Образовательное событие по математике и физике на тему Нахождение объёма различными способами


«Нахождение объема различными способами»
Образовательное событие (математика + физика) в 5ж классе.
Ход урока
Орг.момент.
Приветственное слово учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Учащиеся разделены на 5 групп
- Сегодня у нас, ребята, необычный урок, а чем же он так будет необычен, мы с вами узнаем чуть-чуть позже.
- Прежде чем огласить тему сегодняшнего урока, я попрошу вас выполнить следующие задания. На слайде представлены различные единицы измерения. Распределите данные единицы измерения на 4 группы и каждой группе дайте название. (дети работают самостоятельно в рабочих листах – задание 1). Итак, давайте проверим, какие группы вы получили и какие единицы измерения к ним отнесли (представители групп выходят к доске и группируют единицы измерения). Единицы измерения массы (кг, ц, т) – первая группа, единицы измерения длины (см, м, км) – вторая группа, единицы измерения площади (а, га, дм2)- третья группа. Посмотрите оставшиеся единицы измерения - м3 дм3 см3. Вспомните и скажите, как называются данные единицы измерения?
Итак, ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (учащиеся пытаются сформулировать тему урока).
Объяснение нового материала.
Приобретая аквариум начинающие аквариумисты населяют его по принципу «Чем больше рыбок, тем лучше», но потом удивляются, почему рыбки начинают погибать. Оказывается, существуют нормы объема воды на каждую рыбку, которые зависят от размера рыбок. Я ставлю перед вами задачу: «Выяснить, достаточен ли объем аквариума для тех рыбок, которые в нем живут? А в аквариуме живут 6 рыбок по 2 см длиной, 5 рыбок по 5 см длиной, 3 рыбки по 7 см длиной.» (задача на листах)
Посмотрите на аквариум (слайд)
Какую геометрическую фигуру он вам напоминает? (прямоугольный параллелепипед)
Что мы знаем про прямоугольный параллелепипед? Какие три измерения есть у прямоугольного параллелепипеда. Назовите их (длина, ширина, высота).
Для решения задачи потребуется следующий справочный материал (на слайде и на листах).
Размер рыбки Необходимый объем воды
До 3 см1 литрДо 5 см2 литра
До 8 см3 литра
До 10 см4 литра
Больше 12 см10 литровУчащиеся решают самостоятельно задачу. (Задание 2)
Ребята, а как нам определить, сколько воды нужно для того, чтобы заполнить аквариум? (Задание 3)
Мы с вами определили объем аквариума, объем воды необходимой для наших рыбок, но не ответили на главный вопрос задачи: « Достаточен ли объем воды в аквариуме для наших рыб?» Решая задачу, мы получим объемы в литрах и см3.
Давайте переведем в литры. Сделайте вывод: « Достаточен ли объем воды в аквариуме для наших рыб?» (Задание 4).
Учитель показывает учащимся как собрать развертку модели куба.
Можно ли использовать данную формулу для нахождения этого объема куба?
Сделайте замеры всех измерений куба, какие они? Вычисли объем полученного аквариума. (Задание 5).
Ребята, скажите, можно ли применить изученную формулу нахождения объема камня или болта? А вот на этот вопрос нам поможет ответить учитель физики.
По подсказкам, отгадайте
Имя известного учёного, который определил объём тела неправильной формы.
-Он один из первых учёных, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
- Он- крупный изобретатель. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
-По легенде, ему принадлежит возглас «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.
Ответ: Архимед.
- Как определил Архимед объём тела? Давайте вспомним легенду об Архимеде. Как это было? (Фрагмент мультфильма « Коля, Оля и Архимед»)
- А теперь мы с вами повторим опыт Архимеда. Учитель физики объясняет, как еще можно измерить объем какой-либо фигуры.
Лабораторная работа (тела правильной формы, мензурка).
- А теперь вы определите объём тела сами двумя способами и сравните результаты.
1. Определение объёма тела с помощью линейных измерений.
Ребята измеряют объёмы различных тел, заполняют таблицу.
Название тела Длина
a (мм) Ширина
b (мм) Высота
c (мм) Объём тела
V (мм3)
2. Определение объёма тела с помощью мензурки.
Название тела Начальный объём жидкости
V1 (см3) Объём жидкости, после погружения тела V2 (см3) Объём тела
V= V2 -V1 (см3) Объём тела
V (мм3)
Сделать вывод.
Подведение итогов: презентации групп с защитой.