Рабочая учебная программа по предмету Литературное чтение для тувинских школ (4 класс)
Министерство образования и науки Республики Тыва Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № города
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО с зам.директора по УВР Директор МБОУ СОШ № г Протокол № ___ Руководитель МО ____________(.) _____________(_ )
__________ (.) от «_____» __________201 г Приказ №___ от «____» ________ 201 г
от «___» _________ 201 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ « ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Образовательная система «Школа России»
( 2 часа в неделю)
Класс: 4 б
Уровень обучения: базовый
Автор и название учебника: Г.М.Селиверстова, Ф.Т. Манзанова. Литературное чтение, учебник для 4 класса тувинских школ Ч.1,2. Рецензенты И. БИРЮКОВА, Л.С. Динчит Рекомендовано Министерством образования и науки РТ., Кызыл -2011
Название программы: Литературное чтение Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. М.: Просвещение-2011,
Составитель:.- учите ль начальных классов,
I квалификационной категории.
2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе программы стандарта начального общего образования для 1-4 классов национальной школы с родным языком обучения и программы по русскому языку для 1-4 классов тувинской школы Г.М.Селиверстовой и Ф.Т.Манзановой. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.
Для реализации программного содержания используются:
Литературное чтение. 4 класс : учебник для 4 класса тувинских школ : в 2 ч. / сост. Г.М.Селиверстова, Ф.Т.Манзанова. – Кызыл-2011.
Количество часов в год – 68.
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в I четверти – 18.
Количество часов во II четверти – 16.
Количество часов в III четверти – 20.
Количество часов в IV четверти – 14.
Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.
Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Художественно - эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.
Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.
Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральный слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка долен, проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.
Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя, на третьем году обучения - наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.
Отличительной особенностью программы литературоведческого чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
Работать с различными видами текстов.
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы :Г.М.Селиверстовой, Ф.Т.Манзановой Настоящая программа предназначена для начальных классов.
Цель программы:
Научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Формирование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению.
Приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей.
Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности.
На уроках литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории русской литературы: о писателях и их героях, о темах, жанрах. Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
Программа 4 класса содержит следующие разделы и темы:
1. «Учись учиться»; Первое сентября – День знаний. Рассказ из газеты «Жили были» «Доброго учебного года тебе!», Текст. Тема текста. Главная тема текста. Рассказ В.Драгунского «1 сентября», «Почему я знаю мало?» Стихотворение К.Мурзалиева «Почему?», «Пойми живой язык природы». Рассказ С.Иванова «Урок в лесу», «Что мы сажаем, сажая леса?» Стихотворение С.Маршака «Праздник леса», «В жизни все связано между собой» Рассказ Г.Юдина «Цепочка событий».
2. «Золотое царство листопада»; Осенний цвет. Осенний свет. «Праздник природы и человека». Рассказ В.Пескова «Осень», «Четыре осени». Рассказ В.Грошева «Осень по календарю российского земледельца», «Зашумел в лесу золотой дождь». Рассказ Н.Сладкова «Золотой дождь», «Осеннее утро» М.Пришвин, стихотворение К.Бальмонта «Осень», «Праздник цвета и тишины», Текст –описание «Золотая осень».
3.«Спасибо лету красному!»; Нас греет лето красное. «Нас греет лето красное». Стихотворение Н.Берендгоф «Спасибо лету красному!», «Хорошее время лето!». Рассказ Л.Воронковой «Ягода-земляника», «У каждого есть своя речка». Рассказ В.Пескова «Речка моего детства», « Это вам на счастье. Это вам на радость. Это вам на веселье». Рассказ И.Соколова-Микитова «Домик в лесу», «Праздник на летнем лугу». Рассказ И Соколова-Микитова «Сенокос», стихотворение Е.Русакова «Сенокос», «Так держать!» Рассказ Л.Чадамба «На сенокосе», «Летний праздник на лугу». Составление рассказа по репродукции А.А. Пластова «Сенокос».
4. «Ничего сильнее хлеба нету на земле»; «Хлеб – основа всей жизни». Рассказ С.Максимов «Хлеб да соль», « ..а на снежном колосочке держится земля» Стихотворение В. Орлова «Колосок», «Секреты батонной няни». Рассказ Г.Юрмина «Пекарь батонная няня» Составление по плану рассказа «Как батоны на свет появляются». «Теплый хлеб! Душистый хлеб! Вкусный хлеб!» Рассказ М.Борисова «Теплый хлеб».
5.«Здравствуй, матушка-зима!» Зима спешит, хлопочет… О.Высотская «Мастерица зима», «В зимнем лесу коугом комья, пласты и снежные кружева». А Тумбасов «В шубах и шапках», Г Скребицкий «В зимнюю стужу», составление рассказа по репродукции картины К.Ф. Юона «Русская зима», Л.Воронкова «Трудный овражек», С.Михалков «Ёлочка».
6. «Пойми живой язык природы». В Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», Е.Малашенкова «Муха, открой свой секрет!», «Загадки и тайны природы», Е.Сегал «Рассказы о снежинках», М.Гумилевская «Где рождается снег?», Л. Толстой «Почему бывает роса».
7. «Недаром дети любят сказки» И.Суриков «Детство», сказки И. Карнаухова «Кот-Воркот, Котофей Котофеевич», «Не плюй в колодец-пригодится воды напиться…», «Айога», «Золотая птичка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», составление рассказа по репродукции В.М. Васнецова «Аленушка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
8. «Басня -добрый урок, который не забывается». И.Крылов «Лебедь, щука и рак…», Л.Толстой «Лев и мышка».
9. «Всему начало- отчий дом» С.Михалков «Страна, в котором мы живем», «Москва- столица России», Э.Мижит « Что такое Тува?», А.Даржай « Юрты».
10. «Опять весна душистая повеяла крылом». А.Плещеев «Весна», В.Бианки «Весна», В.Песков «Повесьте скворечник!», развитие речи.
11. «Добро по кругу».П.Бажов «Серебряное копытце», развитие речи.
12. «Опять смеётся лето в открытое окно».М.Карем «Здравствуй, солнце», К Паустовский «Кот-Ворюга»,М.Зверев «Бабочки-синоптики».
Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения , включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 4 до 8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане.
На изучение литературного чтения отводится :
-всего 68 часов в учебный год (2 часа в неделю).
В том числе :
-на проведение проверочных работ – 4 ч ( проверка техники чтения , с заданиями по содержанию текста)
Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе.
В 4 классе продолжается освоение технологии формирования у учащихся типа правильной читательской деятельности. Она видоизменяется, сохраняя при этом свою суть . Преобразование идет по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4-м классе доля самостоятельной читательской деятельности ученика продолжает увеличиваться за счет креативной (творческой) области.
Работа с текстом до чтения.
В 4-м классе художественный текст предстает перед читателем учеником не просто как самостоятельная ценность, а вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его книгах, жанровым особенностям текста.
В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:
Этот этап становится частью домашнего задания . Прежде чем познакомиться дома с новым текстом, ребенок рассматривает иллюстрацию перед текстом, читает заглавие, имя, фамилию автора , мысленно высказывает предположение о теме, героях, содержании текста.
Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.
Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала , определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.
2.Работа с текстом во время чтения.
-Самостоятельное чтение текста про себя.
Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.
-Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.
В 4 классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации ,т.е ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно переносится в большей степени на самостоятельную деятельность учащихся.
Учитель может дать задание детям при самостоятельном чтении продумать и записать вопросы , которые возникли у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливания детьми текста.
-Словарная работа
Так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем .
3.Работа с текстом после чтения.
Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных , обобщающих , активизирующих жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую позицию ) вопросов. На этом этапе возможно чередование рассказа учителя о писателе с сообщениями учащихся , подготовленными самостоятельно (обобщение и систематизация сведений об авторах, определением их места в литературном процессе, высказываниями своего отношения к личности и творчеству писателя).
В ряду творческих заданий , которые предлагаются детям после чтения, в 4 классе все больше места отводится письменным творческим работам-сочинениям, значительно увеличивается доля исследовательских поисковых заданий. Подготовка к сочинениям на литературные темы вынесена на страницы «Тетради по чтению».
Особенности урока внеклассного чтения в 4 классе.
В 4 классе можно выделить 3 типа урока внеклассного чтения:
1.) по итогам самостоятельного домашнего чтения книги из предложенного учителем списка;
2.) знакомство с писателем и его книгами на уроке, структура которого предполагает:
- рассматривание книги, знакомство с писателем;
-чтение учителем фрагмента из любого текста;
-самостоятельное нахождение детьми этого текста в книге;
-самостоятельное чтение детьми этого или другого текста и работа с ним в рамках технологии формирования правильного типа читательской деятельности;
3.) урок-отчет предполагает самостоятельный выбор темы детьми и творческую подготовку к уроку.
Описание ценностных ориентировв содержании учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты, диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
Требования к развитию речевых умений и навыков
при работе с текстом к концу 4 класса
Обучающиеся должны:
владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в мин;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Обучающиеся должны уметь:
устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
составлять план к прочитанному - полный, краткий, картинный;
вводить в пересказы элементы описания, рассуждения и цитирования;
составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий) прочитанного текста (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей), придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны знать:
наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
не менее 6-7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно кстати употребить
Учебно-тематический план по литературному чтению
Виды работ 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть За год
Развитие речи 2 2 2 1 7
Внеклассное чтение 1 1 1 1 4
Экскурсии 1 1 1 3
Проекты 1 1 1 1 4
Контрольное чтение 1 1 1 1 4
Для реализации программного содержания используются:
Г. М. Селиверстова, Ф.Т. Манзанова Литературное чтение: учебник для 4-го класса, тувинских школ, в 2 ч.– Кызыл.: Институт развития национальной школы, 2011. – 271 с.: ил.
Используется методическая литература:
С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс
Контрольно-измерительные материалы «Литературное чтение».
Нормативный документ « Контроль и оценка результатов обучения»
«Организация оценивания учебных достижений младших школьников» из методического письма об организации обучения в начальной школе в 2009-2010 учебном году
Календарно-тематическое планирование
№ Разделы, темы уроков Основные понятия, элементы содержа
ния, термины Ч
А
С
Ы УУД Виды
кон
троля Дом/
работа Дата
Личностные КоммуникативныеПознавательные По
плану Факт
1 УЧИСЬ УЧИТЬСЯ.
1 сентября – День знаний.
Рассказ из газеты «Жили-были» «Доброго учебного года тебе!» с. 3 Учись говорить о том, почему 1 сентября детям хочется в школу 1 Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой Умение слушать и вступать в диалог.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета Понимание и распознавание условных обозначений.
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Теку
щийСтр 3-5,
самостоятельно стр.6-10 04.09 2 УЧИСЬ УЧИТЬСЯ
Текст. Тема текста. Главная тема текста.
Рассказ по В.Драгунскому «1сентября» с. 12 Учись определять тему текста и главную мысль текста 1 Сформированностьпознавательных мотивов-интереса к новому Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Поиск и выделение необходимой информации.
Свободная ориентация и восприятие текстов худ-ого стиля.
Анализ объектов
с целью выделения признаков. Пере
сказ Отв. на вопросы Стр. 13, упр.4 06 3 УЧИСЬ УЧИТЬСЯ
«Почему я знаю мало?»
Стихи К.Мурзалиева «Почему?» с. 14 Учись задавать вопрос «почему» и искать на него ответ 1 Сформирован
ностьпознавательных мотивов-интереса к новому. Умение слушать и вступать в диалог.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Поиск и выделение необходимой информации.
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Фронталь
ныйСтр. 14 ,вопросы, отработка выр.чт. 11 4 Вн.чт.
С.Баруздин «Трудное слово»
с 10 Отработка выразительного чтения, работа над содержанием текста. 1 Формирование уважительного отношения к иному мнению Умение слушать учителя и вступать в диалог. Ориентация в тексте, определение темы текста Тематический Стр. 10 пересказ, 13 5 УЧИСЬ УЧИТЬСЯ
«Пойми живой язык природы»
Рассказ С.Иванова «Урок в лесу» с. 18 Учись добывать знания. Учись употреблять в своей речи слова и выражения из прочитанных текстов 1 Сформирован
ностьучебных мотивов Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости Умение слушать учителя. Умение слушать и вступать в диалог.
уважение иной точки зрения, отличной от собственной Анализ объектов с целью выделения признаков,
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Выразительное чтение. Стр.18 пересказ, упр.3 18 6 УРР.«Что мы сажаем, сажая леса?»
Стих-ие С.Маршака «Праздник леса»
С. 20 Учись употреблять в речи слова и выражения из прочитан
ных текстов.
Составление рассказа «Бережное отношение к природе» 1 Развитие нравственных чувств, самостоятельности Умение слушать собеседника. Ориентация в тексте, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения. Тематический Стр. 21, упр.2 20 7 УЧИСЬ УЧИТЬСЯ
«В жизни всё связано между собой»
Рассказ по Г.Юдину «Цепочка событий» с. 22 Учись выстраивать цепочку событий и предугадывать результат. 1 Сформированность познавательных мотивов-интерес к новому. Уважение иной точки зрения. Умение аргументировать свое предложение,
убеждать, уступать. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного
стиля.
Выбор оснований и критериев для сравнения,
построение логической цепи рассуждений. Выразительное чтение Стр. 22-25, упр 4 25 8 ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО ЛИСТОПАДА «Осенний цвет. Осенний свет».
Стихотворение
С Быстрова
С. 26 «Учись видеть природу глазами и сердцем»
Экскурсия 1 Развитие художественно-эстетического вкуса на основе опыта слушания и заучивания наизусть. Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Умение использовать простейшие виды анализа. Выразительное чтение Стр. 26 выучить наизусть, отработка выр.чт. 27 9 ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО ЛИСТОПАДА
«Праздник природы и человека»
Рассказ В. Пескова «Осень» с 30 Учись понимать, что земля природа и человек – целое. 1 Сформированность учебных мотивов, отработка навыка выразительного чтения. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
уважение иной точки зрения. Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений. Выбор вида чтения в зависимости от цели. Индивидуальный Стр. 30-31 отв. на вопросы 02 10 ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО ЛИСТОПАДА
«Четыре осени»
Рассказ по В.Грошеву «Осень по календарю российского земледельца» с. 32 Учись узнавать народные приметы и запоминай их 1 Сформированность учебных мотивов. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
уважение иной точки зрения. Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений. Выбор вида чтения в зависимости от цели. Фронтальный опрос Стр.32-34 04 12 ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО ЛИСТОПАДА
«Зашумел в лесу золотой дождь…»
Рассказ Н.Сладкова «Золотой дождь»
С. 36 Учись находить в текстах сравнения и употреблять их в своей речи 1 Сформированностьучебных
мотивов. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Свободная ориентация и восприятие текста научного стиля.
Установление причинно-следственных связей. Выразительное чтение Стр. 36-37., упр 3 09 13 ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО ЛИСТОПАДА
Осеннее утро. М.Пришвин,
стихотворение К.Бальмонта«Осень»
С.38-40 Учись понимать настроение автора. Отработка выр.чт. 1 Сформированностьучебных мотивов Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости Умение слушать учителя. Умение слушать и вступать в диалог.
уважение иной точки зрения, отличной от собственной Анализ объектов с целью выделения признаков,
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Пере
сказ,
выразительное чтение Стр. 40. выучить наизусть, проект
«Золотая осень» 11 14 ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО ЛИСТОПАДА
«Праздник цвета и тишины»
УРР. Текст-описание «Золотая осень»
с. 42-45 Учись видеть картины природы глазами художника. Учись употреблять в своей речи слова и выражения из прочитанных текстов. 1 Развитие самостоятельности, эстетических чувств. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,
умение слушать собеседника, учет разных мнений и умение обосновать собственное,
умение договариваться, находить общее решение. Умение составлять собственный текст на основе художественного произведения Тематический, проект Стр. 45, упр.3 16 15 СПАСИБО ЛЕТУ КРАСНОМУ «Нас греет лето красное»
Стихи «Спасибо лету красному!» Н.Берендгоф. С.46 Учись видеть и понимать в тексте прямое и переносное значение слов 1 Интерес к способу решения
и к общему способу действия. Умение слушать учителя. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.
Установление причинно-следственных связей.
Выдвижение гипотез и их обоснование. Выразительное чтение Стр. 46,
упр 6 18 16 СПАСИБО ЛЕТУ КРАСНОМУ
«Хорошее время лето!».
Рассказ Л.Воронкова «Ягода-земляника» с. 50. Учись видеть и понимать отношение автора к своим героям 1 Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Умение договариваться , находить общее решение. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Выбор вида чтения в зависимости от цели. Проверка техники чтения Стр.50 23 17 СПАСИБО ЛЕТУ КРАСНОМУ
«У каждого есть «своя речка».
Рассказ В Пескова «Речка моего детства» с 53 Учись рассказывать о своей речке 1 Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Умение договариваться , находить общее решение. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Выбор вида чтения в зависимости от цели. Выразительное чтение Стр.53, упр 5 25 18 СПАСИБО ЛЕТУ КРАСНОМУ
«Это вам на счастье. Это вам на радость. Это вам на веселье».
Рассказ по Соколову-Микитову «Домик в лесу» с. 57 Учись видеть то, что автор видит в картинках родной природы. 1 Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Структурирование знаний.
Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.
Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Фронталь
ный опрос Стр.57, упр 4 30.10 19 СПАСИБО ЛЕТУ КРАСНОМУ
«Праздник на летнем лугу»
Рассказ Соколова-Микитова «Сенокос» с.60
Стихи Е.Русакова «Сенокос» с. 61 Учись видеть вместе с авторами красоту природы и радость труда 1 Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Структурирование знаний.
Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.
Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Индивидуальная работа Стр.60
стр. 61 20 СПАСИБО ЛЕТУ КРАСНОМУ
«Так держать»
Рассказ по Л.Чадамба «На сенокосе» с. 63 Учись видеть вместе с авторами красоту природы и радость труда 1 Интерес к способу решения
и к общему способу действия. Умение слушать учителя. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.
Установление причинно-следственных связей.
Выдвижение гипотез и их обоснование. Выразительное чтение Стр.63 21 СПАСИБО ЛЕТУ КРАСНОМУ
«Летний праздник на лугу»
УРР. Составление рассказа по репродукции картины АА Пластова «Сенокос» с. 66 Учись видеть картины природы глазами художника. Учись употреблять в своей речи слова и выражения из прочитанных текстов. 1 Умения составлять свой текст. Формирование эстетических чувст. Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение. Самостоятельное составление текста. Тематический Стр. 65-66 22 НИЧЕГО СИЛЬНЕЕ ХЛЕБА НЕТУ НА ЗЕМЛЕ
«Хлеб – основа всей жизни»
Рассказ по С. Максимову «Хлеб да соль» с.69 Учись законам гостеприимства.
Экскурсия в пекарню 2 Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому, интерес к способу решения и общему способу действия. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,
умение слушать собеседника, учет разных мнений и умение обосновать собственное,
умение договариваться, находить общее решение. Постановка и формулирование проблемы,самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера,
поиск и выделение необходимой информации,
осознанное и произвольное составление речевого высказывания в письменной форме, Выразительное чтение Стр.69 23 НИЧЕГО СИЛЬНЕЕ ХЛЕБА НЕТУ НА ЗЕМЛЕ
«…а на снежном колосочке держится земля»
Стихи В.Орлова «Колосок» с. 71 Учись говорить о хлебе, в котором хранится сила родной земли 1 Сформированность учебных мотивов. Интерес к способу решения
и к общему способу действия. Умение договариваться , находить общее решение.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета Выдвижение гипотез и их обоснование.
Выбор вида чтения в зависимости от цели. Фронтальный опрос Стр. 71 наизусть 24 НИЧЕГО СИЛЬНЕЕ ХЛЕБА НЕТУ НА ЗЕМЛЕ
«Секреты «батонной няни»»
Рассказ по Г.Юрмину «Пекарь «батонная няня»» с . 72 Учись рассказывать о том, как батоны на свет появляются 1 Интерес к способу решения
и к общему способу действия. Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Структурирование знаний.
Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Фронтальный опрос Стр. 72 25- НИЧЕГО СИЛЬНЕЕ ХЛЕБА НЕТУ НА ЗЕМЛЕ
УРР.«Как батоны на свет появляются»
С.75 Учись рассказывать о том, как делается хлеб на хлебозаводе. Учись употреблять в своей речи слова и выражения из прочитанных текстов 1 Интерес к способу решения
и к общему способу действия. Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Структурирование знаний.
Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Составление рассказа Стр. 75, записать рассказ 26 Вн.чтениеЮ.Дмитриев «Ночной гость» Отработка выразительного чтения, чтения про себя, работа над содержанием. 1 Сформированность учебных мотивов. Умение слушать собеседника. Определение основной и второстепенной информации. Поиск и выделение нужной информации. Выр чт. Стр.202 27 НИЧЕГО СИЛЬНЕЕ ХЛЕБА НЕТУ НА ЗЕМЛЕ
«Тёплый хлеб! Душистый хлеб! Вкусный хлеб!»
Рассказ по М.Борисовой «Тёплый хлеб» с.76 Учись видеть, что объединяет людей 1 Сформированностьучебных
мотивов. Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Определение основной и второстепенной информации.
Поиск и выделение необходимой информации. Выразительное чтение Стр. 76 28-29 ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА-ЗИМА!
«Зима спешит, хлопочет…»
Стихи О.Высотской «Мастерица зима»
с. 80 Учись видеть, что объединяет людей.
Экскурсия 2 Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно). Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха. Познакомить со средствами художественной выразительности. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Умение слушать собеседника. Поиск и выделение необходимой информации.
Построение логической цепи рассуждений. Выразительное чтение Стр.80 наизусть
30-31 ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА-ЗИМА!
«В зимнем лесу кругом комья, пласты и снежные кружева»
Рассказ по А.Тумбасову «В шубах и шапках»
с. 82 Учись сравнивать предметы и употреблять в сравнениях
слова будто, как, как будто, словно, похожий (похож)
2 Интерес к способу решения
и к общему способу действия. Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Построение логической цепи рассуждений. Определение основной и второстепенной информации.
Поиск и выделение необходимой информации. Проверка техники чтения Стр.82 32-33 ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА-ЗИМА!
«Кажется всё замёрзло в этой стуже…»
Рассказ по Г.Скребицкому«В зимнюю стужу» с. 85 Учись рассказы
вать об удивительных птицах-клестах. 2 Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), практически различать художественные и научно-популярные тексты; наблюдать над стилистическими особенностями текстов. Выразительное чтение Стр. 85 34 ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА-ЗИМА!
«Праздник снега и тишины»
УРР.Составление рассказа по репродукции картины К.Ф.Юона «Русская зима» с. 90
сочинение Учись видеть картины природы глазами художника. Учись употреблять в своей речи слова и выражения из прочитанных текстов. 1 Воспитание художественно-эстетического вкуса. Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение. Умение составлять простой план , пересказывать текст. Тематический Стр.90 35 ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА-ЗИМА!
У каждого есть «Трудный овражек».
Рассказ по Л.Воронковой «Трудный овражек» с.91 Учись понимать, что в жизни есть трудности и их нужно преодолевать1 Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения и общему способу действия. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Формулирование проблемы. Выдвижение гипотез и их обоснование. Выбор оснований и критериев для сравнения.
Извлечение необходимой информации из текста. Выразительное чтение Стр.91 36 ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА-ЗИМА!
«Мы будем украшать эту ёлочку каждый год!»
Быль по С.Михалкову «Ёлочка» с. 97 Учись понимать, что «дыхание жизни» присуще не только людям и животным, но и растениям. Учись пересказывать текст по плану 1 Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечествен
ной художественной культурой. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Выбор вида чтения в зависимости от цели.
Выдвижение гипотез и их обоснование. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Проверка техники чтения Стр. 97, пересказ 37 ПОЙМИ ЖИВОЙ ЯЗЫК ПРИРОДЫ.
Как хорошо, если мир на земле!
В Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой». Учатся понимать живой язык природы, защищать природу и сохранять её красоту. 1 Формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народа и культуры. Воспитание нравственности. Умение слушать, готовность слушать собеседника. Беглое чтение, работа над содержанием рассказа Фронтальный Стр. 5 38 Загадки и тайны природы.
Е.Малашенкова «Муха, открой свой секрет!» Учатся видеть удивительное в природе, разгадывать загадки и тайны природы. 1 Формирование нравственных качеств. Использование речевых средств для решения коммуникативных задач Умения работать с разными видами текста. Фронталь
ныйСтр. 8
Стр. 12
39 Вн.чтение.
Т.Ломбина «Письмо бабушке» Отработка выразительного чтения, работа над содержанием 1 Формирование нравственных качеств. Поиск нужной информации Составление текста парами. Фронтальный Стр.108 часть 2 40 УРР по теме «Загадки и тайны природы» Рассказ о загадках и тайнах природы 1 Развитие познавательных интересов Поиск нужной информации Самостоятельно составляют рассказ. Итого
вый Стр 13 41-42 Снежинки и снег
М.Ильин и Е.Сегал «Рассказы о снежинках»
М.Гумилевская «Где рождается снег?» Рассказ о снежинках, жанры и стили произведений2 Формирование познавательных интересов Ориентация в тексте. Беглое чтение и понимание прочитанного, учатся различать художественные и научно-популярные тексты Теку
щийСтр 14
Стр.17. 43 Где водяные капельки , а где алмазы?
Л.Толстой «Какая бывает роса на траве». Рассказ о росе, различение жанров 1 Формирование художественно-эстетического вкуса Передача содержания Учатся различать художественные и научно-популярные тексты. Теку
щийСтр 21 44 НЕДАРОМ ДЕТИ ЛЮБЯТ СКАЗКИ
Почему дети любят сказки
И Суриков «Детство» (отрывок) Учатся рассказы
вать о том, почему они любят сказки 1 Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости Передача содержания, поиск нужной информации Различают виды сказок, составляют рассказ Теку
щийСтр 24 45 «Мяу» да «мяу», «мало» да «мало» …
И. Карнауховой «Кот-Воркот, Котофей Котофеевич» Учатся видеть черты характера людей в сказках о животных. 1 Формирование толерантности Овладение навыками смыслового чтения Разбор сказки Теку
щийСтр 28 46 Делай добро, и тебе будет добро
«Не плюй в колодец -пригодится воды напиться.»
( русская народная сказка) Бытовые сказки. 1 Формирование нравственности Овладение навыками смыслового чтения Разбирают бытовые сказки Теку
щийСтр 36 47 «Ах, какая я красивая!...»
Айога (нанайская сказка) Учатся понимать, чем человек красив 1 Формирование нравственности Овладение навыками смыслового чтения Узнают виды сказок Теку
щийСтр 42 48 «… глядь -а у них прежняя дырявая чёрная юрта»
«Золотая птичка» (тувинская народная сказка) Учатся понимать, что такое просьбе, требование, приказание. 1 Формирование трудолюбия. Овладение навыками смыслового чтения Различение просьбы, требования и приказа Теку
щийСтр 47 49 «Остались они одни-одинёшеньки…» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
(русская народная сказка) Бытовые и волшебные сказки 1 Формирование нравственности Овладение навыками смыслового чтения Различение бытовых и волшебных сказок Теку
щийСтр 52 50 УРР. Составление рассказа по репродукции картины В.М. Васнецова «Аленушка» Составляют рассказ по картине 1 Формирование самостоятельности Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. Составление рассказа по картине, словарная работа. Итого
вый Стр 58 51 А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Литератур
ные сказки 1 Формирование трудолюбия. Развитие ответственности за свои поступки Узнают о литературных сказках, автобиография А.С. Пушкина, Теку
щийСтр 62 52 БАСНЯ-ДОБРЫЙ УРОК, КОТОРЫЙ НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ
«Мои басни читают дети…»
Иван Крылов «Лебедь, щука и рак.» (басня) Басня 1 Формирование нравственности Умение договариваться о распределении ролей. Проект о басне Теку
щийСтр 80,наи
зусть53 Басня иногда проста и коротка
Лев Толстой
«Лев и мышь» (басня) Басня 1 Формирование нравственности Овладение навыками смыслового чтения Знакомство с творчеством И.КрыловаТеку
щийСтр 84 54 ВСЕМУ НАЧАЛО-ОТЧИЙ ДОМ
Родина для людей более 160 национальностейС. Михалков «Страна, в которой мы живем.» Россия является твоей большой Родиной. 1 Формирование толерантности Овладение навыками смыслового чтения УУД: изучение карты России, составление рассказа, передача содержания прочитанного Теку
щийСтр. 90 55 Главный город нашей страны
С. Михалков «Москва-столица России». Москва, столица, Россия. 1 Формирование патриотических чувств. Овладение навыками смыслового чтения УУД: презентации о Москве, составление рассказа о Москве Итого
вый Стр 92 56 Чем же таким особенным замечателен наш край?
Э.Мижит.
«Что такое Тува?» Малая Родина-Тува
(проект) 1 Формирование патриотических чувств. Овладение навыками смыслового чтения УУД: презентации о Туве, составление рассказа о Кызыле, о Туве Итого
вый Стр 95 57 «Под небом голубым стоят рядами юрты»
А. Даржай. «Юрты» Отчий край-Тува
(проект) 1 Формирование умения контролировать и оценивать себя. Овладение навыками смыслового чтения УУД: проект «Юрта- жилище тувинцев», составление рассказа о юрте Итого
вый, Стр 102, наизусть 58 12 апреля –ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
Первый в мире космонавт
«108 минут»
(отрывок из книги «Вижу Землю»)
Рассказ о Гагарине
(проект) 1 Формирование познавательных интересов Овладение навыками смыслового чтения УУД: проект Теку
щийСтр 105 59 9 МАЯ-ДЕНЬ ПОБЕДЫ
В. Курасов «Слово отца» Рассказ о дне Победы 1 Формирование патриотизма Овладение навыками смыслового чтения УУД: беглое чтение рассказа и передача содержания, ответы на вопросы. Теку
щийСтр 110 60 ОПЯТЬ ВЕСНА ДУШИСТАЯ ПОВЕЯЛА КРЫЛОМ.
«В окно повеяло весною…»
А. Плещеев «Весна». О весне.
экскурсия 1 Воспитание художественно-эстетического вкуса. Овладение навыками смыслового чтения УУД: разбор рассказа Теку
щийСтр 113,
наизусть 61 «Весна прилетит к нам на крыльях грачей, жаворонков, скворцов»
В.Бианки «Весна». О птицах.
(проект)
О скворечни
ках, помощь птицам. 1 Формирование художественно-эстетического вкуса Овладение навыками смыслового чтения Разбор рассказа, сравнение. Теку
щийСтр 115, 62 Вн.чтение И.Соколов-Микитов
« Март» О признаках весны. Народные приметы о весне. 1 Формирование художественно-эстетического вкуса Овладение навыками смыслового чтения УУД: знать названия перелетных птиц, составление предложений, рассказа Теку
щийСтр 126 часть 2 63 «Любовь к чистоте и торжеству природы».
УРР.
Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Описание природы глазами художников 1 Формирование художественно-эстетического вкуса Овладение навыками анализа. Самостоятельно составляют текст. ВыборочныйСтр 129 64 ДОБРО ПО КРУГУ
Добро и счастье в сказке П.П, Бажова «Серебряное копытце» (в сокращении) Творчество Бажова П.П. 1 Формирование норм нравственности Овладение навыками смыслового чтения Знакомство с творчеством П.Бажова. Теку
щийСтр 133 65 УРР.«Добро по кругу» Составление рассказа о добрых делах героев прочитанных произведений 1 Формирование доброжелатель
ности, мужества. Поиск нужной информации Работа над проектом Состав
ление рас
сказа Стр.144 66 ОПЯТЬ СМЕЕТСЯ ЛЕТО В ОТКРЫТОЕ ОКНО
Здравствуй, лето!
М. Карем «Здравствуй, солнце.» О лете 1 Формирование бережного отношения к природе Работа над анализом УУД: составление рассказа, чтение рассказа Итого
вый Стр 145, наизусть 67 К.Паустовский «Кот-Ворюга» Выразительное чтение 1 Формирование норм нравственности Овладение навыками смыслового чтения Знакомство с творчеством К. Паустовского. Проверка техники чтения Стр 147-152 68 Совершенная точность прогнозов крылатых синоптиков.
М.Зверев«Бабочки-синоптики» Описание природных явлений 1 Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы., народов, культур и религий. Овладение навыками смыслового чтения. Простейшие виды анализа. Теку
щийСтр 153
Объекты и средства материально – технического обеспечения курса литературного чтения
№
п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Коли-
чествоПримечание
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1 Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1 – 4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)
К УМК выбираются с учётом типа школы с русским и родным (нерусским) языком обучения.
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Минобрнауки России. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифы. Они могут использоваться в качестве дополнителоного материала.
2 Стандарт начального образования по литературному чтению
Д 3 Примерная программа начального образования по литературному чтению Д ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
4 Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе цифровой форме) Д 5 Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению П 6 Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме) Д 7 Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения Д / П 8 Портреты поэтов и писателей (в соответствии с Обязательным минимумом) Д ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
9 Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок Д 10 Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок Д 11 Видеомагнитофон / видеоплеер (по возможности) Д 12 Аудиоцентр / магнитофон Д 13 Мультимедийный проектор (по возможности) Д 14 Компьютер (по возможности) Д 15 Экспозиционный экран (по возможности) Д Размер не менее 150х150 см
16 Принтер струйный цветной (по возможности) Д 17 Фотокамера цифровая (по возможности) Д 18 Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности) Д 19 Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности) Д 20 Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины П 21 Ученические столы 1 – 2 местные с комплектом стульев Ф В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами
22 Стол учительский с тумбой Д 23 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Д 24 Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала Д 25 Полки для уголка книг Д 26 Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. Д Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Министерство образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. —(Стандарты второго поколения).
Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке . Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа . сост.Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - С. 55-60.
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение.-М.: Просвещение, 2011
4.Селиверстова Г.М., Манзанова Ф.Т. Литературное чтение Учебник для 4 классов тувинских школ- Кызыл, 2011
Черкезова М.В, Примерная программа курса «Литературное чтение» для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения (2—4 классы) . Примерная программа начального общего образования в 2-х частях. — М.: Просвещение, 2008.