Этика.Занятие на тему: Чистый ручеёк вашей речи(3 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРУПЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Внеурочная деятельность «Этика».
Тема занятия: «Чистый ручеек вашей речи».

Подготовила:
воспитатель гпдАртеменко М.Н.
д.РыжевкаЦели :Показать учащимся, что главным в общении является речь, что в общении у людей всегда проявляются степень уважения, вежливости, совести.
Знакомить с этикетом вежливого общения, с правилами речевого этикета.
Воспитывать у детей вежливое и дружеское отношение друг к другу, к окружающим.
Оборудование: слова на карточках – «речка», «речь»; на доске высказывание – «Красную речь красиво и слушать»; карточки с заданием; листочки для детей, кармашек в виде сердца, ножницы на каждого, простые карандаши, ручки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Орг.момент.
2.Сообщение темы занятия.
– Сегодня на нашем занятии мы с вами поговорим на тему, с которой мы с вами тесно связаны: об этикете.
3.Основная часть.– Давайте вспомним сначала, что такое этикетка?– Что такое этикет?
(Открываются слова на карточках) «Речь» – «речка»
– Подумайте, а чем похожи слова «речь» и «речка»?– Что в них общего?– Верно ли, чтобы речка текла плавно, была полноводная, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток? (Ответы детей)– А чтобы речь текла плавно, что нужно? (Ответы детей)– Ну, а мы с вами всегда будем слышать чистый ручеек нашей речи? (Ответы детей)– Как вы думаете, можем ли мы обидеть словами человека? (ответы детей)– К сожалению, грубые слова иногда можно слышать в речи, а иногда бывает так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
Два козла
Однажды на лужайке подрались два козла, Подрались для забавы, не то чтобы со зла. Один из них тихонько приятеля лягнул, Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один лягнул приятеля немного посильней, Другой боднул приятеля немного побольней, Один разгорячился, лягнул, что было сил, Другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос, Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьез. Я вспомнил эту драку, когда передо мной, На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
(Ответы детей)
– А как вы предлагаете общаться друг с другом, чтобы у нас с вами был дружный коллектив?– Что такое общение? (Одна из форм человеческого взаимодействия, это обмен действиями, поступками, мыслями и чувствами)– А что такое жест? (Движения рук, выражающие какой-то смысл, несущие информацию)– Можно ли обидеть человека своими жестами?– Какие жесты вы знаете? (Прощания, приветствия, согласия, подзывания, отрицания, удивления, оскорбления...)
Из истории
– В 19 веке говорили, что вежливость служит украшением действий и поступков человека. Растопыренная, выброшенная вперед рука считалась раньше отпугиванием нечистой силы. Сейчас это защитный жест – «уйдите» или «помогите». Правая рука означает правду, правоту, правильность. Левая рука – ложь. Один из жестов этикета — пожатие руки.
– Почему люди выбрали правую руку? – Особая роль в жестах отводится рукам. Есть люди, которые не могут говорить и тогда они пользуются языком жестов.– Встречали ли вы таких людей?– Можно ли над ними смеяться, показывать на них пальцем? (ответы детей)– Какая речь должна быть у человека? (внятная, четкая, понятная)
Стихотворение С. Михалкова «Сашина каша»
Живет на свете Саша. Во рту у Саши каша – Не рисовая каша, Не гречневая каша, Не манка, не овсянка На сладком молоке. С утра во рту у Саши Слова простые наши – Слова простые наши На русском языке. Но то, что можно внятно Сказать для всех понятно, Красиво, чисто, ясно – Как люди говорят, Наш Саша так корежит, Что сам понять не может: Произнесет словечко – И сам тому не рад! Он скажет: «До свиданья!» А слышится: «До здания!» Он спросит: «Где галоши?»А слышно: «Это лошадь?»Когда он вслух читает,Поймешь едва – едва:И буквы он глотает,И целые слова.Он так спешит с налетаПрочесть, спросить, сказать,Как будто тонет кто-то,А он бежит спасать...Он может, но не хочетЗа речью проследить.Нам нужен переводчикЕго переводить.
– О какой каше говорится в стихотворении?– Понятно ли вам, о чем говорит Саша?– Что нужно сделать Саше, чтобы все его поняли? (Ответы детей)– Прочитайте выражение на доске: «Красную речь красиво и слушать». Как вы это понимаете?
Игра «Как дальше»
– Давайте поиграем. Продолжите мою пословицу, чтобы сохранился поучительный смысл сказанного: «От учтивых слов на сердце... (тепло)»– Как вы это понимаете?
«Пчела ужалит жалом, а человек ... (словом)»«Слово ранит, но слово и ... (лечит)»
– Всегда мы должны подумать, а потом уже сказать что-то. Вот тогда вы будете вежливыми людьми.– Кого можно назвать вежливым человеком? (Соблюдающего правила приличия, воспитанного, учтивого)
Из истории
– Сейчас 21 век. А вот до 16 века в русском языке широко употребляли слово «вежа». Вежа – человек, который знает, как себя вести в той или иной обстановке. Отсюда и слово «вежливо», которое позднее превратилось в «вежливость». Вежливо – качество ценное и обязательное. Поэтому учили «вежеству» в школах так же, как и грамматику. Вежливые люди умеют вежливо прощаться, приветствовать, извиняться, спрашивать. Знают правила вежливости.
Игра «Вежливое правило»
– Какие вежливые слова вы знаете? Назовите.– А как вы знаете правила вежливости, мы узнаем из ваших ответов. Предлагаю взять карточку и найти, из предложенных ответов, правильный.
Карточка №1
Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим:
а) немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику;б) ни в коем случае не прекращать рассказ; а сделать его более живым и интересным – наполнить сенсационными фактами, жаргонами словечками и т.д.;в) остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекались?
Карточка №2
Как себя вести, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить:
а) молчите, и тогда вежливые люди отстанут от вас;б) постарайтесь внятно объяснить свое самочувствие, чтобы избавить собеседников от напрасных усилий;в) изо всех сил постарайтесь скрыть свое психологическое состояние и проявить внимание к собеседникам?
Карточка №3
Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей:
а) это недопустимо; б) конечно, можно, особенно если она безупречна и внушает восхищение?
Карточка №4
Куда деть руки во время беседы:
а) если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то можно взяться за плечо, локоть собеседника, пуговицу eго пиджака и т.д.;б) если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то они останутся свободно опущенными;в) если руки некуда деть, то лучше скрестить их на груди?
Карточка №5
Можно ли, находясь в обществе, тихо напевать любимые мелодии:
а) конечно можно, это только порадует окружающих;б) конечно можно, особенно если у вас хороший слух и голос;в) даже при хорошем слухе и голосе от этого лучше воздержаться?
Карточка №6
Можно ли во время беседы потирать лоб, нос, почесывать шею, затылок и т.д.:
а) можно, если это помогает сосредоточиться;б) нельзя, даже если это помогает сосредоточиться;в) можно, но только с помощью носового платка?
Карточка №7
Допустимо ли в обществе беседовать с кем-либо шепотом:
а) недопустимо, лучше уединиться и поговорить;б) допустимо, если предмет разговора – глубоко личный;в) допустимо сказать собеседнику шепотом не более двух-трех слов?
Карточка №8
Как поступить, если, одолжив у друзей вещь, вы ее неожиданно сломали:
а) вернуть как есть, объяснив поломку низким качеством вещи; б) вернуть, предварительно отремонтировав; в) купить новую вещь взамен поломанной?
– Из беседы с вами видно, что с заданием вы справились.– А теперь посмотрите на своего соседа, на класс. Как мы сидим? Скажите: нравится ли вам, как сидит сосед? – Как сидят другие? – Если не нравится, то почему? (ответы детей)– А тебя огорчает то, что твоему соседу по парте не нравится, как ты сидишь?– А зависит ли настроение учителя или настроение ребят от того, как вы входите в класс? – Как вы говорите друг с другом?– А будет ли дружба настоящей и хорошей, если не соблюдать правила дружбы?– Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.– Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос: «Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Если нет, то почему?»
Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра:Карандаш мне дал однажды, Я в тот день забыл пенал, В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок, Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка. Откусить мне дал когда-то, А теперь представил счет. Не влечет меня, ребята, Больше к другу не влечет.
(Ответы детей на вопрос, заданный ранее)
– Если у людей одинаковые интересы, вкусы или нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой, верной и долгой. Так ли это?
Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку можноВ любую минуту, всегда.И если кому-то поможетТвоя доброта и дружба твоя,Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!На свете живешь ты не зря!Будь весел, радостней сталоТому, с кем подружишься ты,Чтоб каждому в жизни хваталоПрекрасной людской доброты.Услышишь ты песенку чью-то,И станет светлее кругом:Волшебное самое чудоМы дружбой не даром зовем.
– Какое надежное и емкое слово «дружба»! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем и взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит: «Нет лучше дружка, чем родная... (матушка)»
lefttop00– Посмотрите – на доске конверт в виде сердца. Это наше «сердце», готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-конверт вы опустите сейчас «ладошку» со своими пожеланиями. Мы заклеим его, оставим с вами и откроем только на выпускном вечере по окончанию школы.
Задание детям: обвести свою ладошку, вырезать, написать на ней пожелание и опустить в конверт.


4.Итог занятия;
– А теперь я предлагаю встать всем в круг и взяться за руки. Давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг другу слова известного героя терпеливого и добрейшего Кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» Хочется надеется мне, что наше занятие даст начало той большой дружбе, которую мы понесем через всю школьную жизнь. Хором: «Ребята, давайте жить дружно!»
– Спасибо всем за участие.