Открытый урок кружка хора мальчиков «Уникум» по теме: «Он не ручеек, он океан»

Тема: «Он не ручеек, он океан».
Тип занятия: освоение и закрепление новых знаний.
Форма: творческое занятие.
Цель: формирование духовной личности средствами музыкального искусства.

Музыкальный материал.
1. «Органная прелюдия соль-минор» И. С. Бах.
2. «Органная фуга соль-минор» И. С. Бах.
3. Немецкая народная песня «Музыканты».

Задачи:
образовательная:
1) закрепить понятие того, что музыка воздействует на жизнь и с большой силой влияет на человека;
2) познакомить учащихся хора мальчиков с музыкой «Органной прелюдии соль-минор» и «Органной фуги соль-минор» И. С. Баха; выяснить как воздействует произведение на слушателей;
3) повторить знание понятийного материала по изученной теме (в ходе образовательной игры):
– преобразующая сила музыки;
– симфония;
– П. Чайковский;
– ноктюрн;
– вальс;
– Ф. Шопен;
– опера;
– Дж. Гершвин;
– прелюдия;
– фуга;
– И. С. Бах;
– полифония;
4) продолжить работу над хоровым репертуаром – чистота интонации, звуковедение, канон, художественный образ;
5) познакомить учащихся хора мальчиков с композитором Иоганном Себастьяном Бахом;
6) дать объяснение следующим понятиям: орган, прелюдия, фуга, Иоганн Себастьян Бах;
развивающая:
1) продолжить развитие вокально-хоровых навыков;
2) развивать логическое и образное мышление;
воспитательная:
нацелить ребят на понимание того, что человек должен стремиться видеть в жизни правду и красоту.

Оборудование:
1) аудиозаписи по слушанию музыки;
2) словарь эстетических эмоций;
3) схема анализа музыкального произведения;
4) портрет композитора И. С. Баха;
5) понятийный словарь: орган, прелюдия, фуга, Иоганн Себастьян Бах.
«Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой»
И. В. Гете

Ход занятия.
– Ребята, мы уже знаем, что музыка способна с большой силой воздействовать на человека, вызывать у него определенные чувства и мысли, формировать его отношение к другим людям, к окружающему миру, изменять характер, укреплять силу воли, воспитывать благородство, гуманность, доброту.
Сегодня на занятии мы познакомимся с произведениями великого немецкого композитора XVIII века Иоганном Себастьяном Бахом. Мы попытаемся понять как воздействует музыка композитора на слушателей. Человек – главный герой в творчестве И. С. Баха. Его музыкальные произведения отражают человеческую жизнь с богатством и красотой человеческих чувств, мыслей, поступков, и в этом мы с вами сегодня убедимся. Повторим понятия: преобразующая сила музыки, П. Чайковский, ноктюрн, вальс, Ф. Шопен, опера, Дж. Гершвин. Познакомимся с новыми понятиями: орган, прелюдия, фуга, Иоганн Себастьян Бах. Исполним немецкую народную песню «Музыканты».
В конце занятия ответим на вопросы:
С какими музыкальными произведениями С. Баха мы познакомились?
Как воздействуют произведения С. Баха на слушателей?
И. С. Бах жил очень давно, более двух с половиной столетий назад, в очень сложное и трудное время – в эпоху распада феодального общества. Он жил в Германии, раздробленной на множество мелких княжеств
Исполняя нелегкую службу церковного музыканта он один из первых восстал против унизительного положения лакея. И. С. Бах стремился своей музыкой пробудить в людях глубокие чувства и чистые помыслы. Он был могуч духом, он верил в силу искусства и в силу народных корней, крепко связавших его творчество с жизнью, он оставался верен себе и своим идеалам.
Любимым инструментом И. С. Баха был орган. Именно ему он посвятил огромное количество произведений.
– Что такое орган?
Орган – (от греч. Organ – инструмент) самый большой духовой клавишный инструмент. Представляет собой систему труб, в которых при помощи воздуха, что подается специальным механизмом, получаются звуки разных тембров и регистров.
Могучий, наполненный необыкновенно разнообразным звучанием в наибольшей степени отвечал потребностям музыканта. В органном творчестве им разработаны фантазии, сонаты, прелюдии, фуги. Наперекор церковным традициям, в своих органных произведениях, композитор хотел донести до слушателя силу человеческого духа.
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с «Органной прелюдией соль-минор» и «Органной фугой соль-минор». Прелюдия и фуга относятся к произведениям полифонического склада.
– Что такое полифония?
Полифония – (от греч. поли – много, фон - голос) многоголосье в музыке. Которое объединяет в одновременном звучании несколько равноправных мелодий, каждая из которых имеет самостоятельное выразительное значение и развитие.
– Что такое прелюдия?
Прелюдия – (от лат. «игра») вступление. Небольшое самостоятельное музыкальное произведение, служившее обычно вступлением последующей пьесе.
Сейчас я предлагаю вам прослушать «Органную прелюдию соль-минор» И. С. Баха.
Задание:
– Слушая музыку, определите характер и настроение произведения. (песенный; проникновенное, выразительное, чувственное, подвижное, певучее)
Итак, слушаем.
Вопросы:
1. Назовите произведение и его автора.
2. К какому жанру оно относится?
3. Какие средства музыкальной выразительности композитор использовал в создании образного содержания музыки? (характеристика средств музыкальной выразительности: мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр, регистр, штрих).
4. Как воздействую произведения И. С. Баха на слушателя?
(В создании композитором выразительного образа человека мыслителя).
Вывод:
– Итак, мы можем сделать вывод: музыка И. С. Баха восхищает и воздействует на нас ярко выраженной силой, желанием сделать человека благородным, свободным, гордым.
И еще одно произведение прозвучит для вас «Органная фуга соль-минор» И. С. Баха.
– Что мы называем фугой?
Фуга – «бег», «движение». Фуга – это определенная форма полифонической музыки, в основе которой лежит одна тема, которая звучит последовательно в разных голосах, это как бы музыкальный разговор трех-четырех голосов.
«Органная фуга соль-минор» – четырехголосная. Напевная тема звучит сначала в одном голосе, потом к разговору присоединяется второй, третий и, наконец, четвертый голос. Они сплетаются в удивительное кружево и одновременно заканчиваются мажорным аккордом. Слушая музыку обратите внимание на выразительность темы фуги.
Задание:
– Слушая музыку, определите характер и настроение произведения.
(характер песенный, настроение взволнованное, проникновенное, чувственное, с достоинством, жизнеутверждающее).
Итак, слушаем.
Вопросы:
– Назовите произведение и его автора.
– К какому жанру оно относится?
– Какие средства музыкальной выразительности композитор использовал в создании образного содержания музыки? (характеристика средств музыкальной выразительности: мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр, регистр, штрих).
– Как воздействует произведение на слушателя?
(это произведение открывает глубину человеческих чувств и мыслей).
Вывод:
– Итак, мы можем с уверенностью сказать, что человек остается главным героем творчества И. С. Баха. Это ему он посвящает свою музыку, наделенную величественностью, огромной жизненной силой, открывающую человеку глубину чувств, мыслей, побуждающую в борьбе за достижение высоких жизненных идеалов.
Сила воздействия музыки И. С. Баха на слушателей в богатстве и красоте человеческих чувств и мыслей, поступков в правде жизненного содержания музыки.
– Чтобы наш урок успешно продолжался, я предлагаю сыграть вам в образовательную игру, повторив понятия изученной темы.
Образовательная игра.
1. Польский композитор XIX века, автор «Ноктюрна си-минор», «Вальса ми-минор»? (Ф. Шопен).
2. Немецкий композитор XVIII века, автор «Органной прелюдии соль-минор» и «Органной фуги соль-минор»? (И. С. Бах).
3. Танец австрийского происхождения в трехдольном метре, парный, круговой, исполняется в медленном или быстром темпе? (вальс).
4. «Бег», «движение» - определенная форма полифонической музыки, в основе которой лежит одна тема, которая звучит последовательно в разных голосах? (фуга).
5. «Ночная» - лирическая пьеса с широкой напевной мелодией? (ноктюрн).
6. Вступление. Небольшое самостоятельное музыкальное произведение, служащее обычным вступлением к последующей пьесе? (прелюдия).
7. Русский композитор XIX века, автор Шестой симфонии? (П. Чайковский).
8. Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра? (симфония).
9. Американский композитор XIX века, автор оперы «Порги и Бесс»? (Дж. Гершвин).
10. Воздействие музыки на человека? (преобразующая сила музыки).
11. Музыкально-драматическое произведение, в котором сюжет, мысли и чувства героев передаются с помощью пения? (Опера).
12. Многоголосье в музыке, которое объединяет в одночасном звучании несколько равноправных мелодий, каждая из которых имеет самостоятельное выразительное значение и развитие? (полифония).
Продолжая тему отражения человеческой жизни в музыкальных произведениях, обратимся к немецкой народной песне «Музыканты», в которой рассказывается о нелегкой судьбе музыканта. Не смотря ни на что: плохую погоду, холод, снег, ветер, музыканты нелегким трудом зарабатывают себе на жизнь, потому что в жизни есть цель. Песня звучит в мажоре, что подчеркивает несгибаемость человеческого духа и силы воли.
Учащиеся хора мальчиков исполняют немецкую народную песню «Музыканты» - чистота интонации, звуковедение, канон, художественный образ.
Обобщение занятия.
1. С какими музыкальными произведениями И. С. Баха мы познакомились?
2. Как воздействует произведение И. С. Баха на слушателей?
– Вы сегодня все очень хорошо работали, я вами довольна, молодцы!

Звучит «Органная фуга соль-минор» И. С. Баха, учащиеся хора мальчиков прощаются с руководителем и организованно выходят из класса.

15