли вам памятка?
-Понравились ли «вредные» советы?
В чем их смысл?
[так не надо делать!]
Оценивание.
15